Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 28 Федерального закона "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере" и статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"
(подготовлен Минфином России 09.06.2021 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 28 Федерального закона "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере" и статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой от 26.03.2021 N ТГ-П10-4918, пункта 5 Протокола заседания Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере от 01.02.2021 N 1 и пункта 15 Комплекса мер по обеспечению поэтапного доступа негосударственных организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, на 2021 - 2024 годы, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой 11.12.2020 N 11826п-П44.
В соответствии с законопроектом предусматриваются следующие изменения в Федеральный закон от 13 июля 2020 года N 189-ФЗ "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере" и Федеральный закон от 30 апреля 2021 года N 127-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (далее соответственно - Федеральный закон N 189-ФЗ, Федеральный закон N 127-ФЗ).
Первое. В соответствии с пунктом 15 Комплекса мер по обеспечению поэтапного доступа негосударственных организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, на 2021 - 2024 годы, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой 11 декабря 2020 г. N 11826п-П44, предусмотрено внесение изменений в Федеральный закон N 189-ФЗ в части дополнения перечня направлений, по которым формируется социальный заказ, направлением "физкультурно-оздоровительная услуга".
Федеральным законом от 05 апреля 2021 года N 87-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 10 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" установлено, что понимается под физкультурно-оздоровительной услугой и определены организации, которые вправе оказывать такие услуги.
Таким образом, субъекты Российской Федерации, заинтересованные в развитие сектора оздоровительных услуг, вправе в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации включать соответствующие услуги в региональные перечни (классификаторы) государственных (муниципальных) услуг и работ.
В этой связи вносится поправка, обеспечивающая возможность формировать социальные заказы для указанных регионов.
В соответствии с пунктом 5 Протокола заседания Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере от 01.02.2021 N 1 Минфину России поручено проработать вопрос о возможности формирования социального заказа в сфере профилактики социально значимых заболеваний, в том числе ВИЧ-инфекции.
В настоящее время профилактика социально значимых заболеваний, в том числе ВИЧ-инфекции осуществляется в основном путем формирования государственных заданий на выполнение соответствующих работ.
Следующие результаты научно-исследовательской работы " "Проведение социально-экономического исследования, касающегося государственной политики борьбы с ВИЧ", проведенной Научно-исследовательским финансовым институтом Минфина России, свидетельствуют о неэффективности указанного подхода:
в части социального бремени распространение ВИЧ-инфекции в России в 2018 г. снизило естественный прирост населения - на 26 660 человек (12% от необходимого увеличения для достижения национальной цели), ожидаемую продолжительность жизни при рождении - на 0,31 года (6% от необходимого увеличения для достижения национальной цели), увеличило смертность населения в трудоспособном возрасте - на 23,9 случая на 100 тыс. населения (18% от необходимого снижения для достижения национальной цели);
экономическое бремя ВИЧ-инфекции в 2018 году составляло 194,9 млрд рублей. Основную часть экономического бремени составляют косвенные экономические затраты от преждевременной смертности и инвалидизации населения - 76,7%.
Представляется, что профилактика социально значимых заболеваний, в том числе ВИЧ-инфекции, должна иметь в отличие от выполняемых в интересах всего общества работ персонифицированный и адресный характер, что требует их перевода в государственные услуги.
Практику персонификации в настоящее время применяют НКО. В этой связи, вносится поправка, позволяющая формировать социальные заказы на услуги в сфере профилактики социально значимых заболеваний, в том числе ВИЧ-инфекции, что позволит заинтересованным регионам привлекать на прозрачных условиях негосударственный сектор, который уже реализует адресный подход к уязвимым группам населения, наиболее подверженным к указанным заболеваниям.
Второе. В соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой от 26.03.2021 N ТГ-П10-4918 осуществляется гармонизация положений статьи 20 Федерального закона N 189-ФЗ в части использования сложившихся информационных ресурсов учета граждан, имеющих право на получение государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, и организаций - исполнителей услуг.
Устанавливается особый порядок применения положений Федерального закона N 189-ФЗ, определяющих до 2025 года формирование реестра получателей услуг в соответствии с социальным сертификатом.
В соответствии с частью 3 статьи 20 Федерального закона N 189-ФЗ информация о получателях социального сертификата вносится в реестр, формируемый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных. При этом, в соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона N 189-ФЗ использование социального сертификата возможно только, если это предусмотрено нормативными правовыми актами и определен перечень получателей услуг.
Соответствующие формы учета получателей услуг в определенных Федеральным законом сферах уже сложились:
по направлению деятельности социальное обслуживание (за исключением услуг в сфере социального обслуживания в стационарной форме) в соответствии со статьей 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 442-ФЗ) для учета граждан, получающих социальные услуги в сфере социального обслуживания в соответствии с индивидуальной программой, используемой как социальный сертификат, ведется регистр получателей социальных услуг.
по направлению деятельности содействие занятости населения статьей 16.1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" предусмотрено формирование и ведение регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения.
В этой связи в период апробации Федерального закона N 189-ФЗ в целях исключения необходимости дублирования информации и рисков нарушения целостности правового регулирования организации оказания услуг представляется целесообразным гармонизировать номы отраслевого законодательства и Федерального закона N 189-ФЗ и использовать указанные в отраслевом законодательстве формы учета граждан в качестве реестров получателей социального сертификата.
По результатам апробации будет приниматься решение о целесообразности формирования единого реестра получателей услуг по сертификату.
Кроме того, в соответствии с изменениями реестр поставщиков социальных услуг, предусмотренный Федеральным законом N 442-ФЗ, приравнивается к реестру исполнителей услуг по сертификату по аналогии с нормами, установленными для индивидуальной программы в соответствии с положениями статьи 16 Федерального закона N 442-ФЗ.
Третье. Вводится отложная норма вступления в силу положений Федерального закона от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 329-ФЗ) об отнесении спортивной подготовки к дополнительным образовательным программам для субъектов Российской Федерации, принявших решение, предусмотренное частью 3 статьи 28 Федерального закона N 189-ФЗ, в отношении государственных (муниципальных) услуг по направлению спортивная подготовка.
В соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон N 329-ФЗ, предусматривается перевод с 1 января 2023 года организаций, осуществляющих спортивную подготовку, в образовательные организации, а также отнесение программ спортивной подготовки к дополнительным образовательным программам спортивной подготовки.
Указанные изменения вступают в противоречие с определенной Правительством Российской Федерации концепцией реализации Федерального закона N 189-ФЗ, и препятствуют его реализации на территории субъектов Российской Федерации, определенных Правительством Российской Федерации.
В этой связи, учитывая, что реализация Федерального закона N 189-ФЗ осуществляется в режиме апробации предусмотренных указанным федеральным законом механизмов организации оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере в период до 2024 г., предлагается не изменять подходы к организации оказания государственных (муниципальных) услуг в сфере спортивной подготовки до окончания указанной апробации.
При этом предусматривается корреспондирующая норма в статью 3 Федерального закона N 127-ФЗ.
Издание законопроекта не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, и не повлияет на достижение целей каких-либо государственных программ Российской Федерации.
Положения проекта постановления соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Проект законопроекта не содержит требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения административной ответственности, представления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Проведение анализа правоприменительной практики не требуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.