Проект Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права"
(подготовлен Минтрудом России 31.05.2021 г.)
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 31, ст. 5007) Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2012 г. N 875 "Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права".
3. Установить, что реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется Федеральной службой по труду и занятости в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центрального аппарата и территориальных органов Службе, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Службе на руководство и управление в сфере установленных функций (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 37, ст. 4995; 2015, N 30, ст. 4586; 2016, N 48, ст. 6773; 2017, N 9, ст. 1361, N 38, ст. 5618; N 48, ст. 7233; 2018, N 9, ст. 1386, N 19, ст. 2752; 2020, N 1, ст. 98).
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 ноября 2021 г.
Председатель Правительства |
М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от _________ г. N ____
Положение
о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе за соблюдением требований законодательства Российской Федерации по обеспечению доступности для работников, являющихся инвалидами, специальных рабочих мест и условий труда в установленной сфере деятельности (далее - федеральный государственный надзор в сфере труда).
2. Предметом федерального государственного надзора в сфере труда является соблюдение требований трудового законодательства, включая законодательство о специальной оценке условий труда, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права и документов, соблюдение которых является необходимым в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе осуществления федерального государственного надзора в сфере труда нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений обязательных и по защите трудовых прав граждан.
3. Федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется федеральной инспекцией труда, состоящей из Федеральной службы по труду и занятости (Роструд) и ее территориальных органов (далее - территориальные органы), в соответствии с ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами.
4. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление федерального государственного надзора в сфере труда, являются:
1) руководитель Роструда - главный государственный инспектор труда Российской Федерации;
2) заместитель руководителя Роструда - заместитель главного государственного инспектора труда Российской Федерации;
3) руководитель структурного подразделения центрального аппарата Роструда, на которое возложены функции по организации и осуществлению федерального государственного надзора в сфере труда, - главный государственный инспектор труда;
4) заместитель руководителя структурного подразделения центрального аппарата Роструда, на которое возложены функции по организации и осуществлению федерального государственного надзора в сфере труда, - главный государственный инспектор труда;
5) начальник отдела структурного подразделения центрального аппарата Роструда, на которое возложены функции по организации и осуществлению федерального государственного надзора в сфере труда, - главный государственный инспектора труда, их заместители;
6) главный государственный инспектор труда, старший государственный инспектор труда, государственный инспектор труда отделов структурного подразделения центрального аппарата Роструда, на которое возложены функции по организации и осуществлению федерального государственного надзора в сфере труда;
7) главный государственный инспектор труда в субъекте Российской Федерации;
8) заместитель главного государственного инспектора труда в субъекте Российской Федерации;
9) руководитель структурного подразделения соответствующих территориальных органов Роструда - главный государственный инспектор труда, их заместители;
10) главный государственный инспектор труда, старший государственный инспектора труда, государственный инспектор труда соответствующих территориальных органов Роструда.
5. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются:
1) руководитель Роструда - главный государственный инспектор труда Российской Федерации;
2) заместитель руководителя Роструда - заместитель главного государственного инспектора труда Российской Федерации;
3) руководитель территориального органа Роструда - главный государственный инспектор труда в субъекте Российской Федерации;
4) заместитель руководителя территориального органа Роструда - заместитель главного государственного инспектора труда в субъекте Российской Федерации.
6. Должностные лица, осуществляющие федеральный государственный надзор в сфере труда при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий пользуются правами, установленными частью 2 статьи 29 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ) и Трудовым кодексом Российской Федерации, а также следующими правами:
1) предъявление обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
2) выдача предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
3) иными правами и полномочиями, определенными Трудовым кодексом Российской Федерации.
7. Должностное лицо Роструда или его территориального органа, которое ранее проводило профилактическое мероприятие в отношении объекта контроля, по решению руководителя (его заместителя) Роструда или его территориального органа вправе участвовать в проведении контрольного (надзорного) мероприятия в отношении аналогичного объекта контроля.
8. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора в сфере труда применяются положения Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ, Трудового кодекса Российской Федерации.
9. Федеральная инспекция труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по федеральному государственному надзору в установленной сфере деятельности, иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами прокуратуры, профессиональными союзами (их объединениями), объединениями работодателей, другими организациями.
Взаимодействие осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Объекты контроля
10. Объектами контроля Роструда в рамках федерального государственного надзора, является:
1)в рамках пункта 1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ - деятельность, действия (бездействие) любых работодателей (юридических лиц (организаций) независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, работодателей - физических лиц, в трудовых отношениях с которыми состоят работники), иных субъектов, которые в соответствии с федеральными законами наделены правом заключать трудовые договоры, а также организаций, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда;
2)в рамках пункта 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ - здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства и другие объекты, которыми лица, указанные в подпункте 1 настоящего пункта, владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются обязательные требования.
11. Порядок учета объектов контроля определяется Рострудом в соответствии с положениями Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ.
II. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении государственного контроля (надзора)
12. При осуществлении федерального государственного надзора в сфере труда применяется система оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым ценностям.
13. Роструд и его территориальные органы при осуществлении федерального государственного надзора в сфере труда относит поднадзорные объекты к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):
1) высокий риск;
2) значительный риск;
3) средний риск;
4) умеренный риск;
5) низкий риск.
Критерии отнесения объектов государственного контроля (надзора) к категориям риска
14. Отнесение объектов федерального государственного надзора в сфере труда к определенной категории риска осуществляется на основании сопоставления их характеристик с критериями отнесения объектов государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, к категориям риска согласно приложению N 1 к настоящему Положению.
15. Отнесение деятельности объектов федерального государственного надзора в сфере труда к определенной категории риска осуществляется:
а) решением главного государственного инспектора труда Российской Федерации (его заместителя) - при отнесении к категории высокого риска;
б) решением главного государственного инспектора труда в субъекте Российской Федерации (его заместителя) - при отнесении к категориям значительного, среднего и умеренного риска.
При отсутствии решения об отнесении к определенной категории риска деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя считается отнесенной к категории низкого риска.
Решения об отнесении деятельности объектов федерального государственного надзора в сфере труда к определенной категории риска принимаются ежегодно до 1 июля текущего года для их применения в следующем календарном году.
Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе подать в установленном порядке в федеральную инспекцию труда заявление об изменении присвоенной ранее их деятельности категории риска.
16. При наличии сведений и информации о соответствии объекта контроля критериям риска иной категории риска, ставших известными после принятия решений об отнесении деятельности объектов федерального государственного надзора в сфере труда к определенной категории риска, принимается решение об изменении категории риска.
Решение об изменении категории риска на более низкую категорию принимается на основании соответствующего заявления должностным лицом, которым ранее было принято решение об отнесении к категории риска, с направлением указанного решения, а также документов и сведений, на основании которых оно было принято, должностному лицу, уполномоченному на принятие решения об отнесении к соответствующей категории риска.
Решение об отнесении деятельности объектов федерального государственного надзора в сфере труда к более высокой категории риска принимается должностным лицом, уполномоченным на принятие решения об отнесении к соответствующей категории риска.
Учет рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при проведении контрольных (надзорных) мероприятий
17. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов контроля в зависимости от присвоенной категории риска проводятся со следующей периодичностью:
в отношении объектов контроля, отнесенных к категории высокого риска:
выездная проверка - периодичность один раз в 2 года;
в отношении объектов контроля, отнесенных к категории значительного риска:
выездная проверка - периодичность один раз в 3 года;
в отношении объектов контроля, отнесенных к категории среднего риска:
выездная проверка - периодичность не чаще чем один раз в 5 лет;
в отношении объектов контроля, отнесенных к категории умеренного риска:
выездная проверка - периодичность не чаще чем один раз в 6 лет.
III. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
18. При осуществлении федерального государственного надзора в сфере труда могут проводиться следующие виды профилактических мероприятий:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения;
4) консультирование;
5) самообследование;
6) профилактический визит.
Информирование
19. Информирование осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ.
20. Роструд и его территориальные органы осуществляют информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований.
Обобщение правоприменительной практики
21. Обобщение правоприменительной практики осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ.
22. Доклад о правоприменительной практике готовится не позднее 1 июня текущего года за предыдущий год.
23. Доклад о правоприменительной практике за предыдущий год размещается на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в срок не позднее 1 июня текущего года.
Объявление предостережения
24. Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований объявляется и направляется контролируемому лицу в соответствии с положениями Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ.
25. При наличии у Роструда или его территориальных органов сведений о готовящихся или возможных нарушениях обязательных требований, а также о непосредственных нарушениях обязательных требований, если указанные сведения не соответствуют утвержденным индикаторам риска нарушения обязательных требований, Роструд или его территориальный орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
26. Контролируемое лицо в течение 10 дней с момента получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований вправе подать в контрольный (надзорный) орган возражение в отношении указанного предостережения.
Возражения направляются в бумажном виде почтовым отправлением либо в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью гражданина, индивидуального предпринимателя, лица, уполномоченного действовать от имени юридического лица, на указанный в предостережении адрес электронной почты контрольного (надзорного) органа, либо иными указанными в предостережении способами.
Возражение должно содержать:
- фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя - физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя - юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ;
- сведения о предостережении о недопустимости нарушения обязательных требований и должностном лице, направившем такое предостережение;
- доводы, на основании которых заявитель не согласен с предостережением о недопустимости нарушения обязательных требований.
К возражению прилагаются документы, подтверждающие доводы, на основании которых заявитель не согласен с предостережением о недопустимости нарушения обязательных требований.
Отсутствие в возражении одного из вышеперечисленных условий, а также в случаях невозможности установления из представленных заявителями документов должного лица, направившего предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, возражение возвращается заявителю без рассмотрения с указанием причин невозможности рассмотрения и разъяснением порядка надлежащего обращения.
Возражения рассматриваются уполномоченными должностными лицами контрольного (надзорного) органа в течение 20 рабочих дней со дня получения возражений.
Консультирование
27. Должностные лица Роструда и его территориальных органов по обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляют консультирование в соответствии с положениями Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ.
Консультирование может осуществляться должностным лицом контрольного (надзорного) органа по обращениям контролируемых лиц, их представителей, по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.
28. Должностные лица Роструда и его территориальных органов предоставляют консультирование по следующим вопросам:
1) организация и осуществление федерального государственного надзора в сфере труда;
2) порядок организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
3) гарантии и защита прав контролируемых лиц;
4) результаты контрольного (надзорного) мероприятия;
5) исполнение решений контрольных (надзорных) органов.
29. Должностные лица Роструда и его территориальных органов предоставляют письменное консультирование по вопросам, предусмотренным подпунктами 1-5 пункта 28 настоящего положения.
30. По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам, и их представителям и работникам не предоставляется, за исключением случаев консультирования на основании обращения контролируемых лиц, и их представителей и работников, поступившего в письменной форме или в форме электронного документа.
31. В ходе консультирования не может предоставляться информация, содержащая оценку конкретного контрольного (надзорного) мероприятия, решений и (или) действий должностных лиц Роструда и его территориальных органов, иных участников контрольного (надзорного) мероприятия, а также результаты проведенных в рамках контрольного (надзорного) мероприятия экспертизы, испытаний.
32. Консультирование по однотипным обращениям контролируемых лиц, и их представителей, посредством размещения на официальном сайте Роструда, письменного разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом, осуществляется в случае новых доводов в обращении контролируемых лиц, а также изменении нормативной правовой базы по вопросам консультирования.
Самообследование
33. В целях добровольного определения контролируемыми лицами уровня соблюдения ими обязательных требований предусматривается самостоятельная оценка соблюдения обязательных требований (самообследование) в соответствии с положениями Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ.
34. Срок действия декларации соблюдения обязательных требований составляет 2 года с момента регистрации указанной декларации Рострудом или его территориальным органом.
35. В случае если при проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия выявлены нарушения обязательных требований, факты представления контролируемым лицом недостоверных сведений при самообследовании, декларация соблюдения обязательных требований аннулируется решением, принимаемым по результатам контрольного (надзорного) мероприятия. По истечении 1 года контролируемое лицо может вновь принять декларацию соблюдения обязательных требований по результатам самообследования.
Профилактический визит
36. Профилактический визит проводится уполномоченным должностным лицом Роструда или его территориального органа в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи в соответствии с положениями Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ.
37. Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении:
1) объектов контроля, отнесенных к категориям высокого и значительного риска;
2) в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в сфере строительства, здравоохранения, образования, в социальной сфере, сельского хозяйства, лесного хозяйства, рыболовства, рыбоводство, добычи полезных ископаемых, водоснабжения, водоотведения, строительства, жилищно-коммунальной сферы.
38. Срок проведения профилактического визита не может превышать 8 часов.
39. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.
В течение трех рабочих дней после завершения профилактического визита должностное лицо составляет акт проведения профилактического визита в 2 экземплярах, в котором указываются:
- наименование контрольного (надзорного) органа;
- наименование контролируемого лица;
- дата, время и место составления акта профилактического визита;
- реквизиты решения, на основании которого проводился профилактический визит;
- фамилии, имена, отчества, наименования должностей должностных лиц контрольного (надзорного) органа, проводивших профилактический визит;
- дата, время, продолжительность и место проведения профилактического визита;
- перечень мероприятий, проведенных в ходе профилактического визита;
- сведения о результатах проведения профилактического визита;
- перечень прилагаемых документов и материалов (при наличии);
- подписи должностных лиц контрольного (надзорного) органа, проводивших профилактический визит.
К акту проведения профилактического визита прилагаются связанные с результатами профилактического визита материалы и документы или их копии (при наличии).
Один экземпляр акта проведения профилактического визита направляется контролируемому лицу, второй экземпляр хранится в контрольном (надзорном) органе.
IV. Осуществление федерального государственного надзора в сфере труда
Контрольные (надзорные) мероприятия
40. Федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
1) инспекционный визит;
2) рейдовый осмотр;
3) документарная проверка;
4) выездная проверка;
5) наблюдение за соблюдением обязательных требований;
6) выездное обследование.
41. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, согласованного с органами прокуратуры.
42. Для фиксации инспектором и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий, доказательств нарушений обязательных требований может использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств в случаях:
1) проведения выездной проверки;
2) проведение инспекционного визита;
3) проведение выездного обследования.
4) проведение рейдового осмотра.
43. Работодатель, организация являющиеся контролируемым лицом, вправе представить в Роструд или его территориальный орган информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случае невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия по причине его временной нетрудоспособности, а также в случаях катастрофы природного или техногенного характера, эпидемии или эпизоотии, введения чрезвычайного или военного положения, на основании его заявления (при временной нетрудоспособности - с приложением копии листка нетрудоспособности) проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится контрольным (надзорным) органом, за исключением случаев, когда проведение контрольного (надзорного) мероприятия возможно без его участия.
Инспекционный визит
44. Инспекционный визит проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля в соответствии с положениями Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ.
45. В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) инструментальное обследование;
5) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
Рейдовый осмотр
46. Рейдовый осмотр проводится в отношении всех контролируемых лиц, осуществляющих владение, пользование или управление объектом контроля, либо неограниченного круга контролируемых лиц, осуществляющих деятельность или совершающих действия на определенной территории, в соответствии с положениями Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ.
47. В ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) истребование документов;
5) отбор проб (образцов);
6) инструментальное обследование;
7) испытание;
8) экспертиза;
Документарная проверка
48. Документарная проверка проводится в соответствии с положениями Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ.
49. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) получение письменных объяснений;
2) истребование документов;
3) экспертиза.
50. Проверка проводится с учетом требований законодательства об охраняемой законом тайне.
51. Срок проведения документарной проверки не может превышать десять рабочих дней.
В указанный срок не включается период с момента направления Рострудом или его территориальным органом контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до момента представления указанных в требовании документов, а также период с момента направления контролируемому лицу информации о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Роструда или его территориальных органов документах и (или) полученным при осуществлении государственного контроля (надзора), и требования представить необходимые пояснения в письменной форме до момента представления указанных пояснений в контрольный (надзорный) орган.
Выездная проверка
52. Выездная проверка проводится в соответствии с положениями Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ.
53. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) истребование документов;
5) отбор проб (образцов);
6) инструментальное обследование;
7) испытание;
8) экспертиза;
54. Срок проведения выездной проверки не может превышать десять рабочих дней.
В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия, за исключением выездной проверки, основанием для проведения которой является пункт 6 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ и которая для микропредприятия не может продолжаться более сорока часов. Срок проведения выездной проверки в отношении организации, осуществляющей свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению организации или производственному объекту.
Наблюдение за соблюдением обязательных требований
55. Наблюдение за соблюдением обязательных требований осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ.
Выездное обследование
56. Выездное обследование осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ.
VII. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия
57. По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия (далее - акт) в соответствии с положениями Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ.
58. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия, содержащие информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
59. В случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте, контролируемое лицо в течение пятнадцати рабочих дней со дня получения акта вправе представить в соответствующий контрольный (надзорный) орган в письменной форме возражения в отношении акта в целом или его отдельных положений. При этом контролируемое лицо вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность возражений, или их копии либо в согласованный срок передать их в контрольный (надзорный) орган. Указанные документы могут быть направлены в форме электронных документов (пакета электронных документов).
60. В случае поступления в Роструд или его территориальный орган возражений назначаются консультации с контролируемым лицом по вопросу рассмотрения поступивших возражений, которые проводятся не позднее чем в течение пяти рабочих дней со дня поступления возражений.
61. Формы проведения консультаций по вопросу рассмотрения поступивших возражений:
1) непосредственное очное участие;
2) посредством видео-конференц-связи.
62. В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом Роструд или его территориальный орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля.
63. В предписании об устранении выявленного нарушения указываются следующие данные:
дата и место составления предписания;
реквизиты документа, на основании которого выдается предписание;
фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность лица, выдавшего предписание;
наименование и реквизиты юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, которым выдается предписание;
необходимые мероприятия по устранению выявленных нарушений обязательных требований со ссылками на конкретные статьи и пункты законодательных и нормативных правовых актов, требования которых нарушены, а при невозможности указания конкретного мероприятия - суть нарушения и требование о его устранении;
срок выполнения предписания (с указанием числа, месяца и года);
сведения о вручении предписания с указанием подписи, расшифровки подписи лица, которому непосредственно вручено предписание, даты вручения либо отметки об отправлении предписания почтой;
информация, содержащая разъяснения о порядке принятия решения о принудительном исполнении обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений (далее - решение о принудительном исполнении), в случаях, установленных статьей 360.1 Трудового кодекса Российской Федерации.
VIII. Обжалование решений Роструда или его территориальных органов, действий (бездействия) должностных лиц.
64. Досудебное обжалование решений Роструда или его территориальных органов, действий (бездействия) должностных лиц Роструда или его территориальных органов осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ.
IX. Ключевые показатели вида контроля и их целевые значения
65. Ключевыми показателями являются:
а) доля решений (предписаний) Роструда и его территориальных органов, принятых (выданных) в отчетном году по результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий, которые отменены частично или полностью на основании судебных актов, вступивших в законную силу в отчетном году;
б) доля решений (предписаний) Роструда и его территориальных органов, принятых (выданных) в предыдущих отчетных периодах по результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий, которые отменены частично или полностью на основании судебных актов, вступивших в законную силу в отчетном году.
66. Показатель, предусмотренный подпунктом "а" пункта 65 настоящего Положения (ДР1), рассчитывается по формуле:
ДР1 = К1 / Кобщ * 100%,
где:
К1 - количество решений (предписаний) Роструда и его территориальных органов, принятых (выданных) в отчетном году по результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий, которые отменены частично или полностью на основании судебных актов, вступивших в законную силу в отчетном году;
Кобщ - общее количество решений (предписаний) Роструда и его территориальных органов, принятых (выданных) в отчетном году по результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий.
67. Показатель, предусмотренный подпунктом "б" пункта 65 настоящего Положения (ДР2), рассчитывается по формуле:
ДР2 = К2 / Кобщ * 100%,
где:
К2 - количество решений (предписаний) Роструда и его территориальных органов, принятых (выданных) в предыдущих отчетных периодах по результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий, которые отменены частично или полностью на основании судебных актов, вступивших в законную силу в отчетном году;
Кобщ - общее количество решений (предписаний) Роструда и его территориальных органов, принятых (выданных) в предыдущих отчетных периодах по результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий.
Приложение N 1
к Положению о федеральном государственном контроле
(надзоре) за соблюдением трудового законодательства
и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы
трудового права
Критерии
отнесения объектов федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, к категории риска
1. Объекты контроля относятся к следующим категориям риска в зависимости от показателя тяжести (потенциального риска) причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям:
1) высокий риск - в случае если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет 1 и более;
2) значительный риск - в случае если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет от 0,99 до 0,75;
3) средний риск - в случае если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет от 0,74 до 0,5;
4) умеренный риск - в случае если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет от 0,49 до 0,25;
5) низкий риск - в случае если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет менее 0,24.
2. Значение показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда (Р) определяется по формуле:
Р = Т + Ку,
где:
Т - показатель тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями обязательных требований;
Ку - коэффициент устойчивости добросовестного поведения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанного с исполнением обязательных требований.
3. Значение показателя тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями обязательных требований (Т) при осуществлении определенного вида деятельности определяется по формуле:
Т = ПВ x М,
где:
ПВ - показатель потенциального вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда из-за возможного несоблюдения обязательных требований;
М - показатель масштаба распространения потенциальных негативных последствий в случае причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда.
4. Значение показателя потенциального вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда из-за возможного несоблюдения обязательных требований (ПВ) при осуществлении определенного вида деятельности определяется по формуле:
ПВ = 4 x С + 2 x Т + 0,5 x Л,
где:
С - количественная оценка по показателю "численность работников, погибших в результате несчастных случаев, на 1000 работающих в отрасли";
Т - количественная оценка по показателю "численность работников, пострадавших в результате тяжелых несчастных случаев, на 1000 работающих в отрасли";
Л - количественная оценка по показателю "численность работников, пострадавших в результате легких несчастных случаев, на 1000 работающих в отрасли".
5. Значения показателя потенциального вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда из-за возможного несоблюдения обязательных требований (ПВ) определены в перечне, предусмотренном приложением к настоящему документу, и актуализируются (пересматриваются) не реже одного раза в 3 года.
6. Значение показателя масштаба распространения потенциальных негативных последствий в случае причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда (М) в зависимости от среднесписочной численности работников, занятых у юридического лица или индивидуального предпринимателя, составляет:
а) 0,5 - при среднесписочной численности работников менее 200 человек;
б) 0,7 - при среднесписочной численности работников от 200 до 499 человек;
в) 1 - при среднесписочной численности работников от 500 до 999 человек;
г) 1,5 - при среднесписочной численности работников свыше 1000 человек.
7. Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей значение коэффициента устойчивости их добросовестного поведения, связанного с исполнением обязательных требований (Ку), определяется индивидуально для каждого юридического лица или индивидуального предпринимателя.
8. Значение коэффициента устойчивости поведения юридического лица или индивидуального предпринимателя, связанного с исполнением обязательных требований (Ку), рассчитывается на основе переменных показателей деятельности хозяйствующих субъектов исходя из показателей, учитывающих соблюдение законодательства в сфере труда, по формуле:
Ку = Кт + Кз + Кадм,
где:
Кт - индивидуальный коэффициент показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда при наличии случаев травматизма;
Кз - индивидуальный коэффициент показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда при наличии факта задолженности по заработной плате за предшествующий год, равный 0,3. При отсутствии задолженности по заработной плате за предшествующий год Кз равен 0;
Кадм - индивидуальный коэффициент показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда при наличии факта назначенных административных наказаний за нарушение обязательных требований в сфере труда за 3 года, предшествующих текущему, равный 0,1.
9. Индивидуальный коэффициент показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда при наличии случаев травматизма (Кт) рассчитывается по формуле:
Кт = Ктт + Ктл,
где:
Ктт - показатель наличия тяжелых несчастных случаев, признанных связанными с производством, за год, предшествующий текущему, равный 0,4 за каждый тяжелый несчастный случай, признанный связанным с производством;
Ктл - показатель наличия легких несчастных случаев, признанных связанными с производством, за год, предшествующий текущему, равный 0,1 за каждый легкий несчастный случай, признанный связанным с производством.
10. Индивидуальные коэффициенты рассчитываются на основании:
а) данных ведомственной отчетности о результатах контрольно-надзорной деятельности, представленных территориальными органами Федеральной службы по труду и занятости за 3 года, предшествующих текущему;
б) сведений о травматизме за 3 года, предшествующих текущему;
в) сведений о задолженности по заработной плате за предшествующий год.
11. При отсутствии сведений, указанных в пункте 10 настоящего документа, в статистической и ведомственной отчетности индивидуальные коэффициенты показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда равны 0.
12. При наличии смертельного несчастного случая, признанного связанным с производством (за исключением несчастных случаев, произошедших по вине третьих лиц), за 3 года, предшествующих текущему, присваивается высокая категория риска.
13. При отсутствии случаев смертельного травматизма (за 3 года, предшествующих текущему), тяжелого травматизма (за год, предшествующий текущему), факта наличия не выплаченной в установленный срок заработной платы (за год, предшествующий текущему) и вступившего в законную силу постановления по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3, 4 и 6 статьи 5.27 и частями 1 - 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенного за год, предшествующий текущему, категория риска, присвоенная деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, подлежит снижению до следующей категории риска.
Решение о снижении категории риска принимается при отсутствии всех указанных случаев и не чаще чем один раз в год.
14. Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей со среднесписочной численностью работников свыше 1000 человек решение о снижении категории риска, присвоенной деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, до следующей категории риска, принятое по заявлению такого юридического лица или индивидуального предпринимателя в случаях, указанных в пункте 13 настоящего документа, размещается на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 5 календарных дней со дня принятия такого решения.
Приложение
к критериям отнесения деятельности юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся
работодателями, к определенной категории риска
Перечень
значений показателя потенциального вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда из-за возможного несоблюдения обязательных требований при осуществлении определенного вида деятельности
N |
Наименование основного вида деятельности в соответствии с Общим классификатором видов экономической деятельности |
Показатель потенциального вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда из-за возможного несоблюдения обязательных требований (ПВ) |
1 |
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство (A) |
0,49 |
2 |
Добыча полезных ископаемых (B) |
1,49 |
3 |
Обрабатывающие производства (C) |
0,96 |
4 |
Обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха (D) |
0,99 |
5 |
Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений (E) |
0,97 |
6 |
Строительство (F) |
0,87 |
7 |
Транспортировка и хранение (H) |
0,85 |
8 |
Деятельность в области информации и связи (J) |
0,58 |
9 |
Образование (P) |
0,44 |
10 |
Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг (Q) |
0,57 |
11 |
Прочие виды экономической деятельности |
0,2 |
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.