Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменения в часть третью статьи 249 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Минюстом России 08.06.2021 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменения в часть третью статьи 249 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) разрабатывается в целях реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 13 апреля 2021 г. N 13-П (далее - Постановление).
Постановлением пункт 2 части первой статьи 24, часть вторая статьи 27, часть третья статьи 249 и пункт 2 статьи 254 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) признаны не соответствующими ряду статей Конституции Российской Федерации в той мере, в какой на их основании в системе действующего правового регулирования неявка частного обвинителя в суд без уважительных причин влечет применение такого основания для прекращения уголовного дела, как отсутствие в деянии состава преступления.
Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что прекращение уголовного дела по такому - хотя и реабилитирующему - основанию не препятствует наступлению в будущем негативных для лица последствий в виде его привлечения к дисциплинарной, административной или гражданско-правовой (материальной) ответственности в процедурах, применительно к которым решение о прекращении уголовного дела может использоваться для доказывания совершения самого деяния.
При этом суд в вышеуказанном случае не устанавливает фактических обстоятельств дела, а ограничивается лишь установлением формальных условий применения нормы, что нарушает право подсудимого на эффективную судебную защиту, включая право на справедливое судебное разбирательство.
В связи с этим законопроектом предлагается внести изменение в часть третью статьи 249 УПК РФ, согласно которому по делам частного обвинения неявка потерпевшего без уважительных причин влечет за собой прекращение уголовного дела в связи с отсутствием события преступления.
Принятие законопроекта позволит привести УПК РФ в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.