Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменения в статью 19.2 Закона Российской Федерации О средствах массовой информации"
(подготовлен Минцифры России 24.05.2021 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 19.2 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" (далее - законопроект) подготовлен Минкомсвязью России в инициативном порядке.
В соответствии со статьей 192 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-I "О средствах массовой информации" (далее - Закон о СМИ) в случае получения редакцией средства массовой информации, вещателем или издателем денежных средств от иностранного государства, международной организации, иностранной организации, от выполняющей в соответствии с законодательством Российской Федерации функции иностранного агента некоммерческой организации, иностранного гражданина, лица без гражданства, а также от российской организации, участниками и (или) учредителями которой являются указанные лица, редакция средства массовой информации, вещатель или издатель обязаны один раз в квартал (отчетный период) не позднее десятого числа месяца, следующего за отчетным периодом, предоставить информацию о получении денежных средств от указанных лиц посредством направления соответствующего уведомления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.
Указанные положения Закона о СМИ направлены на обеспечение права граждан Российской Федерации на свободное получение информации о подготовке коммерческими средствами массовой информации публикаций на средства иностранных организаций, представляющих опасность для интересов российского общества и государства в условиях, когда в ряде стран усилилось давление на российские СМИ, путем раскрытия сведений о получаемых доходах.
Установленное требование о предоставлении сведений в равной мере применяется ко всем зарегистрированным средствам массовой информации, осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации, за исключением представительств зарубежных средств массовой информации, созданные в соответствии со статьей 55 Закона о СМИ, и средств массовой информации, созданных в соответствии с международными договорами Российской Федерации (согласно части 6 статьи 192 Закона о СМИ).
Вместе с тем попытки влиять извне на российское информационное пространство с целью предвзятого информирования и создания искаженной картины политической действительности могут иметь место только в отношении коммерческих средства массовой информации, не имеющих государственного финансирования (субсидий) и установленных органами государственной власти приоритетных целей и видов деятельности таких средств массовой информации.
В этой связи законопроект разработан с целью уточнения перечня средств массовой информации, в отношении которых действует требование о предоставлении сведений о получении иностранного финансирования, и исключения из указанного перечня средств массовой информации, учредителями которых выступают федеральные органы государственной власти или учрежденные ими организации.
Деятельность средств массовой информации, учредителями которых выступают федеральные органы государственной власти или учрежденные ими организации, имеет стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и направлена на достижение государственных, общественных или иных публичных интересов. Ее регулирование имеет дополнительную нормативно-правовую основу, устанавливающую для них определенные ограничения и преференции, направленные на достижение поставленных перед ними целей. Задачи, цели и виды деятельности таких СМИ определяются их учредителями - федеральными органами государственной власти или учрежденными ими организациями.
Основная деятельность указанных средств массовой информации финансируется за счет средств (субсидий), предоставленных из федерального бюджета. Вместе с тем в ходе осуществления своей деятельности для обеспечения мероприятий, направленных на развитие инструментов и способов достижения поставленных учредителями целей, ими также оказываются возмездные услуги на коммерческой основе строго в соответствии с утвержденными учредительными документами. Примером такой деятельности могут быть услуги, оказанные иностранным организациям в ходе реализации поставленных учредителем целей по осуществлению международного информационного обмена, сотрудничества с мировыми, национальными и региональными информационными агентствами, другими средствами массовой информации, творческими и общественными организациями, без которых невозможно актуальное представление информационной картины мира и всестороннее объективное освещение мировых событий.
Учитывая вышеизложенное, считаем целесообразным исключить средства массовой информации, учредителями которых выступают федеральные органы государственной власти или учрежденные ими организации, из перечня средств массовой информации, в отношении которых действует требование о предоставлении сведений о получении иностранного финансирования.
Предлагаемые изменения не повлияют на достижение целей законодательства Российской Федерации в части контроля за деятельностью средств массовой информации. Законопроект не повлияет на соблюдение прав граждан на свободное получение информации и создание равных возможностей экономической конкуренции для средств массовой информации на территории Российской Федерации и не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, вместе с тем позволит средствам массовой информации, учредителями которых выступают федеральные органы государственной власти или учрежденные ими организации, оптимизировать свою деятельность, направленную на исполнение обязательств, установленных положениями статьи 192 Закона о СМИ.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.