Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в Земельный кодекс Российской Федерации"
(подготовлен Минвостокразвития России 10.06.2021 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в Земельный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в соответствии с пунктом 77 Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2021 год, утвержденного распоряжением правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 3683-р, в целях совершенствования правового регулирования предоставления и последующего использования гражданами земельных участков в рамках реализации программы "Дальневосточный гектар".
Предлагаемые в законопроекте изменения подготовлены по результатам анализа более чем 4-летней практики применения Федерального закона от 1 мая 2016 г. N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 119-ФЗ), а также на основе обращений уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления и обращений граждан по проблемам реализации Федерального закона N 119-ФЗ.
Законопроект направлен на решение проблем, возникающих при оформлении строительства объектов индивидуального жилищного строительства на "дальневосточных гектарах", применительно к которым не утверждены правила землепользования и застройки.
В соответствии с частью 5 статьи 8 Федерального закона N 119-ФЗ в случае, если земельный участок, предоставленный гражданину в безвозмездное пользование, расположен в границах территории, применительно к которой не утвержден градостроительный регламент, гражданин вправе использовать такой земельный участок в соответствии с любым видом разрешенного использования независимо от принадлежности такого земельного участка к той или иной категории земель, в том числе, для индивидуального жилищного строительства.
В соответствии со статьей 511 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома гражданин подает в уполномоченные органы уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве). В соответствии с частью 7 статьи 511 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные органы для принятия решения о соответствии или несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным предельным параметрам разрешенного строительства проводят проверку соответствия указанного уведомления на соответствие в том числе правилам землепользования и застройки. В случае, если применительно к земельному участку, на котором предполагается строительство дома, не утверждены правила землепользования и застройки, уполномоченные органы направляют гражданину уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Аналогичное регулирование предусмотрено статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации при осуществлении проверки соответствия указанных в уведомлении об окончании строительства параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами
Предлагаемое изменение направлено на гармонизацию положений Федерального закона N 119-ФЗ, которые позволяют гражданину выбрать индивидуальное жилищное строительство в качестве вида разрешенного использования земельного участка даже при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки, и положений градостроительного законодательства, обязывающих уполномоченные органы проверять уведомление о планируемом строительстве, уведомление об окончании строительства на "гектаре" на соответствие правилам землепользования и застройки.
Актуальность вышеописанной проблемы и необходимость внесения изменений в законодательство подтверждаются обращениями граждан, которые выбрали земельные участки для целей индивидуального жилого строительства, однако не могут получить необходимые разрешительные документы ввиду отсутствия на соответствующей территории утвержденных правил землепользования и застройки. Актуальность предлагаемых изменений обусловлена также тем, что в рамках реализации программы "Дальневосточный гектар" большинство ее участников, или 43 процента граждан, выбирают именно индивидуальное жилищное строительство в качестве вида разрешенного использования земельного участка.
Кроме того, правоприменительная практика выявила наличие следующей проблемы, связанной с выбором гражданином вида разрешенного использования земельного участка. В значительном числе муниципальных образований утверждены правила землепользования и застройки, которыми вне населенных пунктов установлены различные территориальные зоны - сельскохозяйственные (СХ), рекреационные и т.п. - не допускающие индивидуального жилищного строительства, а в некоторых случаях - любой деятельности (т.н. "зоны естественных ландшафтов"). При этом в случае зон СХ местом расположения выбранного гражданином "гектара" являются неиспользуемые земли, заросшие деревьями и кустарниками, на которых органы местного самоуправления не осуществляют мелиоративные мероприятия, а в случае установления зон рекреации и "зон естественных ландшафтов" - фактически отсутствуют парки и природные заказники местного значения, городские леса. Запрет пользователям "дальневосточных гектаров" осуществлять на таких фактически заброшенных землях индивидуальное жилищное строительство и вести иную деятельность (при условии совмещения с использованием на смежных участках и существующих ограничений прав деятельности) не только не соответствует целям программы "Дальневосточный гектар", но и приведет к массовому отказу граждан от получения в собственность участков по истечении пятилетнего срока безвозмездного пользования.
Для решения указанной проблемы законопроектом предусмотрена возможность выбора гражданином любого вида разрешенного использования земельного участка (вне зависимости от указанных в градостроительном регламенте) в случае, если предоставленный земельный участок находится за границами населенного пункта.
Законопроектом предусмотрена отмена обязанности гражданина предоставления декларации, указанной в статье 8 Федерального закона N 119-ФЗ.
Ввиду утверждения Правительством Российской Федерации критериев (требований) к использованию участка, которые гражданин должен соблюсти для предоставления участка в собственность по истечении 5 лет, декларирование использования участка по истечении 3 лет не имеет существенного практического значения. Единственным последствием отсутствия факта подачи декларации является внеплановая проверка земельного участка органами земельного надзора. Если участок фактически не осваивается, то выезд надзорного органа с последующей констатацией данного факта будет являться неоправданным расходованием бюджетных средств. Кроме того, орган земельного надзора осуществляет плановую проверку земельных участков в соответствии с земельным законодательством.
Законопроектом предлагается увеличить срок для выбора гражданином вида разрешенного использования земельного участка с одного года до двух лет. Установленный в настоящее время годичный срок недостаточен, учитывая длительность процесса внесения в правила землепользования и застройки изменений, инициированных пользователями "дальневосточных гектаров". Кроме того, необходимо внести правовую определенность в части срока, в течение которого гражданин вправе изменить ранее выбранный вид разрешенного использования земельного участка.
Законопроектом предлагается решение острой проблемы, суть которой состоит в недостаточной определенности правового режима земельных участков, предоставленных по программе "дальневосточный гектар" из состава земель лесного фонда и затем переведенных в земли населенных пунктов в упрощенном порядке, установленном статьей 8 Федерального закона N 119-ФЗ, а также неопределенности "юридической судьбы" древесины, произрастающей на таких земельных участках.
Согласно части 6 статьи 8 Федерального закона N 119-ФЗ гражданин вправе использовать предоставленный ему в безвозмездное пользование земельный участок из состава земель лесного фонда для осуществления любого вида или любых видов использования лесов из предусмотренных пунктами 1 - 14 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации, а при условии перевода такого земельного участка в земли иных категорий в соответствии с частью 81 данной статьи - для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
В соответствии с частью 81 статьи 8 Федерального закона N 119-ФЗ в случае, если выбранный гражданином вид разрешенного использования земельного участка из состава земель лесного фонда предусматривает жилищное строительство или ведение садоводства (что допустимо согласно части 6 статьи 8), уполномоченный орган направляет в орган регистрации прав сведения о принадлежности земельного участка к категории земель населенных пунктов.
В то же время согласно положениям частей 12 и 13 статьи 8 Федерального закона N 119-ФЗ при изменении сведений в Едином государственном реестре недвижимости о принадлежности земельного участка к землям лесного фонда на принадлежность земельного участка к иной категории земель полномочия органа государственной власти, предоставившего такой земельный участок в безвозмездное пользование, по распоряжению таким земельным участком сохраняются, а при переводе земельного участка из состава земель лесного фонда в земли населенных пунктов такой земельный участок к городским лесам не относится.
Приведенные положения в совокупности создают противоречивую правоприменительную практику и порождают многочисленные проблемы как для уполномоченных органов, так и для граждан. В связи с этим предлагается передать полномочия по распоряжению земельными участками, переведенными в упрощенном порядке из категории земель лесного фонда в земли иной категории, органам государственной власти, уполномоченным на распоряжение земельными участками соответствующей категории земель и формы собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 12 статьи 8 Федерального закона N 119-ФЗ в редакции законопроекта), а также исключить такие земельные участки из границ лесничеств.
Одновременно предлагается наделить гражданина правом проводить расчистку такого земельного участка, расположенного за границами лесничества, от деревьев, кустарников, лиан, в том числе путем их рубки, в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды, в случае, если это необходимо для обеспечения использования земельного участка в соответствии с видом или видами его разрешенного использования, если запрет или ограничения на рубку не установлены федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (второй абзац части 20 статьи 8 Федерального закона N 119-ФЗ в редакции законопроекта).
Также законопроектом предусматривается исключение из оснований возврата заявления о предоставлении земельного участка в собственность или в аренду направления указанного заявления в иной уполномоченный орган, а также предусматривается обязанность иного уполномоченного органа перенаправить такое заявление в уполномоченный орган в течение трех рабочих дней. Данное положение позволит ускорить процедуру предоставления земельного участка в собственность или аренду и снизить административные барьеры для заявителя.
Законопроектом предлагается предоставить уполномоченным органам право по своей инициативе образовывать земельные участки в упрощенном порядке с использованием Федеральной информационной системы "НаДальнийВосток.рф". Целью предлагаемой новеллы является создание простого и финансово не затратного способа оперативного формирования "земельного банка" для последующего предоставления земельных участков гражданам и введения неиспользуемых земельных участков в хозяйственный оборот.
Предлагаемые в законопроекте изменения позволят обеспечить дальнейшее развитие программы "Дальневосточный гектар", оказать содействие гражданам в освоении земельных участков, увеличить спрос на земельные участки за счет улучшения механизма их предоставления. Предложения поддержаны субъектами Российской Федерации, входящими в состав Дальневосточного федерального округа.
Реализация предусмотренных законопроектом изменений будет способствовать достижению целей государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа" в части достижения показателей предоставления гражданам земельных участков в безвозмездное пользование и представления гражданами деклараций об использовании земельных участков.
В законопроекте отсутствуют положения об обязательных требованиях, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требованиях, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.