Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 80 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
(подготовлен Минюстом России 19.05.2021 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 80 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях сохранения за ФСИН России функций и полномочий учредителя школ воспитательных колоний.
В настоящее время в структуре уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее - УИС) при воспитательных колониях (далее - ВК) функционируют 18 общеобразовательных организаций (далее - школы ВК, общеобразовательные организации).
В соответствии со статьей 141 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в ВК организуется единый учебно-воспитательный процесс. Согласно статье 6 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования относятся в том числе, создание, реорганизация, ликвидация федеральных государственных образовательных организаций, осуществление функций и полномочий учредителя федеральных государственных образовательных организаций.
Федеральные государственные органы также вправе обеспечивать в федеральных государственных образовательных организациях организацию предоставления общедоступного и бесплатного общего и среднего профессионального образования, а также организацию предоставления дополнительного образования детей (часть вторая статьи 6 Федерального закона N 273-ФЗ).
Вместе с тем в соответствии с частью первой статьи 80 Федерального закона N 273-ФЗ для лиц, содержащихся в исправительных учреждениях УИС, обеспечиваются условия для получения общего образования путем создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, общеобразовательных организаций при исправительных учреждениях УИС.
Реализация данной правовой нормы требует передачи функций и полномочий учредителя школ ВК от ФСИН России органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
За последние пять лет численность несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в ВК, снизилась более чем в 3 раза. ФСИН России проведена работа по ликвидации (изменению вида) ВК с 62 до 18 учреждений, лимит наполнения которых по состоянию на 01.03.2021 составляет 4 676 мест при фактическом наполнении в количестве 956 человек.
В связи с этим предпосылок к созданию школ ВК или существенному увеличению численности осужденных, подлежащих обучению в данных общеобразовательных организациях, не имеется.
В случае передачи школ ВК в ведение органов государственной власти субъектов Российской Федерации, ввиду низкой наполняемости (от 9 до 110 обучающихся), они могут быть преобразованы в филиалы муниципальных общеобразовательных организаций, персонал которых будет составлять от 2 до 4 преподавателей-совместителей. Кроме того, это обстоятельство серьезно ухудшит не только состояние и результаты воспитательной и образовательной работы с несовершеннолетними осужденными, но и социально-психологическую обстановку в среде воспитанников.
Учителя школ ВК являются работниками УИС. В свободное от учебных занятий время, в выходные и праздничные дни учителя организуют внеклассные занятия с осужденными, направленные на формирование у них общей культуры, художественно-эстетическое и нравственное развитие, проводят кружковую работу, культурно-массовые мероприятия, осуществляют обучение несовершеннолетних по дополнительным общеобразовательным программам.
Педагогами школ ВК накоплен большой опыт собственных методик и педагогических наработок по работе с девиантными подростками. В своей деятельности они активно используют современные образовательные технологии.
Педагогические коллективы школ ВК активно привлекают к участию в учебно-воспитательном процессе представителей органов государственной власти, общественных объединений и религиозных организаций, родительские комитеты. В школах ВК организовано эффективное межведомственное взаимодействие по вопросам профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, привлечения родителей для совместной организации досуговой деятельности с детьми-подростками, обучения педагогов муниципальных школ способам конструктивного общения с "трудными подростками", совершенствования имеющихся и внедрения новых технологий и методов, направленных на формирование законопослушного поведения у несовершеннолетних.
В силу вышеперечисленных обстоятельств, представляется целесообразным сохранить школы ВК в структуре УИС, предусмотрев внесение изменений в статью 80 Федерального закона, согласно которым для лиц, содержащихся в ВК УИС, обеспечиваются условия для получения общего образования в общеобразовательных организациях, находящихся в ведении ФСИН России.
Положения законопроекта направлены на сохранение функций и полномочий учредителя школ ВК за ФСИН России, а также возможности осуществления ими образовательной деятельности.
Функционирование школ ВК будет обеспечено в пределах штатной численности работников данных общеобразовательных организаций и предусмотренных ФСИН России средств федерального бюджета.
Поскольку предпосылок к созданию новых ВК или существенному увеличению численности осужденных, отбывающих наказание в данных исправительных учреждениях, не имеется, реализация законопроекта не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 80 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" не потребует признания утратившим силу, приостановления, принятия или изменения иных федеральных законов, в том числе внесения изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации от 21.07.2019 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических и других последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.