Проект Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении положения о федерального государственном надзоре в области защиты прав потребителей"
(подготовлен Роспотребнадзором 05.05.2021 г.)
В соответствии со статьей 40 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей.
2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 2 мая 2012 года N 412 "Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 19, ст. 2435; 2018, N 35, ст. 5558; 2019, N 29, ст. 4038).
3. Установить, что реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на руководство и управление в сфере установленных функций.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2021 года.
Председатель Правительства |
М. Мишустин |
Утверждено
постановлением Правительства
Российской Федерации
от ________________ N _______
Положение
о Федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзор) в области защиты прав потребителей.
2. Предметом федерального государственного контроля (надзора) является:
1) соблюдение изготовителями, исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами, владельцами агрегаторов и гражданами, осуществляющими в соответствии с законом отдельные виды деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя обязательных требований, установленных Законом "О защите прав потребителей", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также актами, составляющими право Евразийского экономического союза, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, в целях защиты жизни, здоровья, прав и законных интересов потребителей, непричинения вреда (ущерба) окружающей среде (охраняемых законом ценностей в области защиты прав потребителей);
2) соблюдение изготовителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), исполнителем, продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
3. Федеральный государственный контроль (надзор) в области защиты прав потребителей осуществляется контрольным (надзорным) органом - Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Роспотребнадзор).
4. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление федерального государственного контроля (надзора) (далее также инспектор), являются:
а) руководитель Роспотребнадзора;
б) заместители руководителя Роспотребнадзора и руководители структурных подразделений центрального аппарата Роспотребнадзора, в ведении которых находятся вопросы федерального государственного надзора;
в) заместители руководителей структурных подразделений центрального аппарата Роспотребнадзора, начальники отделов и заместители начальников отделов структурных подразделений центрального аппарата Роспотребнадзора, в ведении которых находятся вопросы федерального государственного надзора;
г) федеральные государственные гражданские служащие категории "специалисты" ведущей группы должностей в структурных подразделениях центрального аппарата Роспотребнадзора, в ведении которых находятся вопросы федерального государственного надзора;
д) федеральные государственные гражданские служащие категории "специалисты" старшей группы должностей в структурных подразделениях центрального аппарата Роспотребнадзора, в ведении которых находятся вопросы федерального государственного надзора;
е) руководители территориальных органов Роспотребнадзора;
ж) заместители руководителей территориальных органов Роспотребнадзора, начальники отделов и заместители начальников отделов в территориальном органе Роспотребнадзора;
з) федеральные государственные гражданские служащие категории "специалисты" ведущей группы должностей в территориальных органах Роспотребнадзора, в ведении которых находятся вопросы федерального государственного надзора;
и) федеральные государственные гражданские служащие категории "специалисты" старшей группы должностей в территориальных органах Роспотребнадзора, в ведении которых находятся вопросы федерального государственного надзора.
5. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий контрольным (надзорным) органом являются:
а) руководитель Роспотребнадзора;
б) заместители руководителя Роспотребнадзора и руководители структурных подразделений центрального аппарата Роспотребнадзора, в ведении которых находятся вопросы федерального государственного надзора;
в) заместители руководителей структурных подразделений центрального аппарата Роспотребнадзора, в ведении которых находятся вопросы федерального государственного надзора;
г) руководители территориальных органов Роспотребнадзора;
д) заместители руководителей территориальных органов Роспотребнадзора.
Руководитель территориального органа Роспотребнадзора вправе принять решение о наделении полномочиями начальника структурного подразделения территориального органа Роспотребнадзора или его заместителя на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
6. Должностные лица, осуществляющие федеральный государственный контроль (надзор) в области защиты прав потребителей при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий пользуются правами, установленными частью 2 статьи 29 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
7. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей, применяются положения Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
II. Объекты федерального государственного контроля (надзора)
8. Объектами федерального государственного надзора (далее - объект контроля) являются:
1) деятельность, действия (бездействие) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также граждан, осуществляющих в соответствии с законом отдельные виды деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, связанные с соблюдением ими обязательных требований, регламентированных соответствующими правилами продажи товаров, оказания услуг (выполнения работ), в том числе в части заключения и (или) исполнения договоров с потребителями на предмет выявления в них условий, ущемляющих права потребителей;
2) товары (продукция), работы и услуги, как результаты деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также граждан, осуществляющих в соответствии с законом отдельные виды деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, к которым предъявляются обязательные требования, в том числе в части информации о товарах (продукции), работах (услугах).
9. Контрольный (надзорный) орган обеспечивает учет объектов контроля.
10. При сборе, обработке, анализе и учете сведений об объектах контроля для целей их учета контрольный (надзорный) орган использует информацию, представляемую ему в соответствии с нормативными правовыми актами, информацию, содержащуюся в государственных информационных системах, а также информационных системах иных контрольных (надзорных) органов, получаемую в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступную информацию.
11. В ходе осуществления федерального государственного надзора могут быть привлечены свидетели, эксперты, экспертные организации, специалисты.
III. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
12. Контрольный (надзорный) орган проводит следующие профилактические мероприятия:
информирование;
обобщение правоприменительной практики;
меры стимулирования добросовестности;
объявление предостережения;
консультирование;
самообследование;
профилактический визит.
Федеральные бюджетные учреждения, подведомственные контрольным (надзорным) органам, в рамках обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в соответствии с планом работы контрольного (надзорного) органа, а также по отдельным поручениям контрольного (надзорного) органа вправе проводить следующие профилактические мероприятия:
консультирование.
профилактический визит.
13. Профилактические мероприятия осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", с учетом особенностей, установленных настоящим Положением.
Контрольный (надзорный) орган обеспечивает учет профилактических мероприятий.
14. Итоги обобщения правоприменительной практики по осуществлению федерального государственного надзора после публичных обсуждений включаются в Государственный доклад о защите прав потребителей в Российской Федерации, в порядке и сроки, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации.
15. В целях мотивации контролируемых лиц к соблюдению обязательных требований контрольные (надзорные) органы проводят мероприятия, направленные на нематериальное поощрение добросовестных контролируемых лиц (далее - меры стимулирования добросовестности).
Оценка добросовестности контролируемых лиц, проводится в случае их обращения, при условии осуществления ими деятельности не менее трех лет и при представлении подтверждённых сведений о реализации мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, в том числе:
1) реализация контролируемым лицом мероприятий по предотвращению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
2) наличие внедренных сертифицированных систем внутреннего контроля в соответствующей сфере деятельности;
3) предоставление контролируемым лицом доступа контрольному (надзорному) органу к своим информационным ресурсам;
4) добровольная сертификация, подтверждающая повышенный необходимый уровень безопасности охраняемых законом ценностей;
5) заключение контролируемым лицом со страховой организацией договора добровольного страхования рисков причинения вреда (ущерба), объектом которого являются имущественные интересы контролируемого лица, связанные с его обязанностью возместить вред (ущерб) охраняемым законом ценностям, причиненный вследствие нарушения контролируемым лицом обязательных требований.
Критериями добросовестности контролируемого лица контрольным (надзорным) органом являются следующие параметры:
1) соблюдение контролируемым лицом обязательных требований, а также иных требований, соблюдение которых оценивается контрольным (надзорным) органом в рамках иных видов контроля (учитывается отсутствие нарушений требований, выявленных по итогам контрольных (надзорных) мероприятий, производств по делам об административных правонарушениях, привлечение к уголовной ответственности, отсутствие случаев объявления контролируемому лицу предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований);
2) своевременность представления подконтрольным субъектом в контрольный (надзорный) орган обязательной информации;
3) отсутствие исковых заявлений о защите прав потребителей, удовлетворенных судебными органами;
4) о реализации мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, указанных им при обращении в контрольный (надзорный) орган с целью оценки его добросовестности;
5) наличие декларации соблюдения обязательных требований.
Оценка добросовестности контролируемого лица критериям добросовестности оценивается за три года.
Для поощрения и стимулирования добросовестных контролируемых лиц могут применяться следующие меры:
1) выдвижение представителей контролируемых лиц в общественные и иные органы при контрольном (надзорном) органе;
2) возможность проведения инспекционного визита, выездной проверки с использованием средств дистанционного взаимодействия;
3) присуждение контролируемому лицу репутационного статуса, обозначающего добросовестное соблюдение контролируемым лицом обязательных требований, в порядке, установленном контрольным (надзорным) органом, и предоставление контролируемому лицу права публично размещать данную информацию в открытых источниках, в том числе в информационных и рекламных материалах.
Информация об оценке контролируемых лиц предоставляется любым заинтересованным лицам посредством размещения на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети "Интернет".
Срок действия репутационного статуса, обозначающего добросовестное соблюдение контролируемым лицом обязательных требований, составляет три года с момента присвоения указанного статуса.
Репутационный статус, обозначающий добросовестное соблюдение контролируемым лицом обязательных требований, аннулируется при установлении контрольным (надзорным) органом несоответствия контролируемого лица критериям добросовестности, о чем уведомляется контролируемое лицо в течение одного месяца.
16. При наличии у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся или возможных нарушениях обязательных требований в области защиты прав потребителей, а также о непосредственных нарушениях обязательных требований, если указанные сведения не соответствуют утвержденным индикаторам риска нарушения обязательных требований, инспектор объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Предостережение должно содержать указание на соответствующие обязательные требования, нормативные правовые акты, их предусматривающие, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований.
В предостережении контролируемому лицу в целях проведения им самостоятельной оценки соблюдения обязательных требований (самообследования) соблюдения обязательных требований указывается адрес сайта в сети "Интернет", позволяющий пройти самообследование соблюдения обязательных требований.
Контролируемое лицо вправе после получения предостережения подать возражение в отношении указанного предостережения либо уведомление об исполнении предостережения в порядке и срок, указанные в предостережении.
Уведомление об исполнении предостережения направляется объявившему предостережение лицу.
Возражение на предостережение подается в письменном виде способами, установленными Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", вышестоящему должностному лицу.
В возражении указываются наименование контролируемого лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина, идентификационный номер налогоплательщика - юридического лица, индивидуального предпринимателя, дата и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица, обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.
Контрольный (надзорный) орган по итогам рассмотрения возражения направляет контролируемому лицу ответ о его обоснованности или необоснованности в срок, не превышающий 20 рабочих дней, со дня получения возражения.
В уведомлении об исполнении предостережения указываются наименование контролируемого лица, идентификационный номер налогоплательщика - юридического лица, индивидуального предпринимателя, фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина, дата и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица, сведения о принятых по результатам рассмотрения предостережения мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований.
17. Должностные лица контрольного (надзорного) органа по обращениям контролируемых лиц и их уполномоченных представителей осуществляют консультирование в устном или письменном виде по установленным обязательным требованиям и по вопросам, связанным с порядком осуществления федерального государственного надзора.
Консультирование осуществляется при личном обращении, посредством телефонной связи, электронной почты, видео-конференц-связи, а также в ходе проведения профилактического или контрольного (надзорного) мероприятий.
Информация о перечне вопросов и должностных лицах, осуществляющих консультирование при личном обращении, посредством телефонной связи, видео-конференц-связи, и график консультирования, утвержденный должностными лицами, указанными в п. 6 настоящего Положения, размещаются на стенде контрольного (надзорного) органа в доступном для граждан месте, а также на его официальном сайте в сети "Интернет".
Консультирование контролируемых лиц и их уполномоченных представителей при личном обращении, а также посредством видео-конференц-связи осуществляется по предварительной записи.
Консультирование в ходе проведения профилактического мероприятия осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Консультирование при личном обращении осуществляется в специальных помещениях, оборудованных средствами аудио- и (или) видеозаписи, о применении которых гражданин уведомляется до начала консультирования.
Должностные лица контрольного (надзорного) органа, осуществляющие консультирование, дают устный ответ по существу каждого поставленного вопроса.
В случае невозможности предоставления устного ответа в ходе личного консультирования, дается письменный ответ в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рассмотрении обращений граждан.
При получении от контролируемых лиц или их уполномоченных представителей письменного запроса ответ дается в письменной форме в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рассмотрении обращений граждан.
В случаях, когда в контрольный (надзорный) орган неоднократно поступают однотипные обращения (по одному и тому же вопросу) от контролируемых лиц и их представителей консультирование может быть осуществлено посредством размещения на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети "Интернет" письменного разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом контрольного (надзорного) органа.
18. В целях добровольного определения контролируемыми лицами уровня соблюдения ими обязательных требований может проводиться самообследование в порядке, указанном в Методических рекомендациях контрольного (надзорного) органа, размещенных на его официальном сайте в сети "Интернет".
Самообследование осуществляется в автоматизированном режиме с использованием одного из способов, указанных на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети "Интернет", в том числе с привлечением представителей общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) в рамках полномочий, установленных статьей 45 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".
Самообследование может касаться как контролируемого лица в целом, так и его обособленных подразделений, иных принадлежащих ему объектов.
Контролируемые лица, получившие высокую оценку соблюдения ими обязательных требований, по итогам самообследования вправе принять декларацию соблюдения обязательных требований.
Декларация соблюдения обязательных требований направляется контролируемым лицом в контрольный (надзорный) орган, который осуществляет ее регистрацию и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет". Контролируемое лицо имеет право разместить сведения о зарегистрированной декларации соблюдения обязательных требований на своем сайте в сети "Интернет", в принадлежащих ему помещениях, а также использовать такие сведения в рекламной продукции.
Наличие декларации соблюдения обязательных требований является одним из критериев при присвоении репутационного статуса, обозначающего добросовестное соблюдение контролируемым лицом обязательных требований.
Срок действия декларации соблюдения обязательных требований составляет три года с момента регистрации указанной декларации контрольным (надзорным) органом.
В случае изменения сведений, содержащихся в декларации соблюдения обязательных требований, уточненная декларация представляется контролируемым лицом в контрольный (надзорный) орган в течение одного месяца со дня изменения содержащихся в ней сведений.
Контрольный (надзорный) орган утверждает методические рекомендации по проведению самообследования и подготовке декларации соблюдения обязательных требований. Методические рекомендации размещаются на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети "Интернет".
В случае, если при проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия выявлены нарушения обязательных требований, факты представления контролируемым лицом недостоверных сведений при самообследовании, декларация соблюдения обязательных требований аннулируется решением, принимаемым по результатам контрольного (надзорного) мероприятия.
Принятие новой декларации соблюдения обязательных требований по результатам самообследования возможно не ранее чем через три месяца после исполнения контролируемым лицом решений, принятых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.
19. Профилактический визит проводится инспектором в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля.
В ходе профилактического визита инспектором может осуществляться консультирование контролируемого лица в порядке, установленном пунктом 22 настоящего Положения.
Профилактические визиты должны проводиться в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в сфере, определенной контрольным (надзорным) органом, исходя из состояния потребительского рынка (далее - определенная сфера), не позднее чем в течение одного года с момента начала такой деятельности. Информация о проведении профилактического визита указанным лицам, приступающим к осуществлению деятельности в определенной сфере, в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", а также путем размещения информации на своем официальном сайте в сети "Интернет" о возможности проведения таких профилактических визитов.
При принятии решения о проведении профилактического визита могут учитываться результаты анализа контрольных (надзорных) мероприятий за предшествующие периоды.
О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо должно быть уведомлено не позднее чем за пять рабочих дней до даты его проведения в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Срок проведения профилактического визита не может превышать один рабочий день.
Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, письменно уведомив об этом контрольный (надзорный) орган не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения.
В случае, если при проведении профилактического визита установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, инспектор незамедлительно должен направить информацию об этом уполномоченному должностному лицу, указанному в п. 6 настоящего Положения для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий. В иных случаях контролируемому лицу инспектором объявляется предостережение в порядке и по основаниям, указанным пункте 21 настоящего Положения.
IV. Осуществление государственного контроля (надзора)
20. Федеральный государственный надзор осуществляется без проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий.
21. При осуществлении федерального государственного надзора проводятся следующие виды внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий при взаимодействии с контролируемым лицом:
1) контрольная закупка;
2) мониторинговая закупка;
3) выборочный контроль;
4) инспекционный визит;
5) рейдовые осмотр;
6) документарная проверка;
7) выездная проверка.
Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся:
1) наблюдение за соблюдением обязательных требований;
2) выездное обследование.
22. Основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий может быть:
1) наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров;
2) поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;
3) требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
4) истечение срока исполнения предписания контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований в случае непредставления документов и сведений контролируемым лицом, представление которых установлено предписанием, или на их основании невозможно сделать вывод об исполнении предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований.
Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия проводятся должностными лицами контрольного (надзорного) органа на основании заданий уполномоченных должностных лиц контрольного (надзорного) органа, указанных в пункте 6 настоящего Положения, включая задания, содержащиеся в планах работы контрольного (надзорного) органа.
Инспектор определяет вид контрольных (надзорных) мероприятий с учетом характера нарушения обязательных требований, контрольных (надзорных) действий, необходимых для оценки их соблюдения.
В ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия инспектором оценивается соблюдение обязательных требований в отношении объектов государственного контроля (надзора), к которым предъявляются обязательные требования, указанные в предмете контрольного (надзорного) мероприятия.
23. Информация о контрольных (надзорных) мероприятиях в рамках федерального государственного надзора размещается в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий.
24. В ходе проведения контрольной закупки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
эксперимент.
25. В ходе мониторинговой закупки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
опрос;
эксперимент;
инструментальное обследование;
истребование документов;
испытание;
экспертиза.
26. В ходе выборочного контроля могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
получение письменных объяснений;
истребование документов;
отбор проб (образцов);
инструментальное обследование;
испытание;
экспертиза.
27. В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) инструментальное обследование;
5) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
28. В ходе рейдовых осмотров могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
досмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов;
инструментальное обследование;
испытание;
экспертиза.
29. В ходе документарных проверок могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
получение письменных объяснений;
истребование документов;
экспертиза.
30. В ходе выездных проверок могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
досмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов;
отбор проб (образцов);
инструментальное обследование;
испытание;
экспертиза.
31. В ходе контрольных (надзорных) мероприятий контрольные (надзорные) действия совершаются в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 37-42 настоящего Положения.
32. После объявления о проведении мониторинговой закупки инспектор на месте составляет протокол о проведении мониторинговой закупки и направлении продукции (товаров), результатов выполненных работ, оказанных услуг на инструментальное обследование, испытание или экспертизу в двух экземплярах, один из которых вручается контролируемому лицу или его представителю.
При этом, в протоколе указываются сведения о наименовании продукции (товаров), результатов выполненных работ, оказанных услуг, количестве, идентификационных признаках, видах инструментального обследования, испытания или экспертизы, наименовании и адресе местонахождения эксперта или экспертной организации, которым поручено проведение указанных инструментальных обследований, испытаний или экспертиз, об инспекторе, составившем протокол, контролируемом лице или его представителе.
К указанному протоколу могут быть приложены документы и материалы, полученные в ходе мониторинговой закупки.
33. При проведении контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в пункте 26 настоящего Положения, для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств.
Способы фиксации доказательств должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований. Результаты фиксации прикладываются к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
34. Федеральные бюджетные учреждения, подведомственные контрольному (надзорному) органу, в рамках обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в соответствии с планом работы контрольного (надзорного) органа, а также по отдельным поручениям контрольного (надзорного) органа вправе проводить следующие контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом:
наблюдение за соблюдением обязательных требований;
выездное обследование.
По результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом федеральным бюджетным учреждением, подведомственным контрольному (надзорному) органу, представляется инспектору соответствующий акт, по результатам рассмотрения которого принимается решение в соответствии с Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
35. Досмотр осуществляется инспектором в присутствии контролируемого лица или его представителя.
В случаях, не терпящих отлагательства, досмотр может осуществляться инспектором в отсутствие контролируемого лица или его представителя и (или) с использованием видеозаписи.
36. Отбор проб (образцов) осуществляется в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи.
Не подлежат отбору пробы (образцы) продукции (товаров), не являющиеся объектами федерального государственного надзора.
Отбор проб (образцов) продукции (товаров) для проведения инструментального обследования, экспертизы осуществляется в количестве и объеме, не превышающем нормы, установленные документами по стандартизации, правилами отбора проб (образцов) и методами их исследований (испытаний) и измерений, техническими регламентами или иными нормативными техническими документами, правилами, методами исследований (испытаний) и измерений.
37. С целью оценки соблюдения обязательных требований в ходе инструментального обследования при проведении контрольного (надзорного) мероприятия могут применяться оборудование, государственные и иные информационные системы, программные средства, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, обязательные к использованию контролируемым лицом, а также иные средства доступа к информации.
Обязанность отбора, удостоверения и представления на экспертизу образцов лежит на контрольном (надзорном) органе либо может быть возложена должностным лицом, указанным в пункте 6 настоящего Положения, на эксперта или специалиста.
При невозможности транспортировки образца исследования, исходя из его характеристик (габариты, форма, вес, технологические параметры и иные) к месту работы эксперта, контрольный (надзорный) орган обеспечивает ему беспрепятственный доступ к образцу и необходимые условия для исследования.
38. В ходе проведения контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в пунктах 29, 30 настоящего Положения, может совершаться контрольное (надзорное) действие эксперимент, заключающийся в использовании тест-ситуаций.
Тест-ситуация - это действия по созданию инспектором ситуации, в ходе которой возможно оценить соблюдение контролируемым лицом обязательных требований.
Эксперимент проводится инспектором по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) непосредственно в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
В случае необходимости инспектор может привлекать для участия в эксперименте специалиста.
39. В случае представления в контрольный (надзорный) орган контролируемым лицом, являющимся индивидуальным предпринимателем либо гражданином, информации о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия с приложением документов, подтверждающих уважительность указанных обстоятельств, проведение контрольного (надзорного) мероприятия может быть перенесено контрольным (надзорным) органом на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для данного обращения индивидуального предпринимателя, гражданина в контрольный (надзорный) орган.
40. В случае поступления в контрольный (надзорный) орган возражений в отношении акта контрольного (надзорного) мероприятия в целом или его отдельных положений, контрольный (надзорный) орган назначает консультации с контролируемым лицом по вопросу рассмотрения поступивших возражений, которые проводятся не позднее чем в течение пяти рабочих дней со дня поступления возражений.
Должностные лица контрольного (надзорного) органа, осуществляющие консультирование, дают по существу каждого поставленного вопроса письменный или устный ответ, в том числе с использованием видео-конференц-связи.
В ходе таких консультаций контролируемое лицо вправе давать пояснения, представлять дополнительные документы или их заверенные копии, в том числе представлять информацию о предпочтительных сроках устранения выявленных нарушений обязательных требований.
41. Предписание об устранении выявленных нарушений выдается инспектором, указанным в пункте 5 настоящего Положения, контролируемому лицу с указанием сроков устранения таких нарушений.
В предписании должно быть указано:
1) дата и место выдачи предписания;
2) фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность инспектора, выдавшего предписание;
3) сведения о контролируемом лице, которому выдается предписание, адрес места осуществления контролируемым лицом деятельности или адрес нахождения иных объектов контроля, в отношении которых проводилось контрольное (надзорное) мероприятие, фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина или наименование организации, адрес организации (ее филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), ответственных за соответствие обязательным требованиям объекта контроля, в отношении которого проводилось контрольное (надзорное) мероприятие;
4) указание на необходимость устранения нарушения структурных элементов нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, и представления документов и сведений контролируемым лицом в подтверждение исполнения предписания;
5) срок представления документов и сведений, подтверждающих исполнение предписания;
6) порядок и сроки обжалования предписания;
7) предупреждение лица, в отношении которого выдается предписание, об административной ответственности, предусмотренной законодательством по факту невыполнения в установленный срок предписания об устранении нарушений обязательных требований.
При необходимости в предписании может быть указан конкретный способ совершения действий, направленных на устранение выявленных нарушений.
V. Обжалование (досудебное) решений контрольных (надзорных органов, действий (бездействия) их должностных лиц.
42. Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления федерального государственного надзора, имеют право на досудебное обжалование:
решений, принятых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, в том числе в части сроков исполнения этих решений;
иных решений органов, осуществляющих федеральный государственный надзор, действий (бездействия) их инспекторов, повлекших неблагоприятные последствия для контролируемых лиц.
Обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб применяется с 1 января 2023 года.
43. Жалоба на решение территориального органа, его инспекторов рассматривается руководителем (заместителем руководителя) данного территориального органа либо вышестоящим органом контрольного (надзорного) органа.
Жалоба на действия (бездействие) руководителя (заместителя руководителя) территориального органа рассматривается вышестоящим органом контрольного (надзорного) органа.
Жалоба на решение контрольного (надзорного) органа, действия (бездействие) его должностных лиц может быть подана в течение тридцати календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
Жалоба на предписание контрольного (надзорного) органа может быть подана в течение десяти рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания.
В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы, при условии представления подтверждающих документов, этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен уполномоченным на рассмотрение жалобы органом.
Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по жалобе может отозвать ее полностью или частично. При этом повторное направление жалобы по тем же основаниям не допускается.
44. Уполномоченный на рассмотрение жалобы орган в срок не позднее двух рабочих дней со дня регистрации жалобы принимает решение:
о приостановлении исполнения обжалуемого решения контрольного (надзорного) органа;
об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения контрольного (надзорного) органа.
Информация о принятом решении направляется лицу, подавшему жалобу, в течение одного рабочего дня с момента принятия решения.
Жалоба по форме и содержанию должна соответствовать требованиям Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Уполномоченный на рассмотрение жалобы орган при рассмотрении жалобы использует информационную систему досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности.
Жалоба подлежит рассмотрению в срок не превышающий двадцати рабочих дней со дня ее регистрации. В исключительных случаях срок может быть продлен уполномоченным на рассмотрение жалобы органом, ноне более чем на двадцать рабочих дней.
Уполномоченный орган вправе запросить у контролируемого лица, подавшего жалобу, дополнительную информацию и документы, относящиеся к предмету жалобы. Контролируемое лицо вправе представить указанные информацию и документы в течение пяти рабочих дней с момента направления запроса. Течение срока рассмотрения жалобы приостанавливается с момента направления запроса о представлении дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, до момента получения их органом, осуществляющим федеральный государственный надзор, но не более чем на пять рабочих дней с момента направления запроса.
По итогам рассмотрения жалобы уполномоченный на рассмотрение жалобы орган принимает одно из следующих решений:
оставляет жалобу без удовлетворения;
отменяет решение контрольного (надзорного) органа полностью или частично;
отменяет решение контрольного (надзорного) органа полностью и принимает новое решение;
признает действия (бездействие) инспекторов контрольного (надзорного) органа незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.
Решение уполномоченного на рассмотрение жалобы органа, осуществляющего федеральный государственный надзор, содержащее обоснование принятого решения, срок и порядок его исполнения, размещается в личном кабинете контролируемого лица на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональном портале государственных и муниципальных услуг в срок не позднее одного рабочего дня со дня его принятия.
45. Уполномоченный на рассмотрение жалобы орган принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы в течение пяти рабочих дней с момента получения жалобы, если:
жалоба подана после истечения срока подачи жалобы, установленного Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока подачи жалобы отказано;
до принятия решения по жалобе от контролируемого лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы;
имеется решение суда по вопросам, поставленным в жалобе;
ранее в уполномоченный на рассмотрение жалобы орган была подана другая жалоба от того же контролируемого лица по тем же основаниям;
нарушены требования подачи жалобы, установленные Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
VI. Ключевые показатели федерального государственного контроля (надзора) и их целевые значения
46. В целях качественной оценки уровня защиты охраняемым законом ценностям в области защиты прав потребителей используются ключевые и индикативные показатели результативности и эффективности федерального государственного надзора.
47. Ключевыми показателями федерального государственного надзора являются:
а) показатель уровня минимизации вреда (ущерба) охраняемых законом ценностей в области защиты прав потребителей, который рассчитывается, как отношение общего объема возмещенного ущерба, причиненного в результате нарушения обязательных требований в области защиты прав потребителей к общему объему ущерба, причиненного в результате нарушения обязательных требований в области защиты прав потребителей.
б) показатель уровня минимизации выявляемых нарушений в области защиты прав потребителей, который рассчитывается, как отношение общего количества выявленных нарушений обязательных требований в области защиты прав потребителей к контрольно-надзорным мероприятиям.
48. Индикативные показатели федерального государственного контроля (надзора), которые устанавливаются Роспотребнадзором.
Целевые (плановые) значения ключевых показателей федерального государственного надзора приведены в приложении к настоящему Положению.
Контрольный (надзорный) орган ежегодно осуществляет подготовку доклада о федеральном государственном надзоре с указанием сведений о достижении ключевых показателей и сведений об индикативных показателях, в том числе о влиянии профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий на достижение ключевых показателей.
Приложение
к Положению о федеральном
государственном надзоре в области
защиты прав потребителей
Ключевые показатели федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей
N п/п |
Наименование ключевого показателя |
Годы и целевые (прогнозные) значения ключевых показателей |
|||||
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
||
1. |
Показатель уровня минимизации вреда (ущерба) охраняемых законом ценностей в области защиты прав потребителей |
33 % |
35% |
37% |
40% |
45% |
50% |
2. |
Показатель уровня минимизации выявляемых нарушений в области защиты прав потребителей |
2,8 |
2,7 |
2,6 |
2,5 |
2,4 |
2,3 |
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.