Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и статью 8 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"
(подготовлен Минприроды России 08.06.2021 г.)
Проект Федерального закона Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и статью 8 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - законопроект), разработан в целях реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 21 апреля 2021 г., Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации", а также Концепции совершенствования института расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки, утвержденной Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Абрамченко от 28 декабря 2020 г. N 12888П-п11 (далее - Концепция).
В соответствии с положениями Концепции законопроектом предусматривается увеличение нормативов утилизации. Так, для упаковки нормативы утилизации устанавливаются равными 100 %, а для товаров предусмотрено ежегодное увеличение не менее чем на десять 10%.
Предлагаемые законопроектом изменения предусматривают изменение момента возникновения обязанности по выполнению нормативов утилизации производителями товаров и импортерами товаров не с момента первичной реализации товаров и упаковки товаров, а для производителей товаров - со дня их постановки на бухгалтерский учет, для импортеров товаров - со дня их выпуска для внутреннего потребления.
Законопроектом реализуются положения Концепции о способах исполнения производителями товаров, импортерами товаров обязанности по утилизации. Так, самостоятельное исполнение обязанности возможно только путем создания собственной инфраструктуры по сбору, накоплению, обработке и утилизации отходов от использования товаров или путем заключения договора с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющим деятельность по утилизации отходов от использования товаров (далее - утилизатор).
Также в целях подтверждения фактической утилизации важно предусмотреть механизм верификации лиц, осуществляющих утилизацию отходов. Для этого положениями законопроекта установлено, что заключить договор будет возможно только с тем утилизатором, который включен в специальный реестр в единой государственной информационной системе учета отходов от использования товаров.
Важным уточнением действующего регулирования является уточнение момента, с которого обязанность производителя товаров, импортера товаров по обеспечению утилизации отходов от использования товаров считается исполненной. В настоящее время такая обязанность считается исполненной со дня направления отчетности. Однако, Росприроднадзор по результатам проверки представленной отчетности нередко выявлял неполноту и некорректность заполнения отчетности, а также недостоверность указанных в ней сведений.
В этой связи законопроектом предлагается установить, что обязанность по обеспечению утилизации отходов от использования товаров считается исполненной со дня подтверждения (принятия) Росприроднадзором корректности информации в такой отчетности.
Также в законопроекте уточняются отдельные положения по порядку представления отчетности, срокам ее представления.
В частности, закреплено положение о представлении отчетности о выполнении нормативов утилизации исключительно в электронном виде посредством единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров.
Отчетным периодом, согласно законопроекту, предлагается считать первое и второе полугодие календарного года. Отчетность о выполнении самостоятельной утилизации будет представляться за первое полугодие до 1 октября, за второе полугодие до 1 апреля. Экологический сбор предлагается уплачивать также до 1 октября и 1 апреля, следующих за отчетным периодом. Это позволить исключить необходимость предоставления отчетности в случае полной уплаты экологического сбора.
Законопроектом совершенствуется порядок администрирования механизма расширенной ответственности производителей посредством цифровизации в области обращения с отходами от использования товаров.
Так, цифровой платформой в области обращения с отходами от использования товаров становится Единая государственная информационная система учета отходов от использования товаров (далее - ЕГИС УОИТ).
В целях повышения эффективности процесса создания системы утилизации отходов и их вторичного использования представляется необходимым закрепить обязанность осуществления электронного взаимодействия между субъектами расширенной ответственности производителей (производители, утилизаторы, органы власти, ППК "Российский экологический оператор"), предоставления отчетности, контроля достоверности, полноты и своевременности представляемой отчетности исключительно посредством ЕГИС УОИТ.
Оператором ЕГИС УОИТ предлагается определить ППК "Российский экологический оператор".
В целях создания системы прослеживания движения отходов от использования товаров, подтверждения фактической утилизации, законопроект содержит положения о дополнении ЕГИС УОИТ разделом, содержащим следующие реестры:
реестр производителей товаров, импортеров товаров;
реестр товаров, упаковки товаров;
реестр юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по обращению с отходами от использования товаров;
реестр недобросовестных лиц, осуществляющих обращение с отходами от использования товаров.
Предлагаемое совершенствование порядка администрирования и контроля механизма расширенной ответственности производителей позволит обеспечить прозрачность отрасли обращения с отходами от использования товаров и исключение недобросовестных участников рынка.
Для решения задач по реформированию механизма расширенной ответственности производителей предлагается создать специализированный фонд с централизацией в нем средств экологического сбора - Фонд расширенной ответственности производителей.
Фонд будет представлять собой специальный целевой фонд (специализированный счет, "кубышка"), в который производители и импортеры товаров будут уплачивать экологический сбор.
Законопроектом устанавливается, что средства экологического сбора могут быть направлены на организацию деятельности по сбору, транспортированию, обработке и утилизации отходов от использования товаров, в том числе на финансирование инвестиционных проектов, необходимых для создания мощностей и инфраструктуры для организации такой деятельности.
Важным инструментом для обеспечения контроля целевого предоставления средств являются закрепленные в законопроекте положения по недопущению предоставления таких средств лицам, включенным в реестр недобросовестных утилизаторов.
Кроме того, устанавливается возможность использования средств экологического сбора в целях снижения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами для населения Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.