Проект Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении положения о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре)"
(подготовлен Роспотребнадзором 06.05.2021 г.)
В соответствии со статьей 44 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2020, N 29, ст. 4504) Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре).
2. Признать утратившими силу:
Положение о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 г. N 476 "О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 24, ст. 2999);
Постановление Правительства Российской Федерации от 31.08.2017 N 1045 "О внесении изменения в Положение о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 36, ст. 5461);
Подпункт "б" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 35, ст. 5326);
Пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30.03.2017 N 359 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 15;
Постановление Правительства Российской Федерации от 14.06.2017 N 707 "О внесении изменения в Положение о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 25, ст. 3695);
Пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 18.08.2018 N 967 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 35, ст. 5558);
3. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2021 г.
Председатель Правительства |
М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от _________ г. N ____
Положение
о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре)
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора).
2. Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор), осуществляемый уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (далее - органы государственного контроля (надзора), направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
3. Предметом федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) являются:
1) соблюдение санитарно-эпидемиологических требований;
2) соблюдение обязательных требований в области качества и безопасности пищевой продукции, установленных в соответствии с Федеральным законом "О качестве и безопасности пищевых продуктов" и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами;
3) соблюдение иных обязательных требований в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, установленных Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, актами, составляющими право Евразийского экономического союза;
4) соблюдение (реализация) требований, содержащихся в разрешительных документах в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
5) выполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
6) соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", в том числе:
а) статьями 5, 6, 8 ТР ТС 004/2011. Технический регламент Таможенного Союза "О безопасности низковольтного оборудования";
б) статьями 3, 4, 5, 6, 7, 8 ТР ТС 005/2011. Технический регламент Таможенного Союза "О безопасности упаковки";
в) статьями 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 10, 13 ТР ТС 007/2011. Технический регламент Таможенного Союза "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков";
г) статьями 3, 4, 5, 6, 7 ТР ТС 008/2011. Технический регламент Таможенного Союза "О безопасности игрушек";
д) статьями 1, 2, 3, 4, 5, 7 ТР ТС 009/2011. Технический регламент Таможенного Союза "О безопасности парфюмерно-косметической продукции";
е) статьями 5, 6, 7, 12 ТР ТС 010/2011. Технический регламент Таможенного Союза "О безопасности машин и оборудования";
ё) статьями 3, 4, 6, 8 ТР ТС 015/2011. Технический регламент Таможенного Союза "О безопасности зерна";
ж) статьями 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12 ТР ТС 017/2011. Технический регламент Таможенного Союза "О безопасности продукции легкой промышленности";
з) ТР ТС 021/2011. Технический регламент Таможенного Союза "О безопасности пищевой продукции";
и) ТР ТС 022/2011. Технический регламент Таможенного Союза "Пищевая продукция в части ее маркировки";
й) статьями 3, 4, 5, 6, 7 ТР ТС 023/2011. Технический регламент Таможенного Союза "Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей";
к) ТР ТС 024/2011. Технический регламент Таможенного Союза "Технический регламент на масложировую продукцию";
л) статьями 4, 5, 6, 7 ТР ТС 025/2012. Технический регламент Таможенного Союза "О безопасности мебельной продукции";
м) статьями 3, 6, 8 ТР ТС 026/2012. Технический регламент Таможенного Союза "О безопасности маломерных судов";
н) ТР ТС 027/2012. Технический регламент Таможенного Союза "О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания";
о) ТР ТС 029/2012. Технический регламент Таможенного Союза "Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств";
п) ТР ТС 033/2013. Технический регламент Таможенного Союза "О безопасности молока и молочной продукции";
р) ТР ТС 034/2013. Технический регламент Таможенного Союза "О безопасности мяса и мясной продукции";
с) разделами II, III, IV, X, XI, XII, XIV ТР ТС 035/2014. Технический регламент Таможенного Союза "Технический регламент на табачную продукцию";
т) решением Комиссии Таможенного союза "О Положении о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза";
у) решением Комиссии Таможенного союза "Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)";
ф) разделами II, III, IV, IX, X, XII ТР ЕАЭС 040/2016. Технический регламент Евразийского экономического союза "О безопасности рыбы и рыбной продукции";
х) разделами III, IV, VII, X ТР ЕАЭС 044/2017. Технический регламент Евразийского экономического союза "О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду";
ц) положениями пункта 5 статьи 3, пункта 2 статьи 12, статьи 17, статьи 18, статьи 19, статьи 20 Федерального закона "Технический регламент на табачную продукцию".
4. Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор) осуществляют следующие органы государственного контроля (надзора):
1) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы, за исключением государственного контроля (надзора), осуществляемого органами государственного контроля (надзора), указанными в подпунктах 2 и 3 настоящего пункта;
2) Федеральное медико-биологическое агентство и его территориальные органы - в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и на отдельных территориях Российской Федерации по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации;
3) федеральные органы исполнительной власти в сфере обороны, обеспечения безопасности, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, исполнения наказания, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, войска национальной гвардии Российской Федерации, подразделения указанных федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, соответствующих органов управления, а также их государственные учреждения;
4) федеральные государственные учреждения, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, указанными в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, в случаях, предусмотренных статьей 44 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
5. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) являются:
1) руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - главный государственный санитарный врач Российской Федерации (его заместители), руководители территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации (их заместители), а также руководители структурных подразделений территориальных органов - главные государственные санитарные врачи по городам, районам и на транспорте (их заместители);
2) руководитель Федерального медико-биологического агентства, заместитель руководителя Федерального медико-биологического агентства - главный государственный санитарный врач по обслуживаемым организациям и обслуживаемым территориям (его заместитель), руководители территориальных органов Федерального медико-биологического агентства (их заместители);
3) руководитель структурного подразделения Министерства обороны Российской Федерации (его соответствующих органов управления, государственных учреждений) - главный государственный санитарный врач по объектам Министерства обороны Российской Федерации (его заместитель, должностным регламентом которого предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора);
4) руководитель структурного подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации (его территориальных органов, соответствующих органов управления, государственных учреждений) - главный государственный санитарный врач по объектам Министерства внутренних дел Российской Федерации (его заместитель, должностным регламентом которого предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора);
5) руководитель структурного подразделения Федеральной службы исполнения наказаний (его территориальных органов, соответствующих органов управления, государственных учреждений) - главный государственный санитарный врач по объектам Федеральной службы исполнения наказаний (его заместитель, должностным регламентом которого предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора);
6) руководитель структурного подразделения Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации (его территориальных органов, соответствующих органов управления, государственных учреждений) - главный государственный санитарный врач по объектам Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации (его заместитель, должностным регламентом которого предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора);
7) руководитель структурного подразделения Управления делами Президента Российской Федерации (его соответствующих органов управления, государственных учреждений) - главный государственный санитарный врач по объектам Управления делами Президента Российской Федерации (его заместитель, должностным регламентом которого предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора);
8) руководитель структурного подразделения Федеральной службы безопасности Российской Федерации (его территориальных органов, соответствующих органов управления, а также государственных учреждений) - главный государственный санитарный врач по объектам Федеральной службы безопасности Российской Федерации (его заместитель, должностным регламентом которого предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора);
9) руководитель структурного подразделения Федеральной службы охраны Российской Федерации (его территориальных органов, соответствующих органов управления, а также государственных учреждений) - главный государственный санитарный врач по объектам Федеральной службы охраны Российской Федерации (его заместитель, должностным регламентом которого предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора);
10) руководитель структурного подразделения Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (его территориальных органов, соответствующих органов управления, а также государственных учреждений) - главный государственный санитарный врач по объектам Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (его заместитель, должностным регламентом которого предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора);
11) руководитель структурного подразделения Службы внешней разведки Российской Федерации (его соответствующих органов управления, государственных учреждений) - главный государственный санитарный врач по объектам Службы внешней разведки Российской Федерации (его заместитель, должностным регламентом которого предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора);
12) должностные лица органов, указанных в пункте 4 настоящего Положения, в должностные обязанности которых в соответствии с должностным регламентом или должностной инструкцией предусмотрены полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора);
13) должностные лица учреждений, подведомственных органам, указанным в пункте 4 настоящего Положения, в должностные обязанности которых в соответствии с должностным регламентом или должностной инструкцией предусмотрены полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора);
6. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются должностные, перечисленные в подпунктах 1-11 пункта 5 настоящего Положения.
7. Должностные лица, уполномоченные осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор) (далее также - инспектор), при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий пользуются правами, установленными частью 2 статьи 29 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", пунктом 1 статьи 34 Федерального закона "О техническом регулировании", а также следующими правами:
проводить санитарно-эпидемиологические экспертизы, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок;
проводить отбор для исследований проб и образцов продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов;
проводить досмотр транспортных средств и перевозимых ими грузов, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов, в целях установления соответствия транспортных средств и перевозимых ими грузов санитарным правилам;
проводить отбор для исследований проб воздуха, воды и почвы;
проводить измерения факторов среды обитания в целях установления соответствия таких факторов санитарным правилам.
8. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) применяются положения Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
9. Органы государственного контроля (надзора) осуществляют государственный контроль (надзор) за следующими объектами контроля (надзора) (далее - объекты контроля):
1) деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);
2) результаты деятельности граждан и организаций, в том числе продукция (товары), подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Евразийского экономического союза по перечню, утвержденному решением Комиссии Таможенного союза "О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе", к которым предъявляются обязательные требования;
3) здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства и другие объекты, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются обязательные требования (далее - производственные объекты).
10. Учет объектов контроля осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральным медико-биологическим агентством (их территориальными органами) посредством сбора, обработки, анализа и учета сведений об объектах контроля информации, включая сведения о продукции (товарах), подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Евразийского экономического союза по перечню, утвержденному решением Комиссии Таможенного союза "О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе", представляемой указанным органам, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия, общедоступной информации, а также информации, содержащейся в информационных системах.
11. Федеральное медико-биологическое агентство осуществляет учет объектов контроля, указанных в подпунктах 1 и 3 пункта 9 настоящего Положения, в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда (в том числе при подготовке и выполнении космических полетов, проведении водолазных и кессонных работ) и на отдельных территориях Российской Федерации, в том числе на объектах и территориях закрытых административно-территориальных образований, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
12. Федеральные органы исполнительной власти в сфере обороны, обеспечения безопасности, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, исполнения наказания, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, войска национальной гвардии Российской Федерации, подразделения указанных федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, соответствующих органов управления, а также государственных учреждений учет объектов контроля осуществляют в пределах установленных полномочий.
13. При осуществлении учета объектов контроля на контролируемые лица контроля не может возлагаться обязанность по представлению сведений, документов, если иное не предусмотрено федеральными законами, а также если соответствующие сведения, документы содержатся в государственных или муниципальных информационных ресурсах.
14. Учет объектов контроля обеспечивается путем ведения перечня объектов контроля.
15. Перечень объектов контроля, указанных в подпунктах 1 и 3 пункта 9 настоящего Положения, содержит следующую информацию:
1) полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) гражданина;
2) основной государственный регистрационный номер юридического лица или гражданина;
3) адрес места нахождения и осуществления деятельности юридического лица, гражданина и используемых ими производственных объектов;
4) вид (виды) деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности;
5) реквизиты решения об отнесении к категории риска и указание на категорию риска.
16. Перечень объектов контроля, указанных в подпункте 2 пункта 9 настоящего Положения, содержит следующую информацию:
1) наименование продукции (товара), подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Евразийского экономического союза по перечню, утвержденному решением Комиссии Таможенного союза "О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе";
2) реквизиты решения о присвоении объекту контроля категории риска, указание на категорию риска, а также сведения, на основании которых было принято решение об отнесении объекта контроля к категории риска.
17. Документы, направляемые контролируемым лицом органам государственного контроля (надзора) в электронном виде, могут быть подписаны:
1) простой электронной подписью;
2) простой электронной подписью, ключ которой получен физическим лицом при личной явке в соответствии с правилами использования простой электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме, установленными Правительством Российской Федерации;
3) усиленной квалифицированной электронной подписью в случае в случае, установленном статьей 40 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
18. Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроля (надзор) осуществляется Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральным медико-биологическим агентством с применением риск-ориентированного подхода.
19. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральное медико-биологическое агентство при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) относят объекты контроля, указанные в подпунктах 1 и 3 пункта 9 настоящего Положения, к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):
1) чрезвычайно высокий риск;
2) высокий риск;
3) значительный риск;
4) средний риск;
5) умеренный риск;
6) низкий риск.
20. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека относит объекты контроля, указанные в подпункте 2 пункта 9 настоящего Положения, к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба):
1) чрезвычайно высокий риск;
2) высокий риск;
3) значительный риск;
4) средний риск;
5) умеренный риск;
6) низкий риск.
21. Отнесение объектов контроля к категориям риска осуществляется:
1) решениями главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации или руководителей территориальных органов Федерального медико-биологического агентства - при отнесении объектов контроля, указанных в подпунктах 1 и 3 пункта 9 настоящего Положения, к категориям риска;
2) решением главного государственного санитарного врача Российской Федерации - при отнесении объектов контроля, указанных в подпункте 2 пункта 9 настоящего Положения, к категориям риска.
22. В случае пересмотра, указанного в пункте 19 настоящего Положения решения об отнесении объекта контроля к категории риска, решение об изменении категории риска на более высокую категорию принимается должностным лицом, уполномоченным на принятие решения об отнесении объекта контроля к соответствующей категории риска.
Решение об изменении категории риска на более низкую категорию принимается должностным лицом, которым ранее было принято решение об отнесении объекта контроля к категории риска, с направлением указанного решения, документов и сведений, на основании которых оно было принято, должностному лицу, уполномоченному на принятие решения об отнесении объекта контроля к соответствующей категории риска.
23. При отсутствии решения об отнесении объекта контроля к определенной категории риска объект контроля считается отнесенным к категории низкого риска.
24. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральное медико-биологическое агентство ведут перечни объектов контроля, которым присвоены категории риска. Включение объектов контроля в перечни осуществляется на основе решений уполномоченных должностных лиц об отнесении объектов контроля к соответствующим категориям риска.
25. Перечни объектов контроля, указанных в подпункте 1 пункта 19 настоящего Положения, которым присвоены категории риска, содержат следующую информацию:
1) полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) гражданина, деятельности и (или) производственным объектам которых присвоена категория риска;
2) основной государственный регистрационный номер;
3) индивидуальный номер налогоплательщика;
4) место нахождения объекта контроля;
5) реквизиты решения о присвоении объекту контроля категории риска, указание на категорию риска, а также сведения, на основании которых было принято решение об отнесении объекта контроля к категории риска.
26. Перечень объектов контроля, указанных в подпункте 2 пункта 19 настоящего Положения, содержит следующую информацию:
1) наименование продукции (товара), подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Евразийского экономического союза по перечню, утвержденному решением Комиссии Таможенного союза "О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе";
2) идентификацию опасности (биологическая (вирусная, бактериальная, паразитарная и иная), химическая, физическая (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения) и иные опасности);
3) полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) гражданина, осуществляющего выпуск продукции (товара) в свободное обращение;
4) реквизиты решения о присвоении объекту контроля категории риска, указание на категорию риска, а также сведения, на основании которых было принято решение об отнесении объекта контроля к категории риска.
27. На официальных сайтах Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федерального медико-биологического агентства размещается и поддерживается в актуальном состоянии информация об объектах контроля, предусмотренная пунктами 25 и 26 настоящего Положения, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного рисков.
28. Размещение информации, указанной в пунктах 25 и 26 настоящего Положения, осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.
29. По запросу юридического лица или гражданина Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральное медико-биологическое агентство (их территориальные органы) предоставляют им информацию о присвоенной их деятельности и (или) используемым ими производственным объектам либо продукции (товарам) категории риска, а также сведения, использованные при отнесении их деятельности и (или) используемых ими производственных объектов, продукции (товаров) к определенной категории риска.
30. Юридическое лицо или гражданин вправе подать в установленном порядке в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральное медико-биологическое агентство заявление об изменении присвоенной ранее их деятельности и (или) используемым ими производственным объектам, продукции (товарам) категории риска.
31. Отнесение объектов контроля к определенной категории риска осуществляется на основании критериев отнесения объектов контроля к категориям риска согласно приложениям 1 и 2 к настоящему Положению.
32. Виды плановых контрольных надзорных мероприятий в отношении объектов контроля, указанных в подпункте 1 пункта 19 настоящего Положения, в зависимости от присвоенной категории риска и их периодичность, в том числе:
1) Для категории чрезвычайно высокого риска:
а) выездная проверка - один раз в календарном году;
б) документарная проверка - один раз в календарном году;
в) рейдовый осмотр - один раз в календарном году;
г) выборочный контроль - один раз в календарном году.
2) Для категории высокого риска:
а) выездная проверка - один раз в два года;
б) документарная проверка - один раз в два года;
в) рейдовый осмотр - один раз в два года;
г) выборочный контроль - один раз в два года.
3) Для категории значительного риска:
а) выездная проверка - один раз в три года;
б) документарная проверка - один раз в три года;
в) рейдовый осмотр - один раз в три года;
г) выборочный контроль - один раз в три года.
4) Для категории среднего риска - не чаще чем один раз в четыре года;
а) выездная проверка - не менее одного контрольного (надзорного) мероприятия в четыре года;
б) документарная - не менее одного контрольного (надзорного) мероприятия в четыре года;
в) инспекционный визит - не менее одного контрольного (надзорного) мероприятия в четыре года;
г) выборочный контроль - не менее одного контрольного (надзорного) мероприятия в четыре года.
5) Для категории умеренного риска:
а) выездная проверка - не менее одного контрольного (надзорного) мероприятия в шесть лет;
б) документарная - не менее одного контрольного (надзорного) мероприятия в шесть лет;
в) инспекционный визит - не менее одного контрольного (надзорного) мероприятия в шесть лет;
г) выборочный контроль - не менее одного контрольного (надзорного) мероприятия в шесть лет.
6) в отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.
33. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия могут проводиться два и более раза в период, за исключением одного года, определенный для соответствующей категории риска, в отношении юридических лиц и граждан, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере.
34. Виды плановых контрольных надзорных мероприятий в отношении объекта контроля, указанного в подпункте 2 пункта 19 настоящего Положения, в зависимости от присвоенной категории риска и их периодичности, в том числе:
1) для категории чрезвычайно высокого риска - не менее одного контрольного (надзорного) мероприятия в год;
2) для категории высокого риска - не менее одного контрольного (надзорного) мероприятия в два года;
3) для категории среднего риска - не менее одного контрольного (надзорного) мероприятия в три года.
35. В отношении объектов контроля, указанных в подпункте 1 пункта 19 настоящего Положения, проводятся следующие внеплановые контрольные надзорные мероприятия:
1) выборочный контроль;
2) инспекционный визит;
3) рейдовый осмотр;
4) выездная проверка;
5) выездное обследование.
36. В отношении объектов контроля, указанных в подпункте 2 пункта 19 настоящего Положения, проводятся следующие внеплановые контрольные надзорные мероприятия:
1) мониторинговая закупка;
2) выборочный контроль;
3) выездная проверка.
37. Для определения необходимости проведения внеплановых проверок и иных контрольных (надзорных) мероприятий Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральным медико-биологическим агентством используются индикаторы риска нарушения обязательных требований.
38. При проведении плановых выездного обследования, инспекционного визита, рейдового осмотра или выездной проверки должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральным медико-биологическим агентством используются проверочные листы (списки контрольных вопросов), которые включают в себя перечни вопросов, затрагивающих предъявляемые к юридическому лицу и гражданину обязательные требования.
39. Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям ежегодно утверждается в срок до 20 декабря года, предшествующего году проведения профилактических мероприятий.
40. Органы государственного контроля (надзора) могут проводить следующие профилактические мероприятия:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения;
4) консультирование;
5) профилактический визит.
41. Информирование осуществляется посредством размещения органами государственного контроля (надзора) соответствующих сведений на своих официальных сайтах в сети "Интернет", в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.
42. Доклады о правоприменительной практике по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) готовятся Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или Федеральным медико-биологическим агентством (их территориальных органов) ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.
43. Доклады о правоприменительной практике утверждаются приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или Федерального медико-биологического агентства (их территориальных органов) и размещаются на соответствующих официальных сайтах в сети "Интернет" в срок до пяти рабочих дней со дня утверждения доклада.
44. При наличии у Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или Федерального медико-биологического агентства (их территориальных органов) сведений о готовящихся или возможных нарушениях обязательных требований, а также о непосредственных нарушениях обязательных требований, если указанные сведения не соответствуют утвержденным индикаторам риска нарушения обязательных требований, указанные органы государственного контроля (надзора) объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
45. Объявленные предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, включая уведомления об исполнении предостережений, результаты рассмотрения возражений на объявленные предостережения подлежат учету, а соответствующие данные используются для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
46. По результатам рассмотрения предостережения контролируемым лицом в течение двадцати рабочих дней могут быть поданы в органы государственного контроля (надзора), вынесшие соответствующее предостережение, возражения, в которых указываются:
1) наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина;
2) идентификационный номер налогоплательщика - контролируемого лица;
3) дата и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица;
4) обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований, с приложением документов, подтверждающих обоснованность возражений, или их копии.
47. Возражения направляются в бумажном виде почтовым отправлением либо в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью гражданина либо лица, уполномоченного действовать от имени юридического лица или от имени гражданина, на указанный в предостережении адрес электронной почты в орган государственного контроля (надзора), либо иными указанными в предостережении способами.
48. По итогам рассмотрения возражения юридическому лицу, гражданину в течение двадцати рабочих дней со дня получения возражений направляется ответ в бумажном виде заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо иным доступным для юридического лица, гражданина способом, включая направление в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, принявшего решение о направлении предостережения.
49. Результаты рассмотрения возражений используются Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или Федеральным медико-биологическим агентством (их территориальными органами) для целей организации и проведения мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований, совершенствования применения риск-ориентированного подхода при организации федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) и иных целей, не связанных с ограничением прав и свобод юридических лиц и граждан.
50. Консультирование осуществляться инспекторами по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия по следующим вопросам:
1) наличие и (или) содержание обязательных требований в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия;
2) периодичность и порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
3) порядок выполнения обязательных требований в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия;
4) порядок обжалования решений и (или) действий должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или Федерального медико-биологического агентства (их территориальных органов).
51. Консультирование может проводиться должностными лицами государственных учреждений, подведомственных органам государственного контроля (надзора).
52. В ходе консультирования информация, содержащая оценку конкретного контрольного (надзорного) мероприятия, решений и (или) действий должностных лиц органа государственного контроля (надзора), иных участников контрольного (надзорного) мероприятия, а также результаты проведенных в рамках контрольного (надзорного) мероприятия экспертизы, не представляется.
53. По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не предоставляется, за исключением случая поступления письменного запроса о предоставлении письменной консультации по вопросам, указанным в подпунктах 1 - 4 пункта 51 настоящего Положения ответа в сроки, установленные Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
54. Консультирование по однотипным обращениям контролируемых лиц и их представителей, которые содержат вопросы разъяснения обязательных требований, проводится посредством размещения на официальных сайтах органов государственного контроля (надзора) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
55. Информация о способах и времени осуществления консультирования, а также перечень вопросов, по которым представляется консультирование размещается на официальных сайтах органов государственного контроля (надзора) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
56. Обязательные профилактические визиты проводятся органами государственного контроля (надзора) в отношении:
1) в отношении объектов контроля, указанных в подпункте 1 пункта 19 настоящего Положения, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска, а также юридических лиц и граждан, осуществляющих производство объектов контроля, указанных в подпункте 2 пункта 19 настоящего Положения и отнесенных к чрезвычайно высокому и высокому риску;
2) в отношении контролируемых лиц, со дня начала фактического осуществления деятельности которых прошло менее одного года.
57. Профилактический визит может быть проведен в отношении объектов контроля, указанных в подпункте 1 пункта 19 настоящего Положения, отнесенных к категориям среднего, умеренного и низкого риска, в случае контролируемое лицо не отказалось от его проведения в срок не позднее чем за три рабочих дня до предлагаемой даты его проведения.
58. Профилактический визит проводится в рабочее время, в период, устанавливаемый уведомлением о проведении обязательного профилактического визита, и не может превышать восьми часов.
59. Профилактический визит, за исключением профилактического визита на объекты контроля, отнесенные к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, может проводиться государственными учреждениями, подведомственными органам государственного контроля (надзора).
60. По результатам профилактического визита оформляется акт, содержащий сведения:
1) дата, время и форма проведения профилактического визита;
2) наименование, место осуществления деятельности контролируемого лица;
3) об инспекторе, проводившим профилактический визит;
4) о перечне обязательных требований, предъявляемых к деятельности контролируемого лица либо к принадлежащим ему объектам контроля, которые были разъяснены в ходе профилактического визита; основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска; видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска;
5) сведения о лицах контролируемого лица, участвовавших в профилактическом визите и их подписи.
61. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, согласованного с органами прокуратуры.
62. В решении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, указываются сведения, установленные частью 1 статьи 64 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
В решении о проведении мониторинговой закупки включаются сведения о товарах (работах, услугах), подлежащих приобретению в ходе ее проведения, способах их закупки и оплаты.
63. Для фиксации инспектором и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий, доказательств нарушений обязательных требований может использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств в случаях проведения:
1) мониторинговой закупки;
3) выборочного контроля;
4) инспекционного визита;
5) рейдового осмотра;
6) выездной проверки;
7) наблюдения за соблюдением обязательных требований;
8) выездного обследования.
64. При проведении выборочного контроля отбор проб (образцов) продукции (товаров) осуществляется с обязательным применением видеозаписи, в случае отсутствия контролируемого лица или его представителя.
65. Фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств осуществляются с использованием служебного оборудования, о чем делается запись в документах, оформляемых по результатам контрольного (надзорного) мероприятия.
66. Материалы, полученные в результате фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств, прикладываются к документам, оформляемым по итогам контрольного (надзорного) мероприятия.
67. Проведение фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств, должно обеспечивать фиксацию даты, времени и места их проведения.
В документах, составляемых инспектором по результатам контрольных (надзорных) действий, фиксируются сведения о совершении фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств, в том числе:
1) запись о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи;
2) описание условий, при которых проведена фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств, а также их дата, время и место;
3) сведения о технических средствах, используемых для проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств;
4) подписи лиц, участвующих в проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств.
68. Гражданин, являющийся контролируемым лицом, вправе представить в контрольный (надзорный) орган информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия, случаях:
1) временной его нетрудоспособности;
2) нахождения его в служебной командировке или отпуске в ином населенном пункте.
69. Государственный контроль (надзор) осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
1) мониторинговой закупки;
2) выборочного контроля;
3) инспекционного визита;
4) рейдового осмотра;
5) документарной проверки;
6) выездной проверки;
7) наблюдения за соблюдением обязательных требований;
8) выездного обследования.
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, согласованного с органами прокуратуры.
70. В ходе мониторинговой закупки совершаются следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) опрос;
3) эксперимент;
4) инструментальное обследование;
5) истребование документов;
6) испытание;
7) экспертиза.
71. Мониторинговая закупка проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1-3, 5 и 6 части 1 статьи 57 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
72. Мониторинговая закупка проводится способами, применяемыми потребителями при приобретении товаров (работ, услуг) и совершении соответствующих сделок с юридическими лицами и гражданами, осуществляющими продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг потребителям.
73. Мониторинговая закупка может проводиться способами, которые исключают непосредственный контакт работников (представителей) юридического лица или гражданина и его работников (представителей) с потребителем при совершении сделки, в том числе с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, включая информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов (далее - дистанционная мониторинговая закупка).
74. В случае если мониторинговая закупка проводится с осуществлением расчета наличными денежными средствами, должностному лицу органа государственного контроля (надзора), уполномоченному на проведение мониторинговой закупки, выдаются денежные средства, которые подлежат описи с указанием номеров банкнот.
75. Продукция (товары), результаты выполненных работ, оказанных услуг по результатам мониторинговой закупки могут направляться эксперту и (или) экспертной организации для проведения инструментального обследования, испытания или экспертизу объектов контроля.
76. Отбор проб (образцов), удостоверение и представление их на экспертизу может осуществляться с привлечением экспертов и (или) экспертных организаций.
77. В протоколе о проведении мониторинговой закупки и направлении продукции (товаров), результатов выполненных работ, оказанных услуг на инструментальное обследование, испытание или экспертизу должны указываться вопросы, поставленные перед экспертом и (или) экспертной организацией, а также перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта и (или) экспертной организации.
78. Продукция (товары), результаты выполненных работ, оказанных услуг направляются для проведения их исследований и испытаний в количестве, не превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами и методами исследований, испытаний, измерений.
79. Эксперт и (или) экспертная организация дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении эксперта и (или) экспертной организации должно быть указано, кем и на каком основании проводились исследования, их содержание, должны быть даны обоснованные ответы на поставленные перед экспертом и (или) экспертной организацией вопросы и сделаны выводы.
80. В ходе выборочного контроля могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) получение письменных объяснений;
3) истребование документов;
4) отбор проб (образцов);
5) инструментальное обследование;
6) испытание;
7) экспертиза.
81. Выборочный контроль проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1-3, 5 и 6 части 1 статьи 57 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
82. Отбор проб (образцов) в рамках выборочного контроля для проведения инструментального обследования, испытания или экспертизы осуществляется, если отсутствует возможность оценки соблюдения обязательных требований иными способами, без отбора проб (образцов).
83. Отбор проб (образцов), удостоверение и представление их на экспертизу может осуществляться с привлечением экспертов и (или) экспертных организаций.
84. В протоколе о проведении выборочного контроля и направлении проб (образцов) для проведения инструментального обследования, испытания или экспертизы должны указываться вопросы, поставленные перед экспертом и (или) экспертной организацией, а также перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта и (или) экспертной организации.
85. Эксперт и (или) экспертная организация дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении эксперта и (или) экспертной организации должно быть указано, кем и на каком основании проводились исследования, их содержание, должны быть даны обоснованные ответы на поставленные перед экспертом и (или) экспертной организацией вопросы и сделаны выводы.
86. В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) инструментальное обследование;
5) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
87. Инспекционный визит проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1-6 части 1 статьи 57 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
88. Внеплановый инспекционный визит проводится с целью оценки соблюдения обязательных требований, в целях проверки информации, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 57 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", выполнения поручений, предусмотренных пунктами 3 и 4 части 1 статьи 57 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", а также оценка исполнения решения, предусмотренного пунктом 5 части 1 статьи 57 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
89. Проведение инструментального обследования в рамках инспекционного визита осуществляется с привлечением эксперта и (или) экспертной организации.
90. В ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) досмотр;
3) опрос;
4) получение письменных объяснений;
5) истребование документов;
6) отбор проб (образцов);
7) инструментальное обследование;
8) испытание;
9) экспертиза;
10) эксперимент.
91. Рейдовый осмотр проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1-3 части 1 статьи 57 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
92. При направлении проб (образцов) для проведения инструментального обследования, испытания или экспертизы должны указываться вопросы, поставленные перед экспертом и (или) экспертной организации, а также перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта и (или) экспертной организации.
93. Отбор проб (образцов), удостоверение и представление их на экспертизу может осуществляться с привлечением экспертов и (или) экспертных организаций.
94. Эксперт и (или) экспертная организация дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении эксперта и (или) экспертной организации должно быть указано, кем и на каком основании проводились исследования, их содержание, должны быть даны обоснованные ответы на поставленные перед экспертом (или) экспертной организацией вопросы и сделаны выводы.
95. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) получение письменных объяснений;
2) истребование документов;
3) экспертиза.
96. Документарная проверка проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1-5 части 1 статьи 57 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
97. Внеплановая документарная проверка проводится с целью оценки соблюдения обязательных требований, в целях проверки информации, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 57 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", выполнения поручений, предусмотренных пунктами 3 и 4 части 1 статьи 57 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", а также оценка исполнения решения, предусмотренного пунктом 5 части 1 статьи 57 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
98. Документарная проверка, предметом которой являются сведения, составляющие государственную тайну, проводится в соответствии с положениями Закона Российской Федерации "О государственной тайне".
99. При направлении документированных материалов для экспертизы должны указываться вопросы, поставленные перед экспертом и (или) экспертной организацией, а также перечень таких материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта и (или) экспертной организации.
100. Эксперт и (или) экспертная организация дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении эксперта и (или) экспертной организации должно быть указано, кем и на каком основании проводилась экспертиза, ее содержание, а также должны быть даны обоснованные ответы на поставленные перед экспертом (или) экспертной организацией вопросы и сделаны выводы.
101. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) досмотр;
3) опрос;
4) получение письменных объяснений;
5) истребование документов;
6) отбор проб (образцов);
7) инструментальное обследование;
8) испытание;
9) экспертиза;
10) эксперимент.
102. Выездная проверка проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) в целях оценки соблюдения обязательных требований, а также оценки выполнения предписания Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или Федеральным медико-биологическим агентством (их территориальных органов) об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
103. Выездная проверка проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1-6 части 1 статьи 57 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
104. Срок проведения выездной проверки не может превышать десять рабочих дней.
105. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия, за исключением выездной проверки, основанием для проведения которой является пункт 6 части 1 статьи 57 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и которая для микропредприятия не может продолжаться более сорока часов.
Срок проведения выездной проверки в отношении организации, осуществляющей свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению организации или производственному объекту.
106. При направлении проб (образцов) для проведения инструментального обследования, испытания или экспертизы должны указываться вопросы, поставленные перед экспертом и (или) экспертной организацией, а также перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта и (или) экспертной организации.
107. Отбор проб (образцов), удостоверение и представление их на экспертизу может осуществляться с привлечением экспертов и (или) экспертных организаций.
108. Отбор проб (образцов), удостоверение и представление их на экспертизу может осуществляться с привлечением экспертов и (или) экспертных организаций.
109. Эксперт и (или) экспертная организация дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении эксперта и (или) экспертной организации должно быть указано, кем и на каком основании проводились исследования, их содержание, должны быть даны обоснованные ответы на поставленные перед экспертом (или) экспертной организацией вопросы и сделаны выводы.
110. Наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) осуществляется инспектором путем анализа данных об объектах контроля, имеющихся у Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или Федерального медико-биологического агентства (их территориальных органов), в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах.
111. При наблюдении за соблюдением обязательных требований (мониторинге безопасности) на контролируемых лиц не возлагаются обязанности, не установленные обязательными требованиями.
112. Выявленные в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) инспектором сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям направляются уполномоченному должностному лицу Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или Федерального медико-биологического агентства (их территориальных органов) для принятия решений в соответствии с положениями Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
113. Выездное обследование проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) юридического лица (ее филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), месту осуществления деятельности гражданина, месту нахождения объекта контроля.
114. В ходе выездного обследования инспектор может осуществлять осмотр общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектов.
115. Выездное обследование проводится без информирования контролируемого лица.
116. Срок проведения выездного обследования одного объекта контроля (нескольких объектов, расположенных в непосредственной близости друг от друга), указанных в подпункте 1 пункта 9 настоящего Положения, не может превышать один рабочий день.
117. По результатам проведения выездного обследования не могут быть приняты решения, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 2 статьи 90 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
118. Оценка соблюдения лицензионных требований контролируемыми лицами, имеющими лицензию, осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" и принимаемыми в его исполнение нормативными правовыми актами.
119. Консультации по вопросу рассмотрения поступивших возражений проводятся, в том числе посредством видео-конференц-связи с участием представителей контролируемого лица и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или Федерального медико-биологического агентства (их территориального органа).
120. Результаты консультаций по вопросу рассмотрения возражений оформляются в течение одного рабочего дня протоколом консультаций, к которому прилагаются документы или их заверенные копии, представленные контролируемым лицом.
Копия протокола консультаций направляется контролируемому лицу в трехдневный срок со дня его составления.
121. Предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, форма которого утверждается органами государственного контроля (надзора), оформляется на бумажном носителе либо в форме электронного документа, подписываемого электронной цифровой подписью, и содержит:
1) сведения о решении, на основании которого проведено контрольное (надзорное) мероприятие;
2) сведения о выявленных нарушениях обязательных требованиях;
3) требование об устранении нарушений обязательных требований;
4) сроки устранения выявленных нарушений обязательных требований;
5) сроки информирования органа государственного контроля (надзора) об устранении нарушений обязательных требований.
122. Решения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или Федерального медико-биологического агентства (их территориальных органов), действия (бездействие) их должностных лиц при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора могут быть обжалованы контролируемыми лицами, в отношении которых приняты решения или совершены действия (бездействие), в досудебном порядке в соответствии со статьей 41 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" в следующем порядке:
1) жалоба на решение территориального органа контрольного (надзорного) органа, действия (бездействие) его должностных лиц рассматривается руководителем (заместителем руководителя) данного территориального органа либо вышестоящим органом контрольного (надзорного) органа;
2) жалоба на действия (бездействие) руководителя (заместителя руководителя) территориального органа контрольного (надзорного) органа рассматривается вышестоящим органом контрольного (надзорного) органа;
3) в случае отсутствия территориального органа контрольного (надзорного) органа и в случае обжалования решений контрольного (надзорного) органа, принятых его центральным аппаратом, действий (бездействия) должностных лиц центрального аппарата контрольного (надзорного) органа жалоба рассматривается руководителем контрольного (надзорного) органа.
123. Жалоба подается контролируемым лицом в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг. При подаче жалобы гражданином она должна быть подписана простой электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью. При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.
124. Жалоба подлежит рассмотрению в не более двадцати рабочих дней со дня ее регистрации.
Срок рассмотрения жалобы может быть продлен уполномоченным на рассмотрение жалобы органом, но не более чем на двадцать рабочих дней в следующих случаях:
1) при необходимости получения дополнительных документированных материалов, относящихся к предмету жалобы;
2) при необходимости изучения материалов жалобы, требующих значительных временных затрат.
125. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральное медико-биологическое агентство вправе создать из числа их должностных лиц коллегиальный орган для рассмотрения жалоб.
126. Ключевые показатели отражающие уровень минимизации вреда (ущерба), причиненного жизни и здоровью граждан, и (или) уровень устранения риска его причинения.
Роспотребнадзор: федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора),
1) Количество людей, заболевших инфекционными болезнями, за исключением хронических гепатитов, укусов, ослюнения животными, туберкулеза, сифилиса, гонококковой инфекции, ВИЧ-инфекции, острой респираторной вирусной инфекции, гриппа, пневмоний, на 100 тыс. населения;
2) Количество людей, заболевших паразитарными болезнями, на 100 тыс. населения;
3) Количество людей, пострадавших при пищевых отравлениях, за исключением бытовых пищевых отравлений, на 100 тыс. населения;
4) Количество людей, погибших при пищевых отравлениях, за исключением бытовых пищевых отравлений, на 100 тыс. населения.
ФМБА России:
1) Количество людей, погибших в результате острых профессиональных заболеваний на объектах, подлежащих обслуживанию ФМБА России, на 100 тыс. населения;
2) Количество людей, погибших при пищевых отравлениях, за исключением бытовых пищевых отравлений на территориях, подлежащих обслуживанию ФМБА России, на 100 тыс. населения;
3) Количество людей, пострадавших от профессиональных заболеваний и отравлений на объектах, подлежащих обслуживанию ФМБА России, на 100 тыс. населения;
4) Количество людей, заболевших инфекционными болезнями на территориях, подлежащих обслуживанию ФМБА России, за исключением хронических гепатитов, укусов, ослюнения животными, туберкулеза, сифилиса, гонококковой инфекции, ВИЧ-инфекции, ОРВИ, гриппа и пневмонии, на 100 тыс. населения;
5) Количество людей, заболевших паразитарными болезнями на территориях, подлежащих обслуживанию ФМБА России, на 100 тыс. населения;
6) Количество людей, пострадавших при пищевых отравлениях на территориях, подлежащих обслуживанию ФМБА России, за исключением бытовых пищевых отравлений, на 100 тыс. населения.
Приложение 1
к Положению о федеральном государственном
санитарно-эпидемиологическом надзоре
Критерии
отнесения объектов государственного контроля (надзора) к категориям риска
I. Критерии тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и гражданами требований в области санитарно-эпидемиологического благополучия, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации
1. Объекты контроля (за исключением отдельных объектов контроля в организациях и на территориях, обслуживаемых Федеральным медико-биологическим агентством) относятся к следующим категориям риска в зависимости от показателя потенциального риска причинения вреда здоровью, определяемого в соответствии с пунктом 3 настоящего Приложения:
а) в случае если показатель потенциального риска причинения вреда здоровью составляет более 1 x 10 -3 - чрезвычайно высокий риск;
б) в случае если показатель потенциального риска причинения вреда здоровью составляет от 1 x 10 -4 до 1 x 10 -3 - высокий риск;
в) в случае если показатель потенциального риска причинения вреда здоровью составляет от 1 x 10 -5 до 1 x 10 -4 - значительный риск;
г) в случае если показатель потенциального риска причинения вреда здоровью составляет от 1 x 10 -6 до 1 x 10 -5 - средний риск;
д) в случае если показатель потенциального риска причинения вреда здоровью составляет от 1 x 10 -7 до 1 x 10 -6 - умеренный риск;
е) в случае если показатель потенциального риска причинения вреда здоровью составляет менее 1 x 10 -7 - низкий риск.
2. Категории риска объектов контроля в организациях и на территориях, обслуживаемых Федеральным медико-биологическим агентством, определяются по перечню согласно приложению N 1 с учетом раздела II настоящего Приложения.
3. Показатель потенциального риска причинения вреда здоровью (R) определяется по формуле:
R = G x p,
где:
G - показатель тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и гражданами обязательных требований в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
p - показатель средневзвешенной частоты нарушений на одно контрольное (надзорное) мероприятие (вероятности нарушений обязательных требований) при осуществлении определенного вида деятельности.
4. Показатель тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и гражданами обязательных требований (G) определяется по формуле:
G = U x M,
где:
U - показатель потенциального вреда для здоровья человека из-за возможного несоблюдения обязательных требований при осуществлении определенного вида деятельности;
M - показатель численности населения, находящегося под воздействием объекта контроля.
5. Значения показателя численности населения, находящегося под воздействием объекта контроля, определяется для каждого объекта контроля в соответствии с методикой, утверждаемой Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
6. Значения показателей средневзвешенной частоты нарушений на одно контрольное (надзорное) мероприятие (вероятности нарушений обязательных требований) при осуществлении определенного вида деятельности и показателей потенциального вреда для здоровья человека из-за возможного несоблюдения обязательных требований при осуществлении определенного вида деятельности определяются по перечню согласно приложению N 2.
II. Критерии вероятности возможного несоблюдения юридическими лицами и гражданами обязательных требований
7. Объекты контроля, подлежащие в соответствии с разделом I настоящего Приложения отнесению к категориям высокого, значительного, среднего, умеренного и низкого рисков, подлежат отнесению к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного, среднего и умеренного рисков соответственно при наличии вступивших в законную силу в течение последних 3 лет на дату принятия решения об отнесении объекта контроля к категории риска:
двух постановлений и более по делу об административном правонарушении с назначением административного наказания, за исключением административного наказания в виде предупреждения, юридическому лицу, его должностным лицам или гражданами за совершение административного правонарушения, вынесенного должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, должностными лицами Федерального медико-биологического агентства или судом на основании протокола об административном правонарушении, составленного должностными лицами указанных органов;
решения о приостановлении и (или) об аннулировании лицензии на осуществление деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах, а также лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности).
8. Объекты контроля, подлежащие отнесению в соответствии с разделом I настоящего Приложения к категориям высокого, значительного, среднего и умеренного рисков, подлежат отнесению к категориям значительного, среднего, умеренного и низкого рисков соответственно при отсутствии при последнем контрольном (надзорном) мероприятии юридического лица или гражданина в отношении указанных объектов контроля предписаний об устранении нарушений обязательных требований санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации.
Приложение N 1
к критериям отнесения объектов
государственного контроля (надзора)
к категориям риска
Перечень
отдельных объектов государственного контроля (надзора) в организациях и на территориях, обслуживаемых Федеральным медико-биологическим агентством по категориям риска
Объекты контроля |
Категория риска |
Центры ядерной медицины |
высокий риск |
Организации, эксплуатирующие особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты |
чрезвычайно высокий риск |
Промышленные предприятия, осуществляющие работы с источниками ионизирующего излучения |
высокий риск |
Объекты по уничтожению и хранению химического оружия, бывшие объекты по разработке и производству химического оружия |
чрезвычайно высокий риск |
Предприятия, на которых осуществляется производство, использование, транспортировка, хранение, испытание и утилизация компонентов ракетных топлив, а также изделий с компонентами ракетных топлив |
чрезвычайно высокий риск |
Производственные объекты, научно-исследовательские институты и лаборатории, осуществляющие работы с микроорганизмами 1 - 2 групп патогенности |
чрезвычайно высокий риск |
Производственные объекты, научно-исследовательские институты и лаборатории, осуществляющие работы с микроорганизмами 3 - 4 групп патогенности |
значительный риск |
Объекты подготовки и выполнения космических полетов, осуществляющие деятельность по обеспечению космических полетов |
чрезвычайно высокий риск |
Приложение N 2
к критериям отнесения объектов
государственного контроля (надзора)
к категориям риска
Перечень
значений показателей средневзвешенной частоты нарушений на одно контрольное (надзорное) мероприятие (вероятности нарушений обязательных требований) при осуществлении определенного вида деятельности и показателей потенциального вреда для здоровья человека из-за возможного несоблюдения обязательных требований при осуществлении определенного вида деятельности
Наименование вида деятельности |
Показатель потенциального вреда для здоровья человека из-за возможного несоблюдения обязательных требований при осуществлении определенного вида деятельности |
Показатель средневзвешенной частоты нарушений на одно контрольное (надзорное) мероприятие (вероятности нарушений обязательных требований) при осуществлении определенного вида деятельности |
I. Деятельность в области здравоохранения, предоставления коммунальных, социальных и персональных услуг | ||
Деятельность в области здравоохранения | ||
1. Деятельность в области здравоохранения, за исключением |
0,0087 |
4,84 |
деятельности по использованию источников ионизирующего излучения |
0,0094 |
3,34 |
2. Деятельность лечебно-профилактических организаций, за исключением: |
0,0077 |
4,9 |
деятельности родильных домов |
0,0068 |
8,54 |
деятельности родильных отделений в многопрофильных лечебно-профилактических организациях |
0,007 |
4,75 |
деятельности стоматологических поликлиник (кабинетов), не использующих источники ионизирующего излучения |
0,0057 |
3,48 |
деятельности стоматологических поликлиник (кабинетов), использующих источники ионизирующего излучения |
0,0068 |
2,66 |
3. Деятельность санаторно-курортных учреждений, за исключением |
0,0089 |
8,76 |
санаториев для детей, в том числе для детей с родителями |
0,0069 |
12,2 |
4. Иная деятельность в области здравоохранения |
0,0087 |
4,84 |
Деятельность по предоставлению социальных услуг | ||
5. Деятельность организаций, осуществляющих стационарное социальное обслуживание, за исключением |
0,0094 |
7,68 |
деятельности домов (интернатов) для лиц с физическими или умственными недостатками, в том числе геронтопсихиатрических центров, психоневрологических интернатов |
0,0085 |
10,56 |
6. Деятельность иных организаций, осуществляющих стационарное и полустационарное социальное обслуживание (кроме детских) |
0,0082 |
7,31 |
Деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения | ||
7. Деятельность по водоподготовке и водоснабжению |
0,0367 |
4,14 |
8. Деятельность, связанная с транспортировкой питьевой воды |
0,0496 |
4,18 |
9. Деятельность по удалению сточных вод |
0,0087 |
5,09 |
Деятельность в области обращения с отходами | ||
10. Деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, за исключением |
0,0057 |
6,23 |
полигонов твердых бытовых отходов |
0,0042 |
8,32 |
Деятельность по предоставлению персональных услуг | ||
11. Деятельность по стирке, химической чистке и окрашиванию текстильных и меховых изделий |
0,0083 |
5,59 |
12. Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты, соляриями |
0,0069 |
3,31 |
13. Деятельность бассейнов, аквапарков |
0,0151 |
4,37 |
14. Деятельность бань, саун |
0,0113 |
6,79 |
15. Иная деятельность по предоставлению персональных услуг |
0,0083 |
4,41 |
Деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания | ||
16. Деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания |
0,0116 |
4,4 |
Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта | ||
17. Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта |
0,0092 |
2,83 |
18. Иная деятельность в области здравоохранения, предоставления коммунальных, социальных и персональных услуг |
0,0143 |
3,5 |
II. Фармацевтическая деятельность | ||
19. Деятельность аптечных организаций |
0,0091 |
1,85 |
III. Деятельность в сфере образования | ||
Деятельность учреждений высшего профессионального образования, образования для взрослых | ||
20. Деятельность учреждений высшего профессионального образования, образования для взрослых |
0,0069 |
5,36 |
Деятельность детских и подростковых организаций | ||
21. Деятельность дошкольных образовательных организаций, за исключением |
0,00383 |
8,71 |
деятельности специальных (коррекционных) дошкольных образовательных организаций |
0,00206 |
9,34 |
22. Деятельность общеобразовательных организаций, за исключением |
0,00446 |
8,48 |
деятельности школ-интернатов, специальных (коррекционных) общеобразовательных организаций |
0,00335 |
9,55 |
23. Деятельность организаций дополнительного образования |
0,00489 |
4,38 |
24. Деятельность профессиональных образовательных организаций |
0,00433 |
9,8 |
25. Деятельность организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением: |
0,00426 |
8,56 |
деятельности образовательных организаций, оказывающих социальные услуги, в которые помещаются под надзор дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей |
0,00444 |
9,14 |
деятельности медицинских организаций, оказывающих социальные услуги, в которые помещаются под надзор дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей |
0,0028 |
10,67 |
деятельности организаций, оказывающих социальные услуги для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
0,0038 |
12,21 |
26. Деятельность по организации отдыха детей и их оздоровления, в том числе лагеря с дневным пребыванием |
0,0054 |
4,48 |
27. Деятельность иных детских и подростковых организаций |
0,0038 |
6,17 |
IV. Деятельность по производству пищевых продуктов, предоставлению услуг общественного питания и торговле пищевыми продуктами | ||
28. Деятельность по производству пищевых продуктов, включая напитки, по производству табачных изделий |
0,0099 |
6,16 |
29. Деятельность ресторанов, кафе, баров, закусочных, столовых, в том числе столовых при предприятиях и учреждениях, поставка продукции общественного питания |
0,0059 |
6,88 |
30. Деятельность по торговле пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями, за исключением |
0,0067 |
4,06 |
деятельности предприятий мелкорозничной торговли |
0,0033 |
3,05 |
31. Иная деятельность по производству пищевых продуктов, предоставлению услуг общественного питания и торговле пищевыми продуктами |
0,0067 |
4,49 |
V. Деятельность в сфере промышленности и сельского хозяйства | ||
32. Деятельность промышленных предприятий, использующих источники ионизирующего излучения |
0,0012 |
5,28 |
33. Деятельность в сфере сельского хозяйства, охота, лесное хозяйство |
0,0238 |
4,76 |
34. Рыболовство (кроме рыбопромысловых судов), рыбоводство |
0,0234 |
4,8 |
35. Добыча полезных ископаемых |
0,0134 |
7,01 |
36. Деятельность обрабатывающих производств, за исключением: |
0,0084 |
4,74 |
производства мебели |
0,0029 |
4,84 |
древесно-стружечного производства |
0,0027 |
10,13 |
производства строительных и отделочных материалов и изделий |
0,0037 |
7,43 |
37. Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды, за исключением |
0,0194 |
5,59 |
производства, распределения и передачи горячей воды |
0,0216 |
6,78 |
38. Строительство |
0,0082 |
5,23 |
39. Деятельность предприятий транспортной инфраструктуры |
0,0097 |
4,24 |
40. Вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность |
0,0082 |
3,68 |
41. Деятельность иных промышленных предприятий |
0,0088 |
4,33 |
VI. Деятельность в области связи | ||
42. Деятельность в области связи, за исключением: |
0,007 |
3,33 |
деятельности передающих радиотехнических объектов, за исключением деятельности радиолокационных станций |
0,0042 |
3,52 |
деятельности радиолокационных станций |
0,0007 |
1,67 |
деятельности телевизионных станций |
0,0032 |
4,94 |
деятельности радиовещательных станций |
0,0078 |
3,8 |
деятельности базовых станций сотовой и транкинговой связи |
0,0039 |
3,03 |
VII. Деятельность, связанная с эксплуатацией транспортных средств | ||
43. Деятельность иных транспортных средств, за исключением: |
0,0111 |
1,26 |
деятельности водного транспорта |
0,0156 |
3,17 |
деятельности рыбопромысловых судов |
0,008 |
4,81 |
деятельности воздушного транспорта |
0,0107 |
3,21 |
деятельности железнодорожного транспорта |
0,008 |
3,86 |
деятельности метрополитена |
0,008 |
1,25 |
деятельности автомобильного транспорта |
0,011 |
0,96 |
деятельности электрического транспорта |
0,008 |
3,41 |
VIII. Прочие виды деятельности | ||
44. Прочие виды деятельности |
0,012 |
3,2 |
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.