Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о возмещении процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением дела арбитражным судом, гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации"
(подготовлен Минюстом России 17.06.2021 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о возмещении процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением дела арбитражным судом, гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации" (далее - проект постановления) подготовлен во исполнение Федерального закона от 30 апреля 2021 г. N 111-ФЗ "О внесении изменений в статью 132 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон, УПК РФ соответственно) и поручения Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2020 г. N ДГ-П4-11087, а также в целях реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 13 мая 2021 г. N 18-П.
Федеральным законом реализовано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 апреля 2020 г. N 21-П, принятое по результатам рассмотрения жалобы А.Н. Музыки, уголовное дело в отношении которого было прекращено мировым судом в связи с декриминализацией. Конституционный Суд Российской Федерации указал на неопределенность нормативного содержания, не обеспечивающего на основе принципов равенства и справедливости надлежащего уровня правового регулирования применительно к возмещению в разумных пределах необходимых расходов, понесенных частным обвинителем на оплату услуг представителя.
Кроме того, в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2020 г. N ДГ-П4-11087 необходимо упорядочить возмещение расходов, связанных с выплатой вознаграждения представителю потерпевшего. В частности, следует определить предельные размеры выплачиваемых сумм, порядок их определения во избежание злоупотребления со стороны получателей выплат в связи с явным завышением их размеров.
В Постановлении от 13 мая 2021 г. N 18-П Конституционный Суд Российской Федерации признал часть третью статьи 131 и часть первую статьи 132 УПК РФ, а также пункт 30 Положения о возмещении процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением дела арбитражным судом, гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2012 г. N 1240 (далее - Положение), не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они не обеспечивают надлежащего уровня правовой определенности применительно к порядку и размерам возмещения процессуальных издержек при вынесении следователем (дознавателем, прокурором) постановления о возмещении расходов потерпевшего на выплату вознаграждения его представителю по уголовному делу, прекращенному по нереабилитирующему основанию, а равно не позволяют обеспечить эффективную судебную защиту права потерпевшего на получение такого возмещения в установленный срок и не предусматривают правового механизма индексации сумм такого возмещения. Федеральному законодателю и Правительству Российской Федерации предписано внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование.
Положение устанавливает, в частности, порядок и размеры возмещения процессуальных издержек, предусмотренных пунктами 1 - 9 части второй статьи 131 УПК РФ, за исключением размеров процессуальных издержек, предусмотренных пунктами 2 и 8 части второй указанной статьи.
При этом Положение не содержит требований о порядке выплаты и размерах сумм, причитающихся потерпевшему и частному обвинителю на оплату услуг представителя.
При подготовке проекта постановления учтено следующее.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал, что суды при рассмотрении дел обязаны исследовать по существу фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту, закрепленное статьей 46 Конституции Российской Федерации, оказывалось бы существенно ущемленным (постановления от 6 июня 1995 г. N 7-П, от 13 июня 1996 г. N 14-П, от 28 октября 1999 г. N 14-П, от 22 ноября 2000 г. N 14-П, от 14 июля 2003 г. N 12-П, от 12 июля 2007 г. N 10-П, от 5 июня 2012 г. N 13-П). Вопрос о необходимости и оправданности тех или иных расходов потерпевшего на участие представителя как процессуальных издержек должен разрешаться судом с учетом позиций сторон судопроизводства и представляемых ими документов.
Постановлениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 июня 2010 г. N 17 "О практике применения судами норм, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве" и от 16 мая 2017 г. N 17 "О внесении изменений в отдельные постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам" судам даны разъяснения, в соответствии с которыми потерпевшему подлежат возмещению необходимые и оправданные расходы, связанные с выплатой вознаграждения представителю, подтвержденные соответствующими документами. При этом на практике во исполнение указанных разъяснений суды нередко принимают решения о снижении размеров издержек, выплачиваемых потерпевшим.
Следователь и дознаватель не наделены полномочиями определять размер подлежащих возмещению потерпевшему расходов, связанных с выплатой вознаграждения представителю потерпевшего, исходя из их необходимости и оправданности. В результате у них отсутствуют основания для отказа в удовлетворении заявлений о выплате компенсации, если ее размер подтвержден документально (например, если договором потерпевшего с представителем предусмотрена выплата вознаграждения в размере, превышающем 50 тысяч рублей за день работы).
Согласно проекту постановления потерпевшему возмещаются необходимые расходы, связанные с выплатой вознаграждения представителю потерпевшего, при условии предоставления подтверждающих документов.
Расходы потерпевшего по уголовному делу, связанные с выплатой вознаграждения его представителю и подлежащие возмещению за счет средств федерального бюджета, возмещаются на основании постановления дознавателя, следователя, прокурора в размерах, не превышающих размеры вознаграждения адвоката, участвующего в уголовном деле по назначению. При этом в случае обжалования такого постановления суд сможет определять размер вознаграждения, подлежащего возмещению, с учетом необходимости соответствующих расходов и наличия подтверждающих документов.
Судом с лица, в отношении которого прекращено уголовное преследование частного обвинения в связи с декриминализацией, или за счет средств федерального бюджета в установленных случаях также будут взыскиваться необходимые расходы, связанные с выплатой вознаграждения представителю потерпевшего, частного обвинителя.
Пунктами 23 и 23(1) Положения предусмотрено, что при определении размера вознаграждения адвоката, участвующего в уголовном деле по назначению дознавателя, следователя или суда, а также размера вознаграждения адвоката, участвующего в гражданском или административном судопроизводстве по назначению суда, подлежит учету время, затраченное адвокатом на осуществление действий по оказанию квалифицированной юридической помощи при условии предоставления подтверждающих документов. Перечень таких подтверждающих документов утверждается Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с государственными органами, наделенными полномочиями по производству дознания и предварительного следствия, Верховным Судом Российской Федерации и Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.
Положения УПК РФ, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не содержат закрытого перечня полномочий, которые вправе совершать защитник и представитель потерпевшего, а равно не определяют исчерпывающий перечень их действий.
Принятие соответствующего совместного приказа Минюста России и Минфина России предполагало бы закрытый перечень подтверждающих документов, что в свою очередь не может отражать всего спектра действий адвоката, осуществляемых в рамках оказания квалифицированной юридической помощи.
Введение закрытого перечня подтверждающих документов может выступить ограничивающим фактором для реализации части 1 статьи 48 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому право на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе в случаях, когда законом предусмотрено оказание юридической помощи адвокатами по назначению.
Решение обозначенных проблем требует внесения изменений в Положение, которые предполагают исключение необходимости утверждения перечня документов, подтверждающих действия адвоката по оказанию квалифицированной юридической помощи.
Специальный порядок вступления проекта постановления в силу со дня его официального опубликования обусловлен необходимостью обеспечения своевременной защиты права потерпевшего на получение возмещения расходов на выплату вознаграждения представителю.
Поскольку обязанность возмещения расходов потерпевшего на выплату вознаграждения представителю, в том числе в установленных случаях за счет средств бюджета, уже предусмотрена УПК РФ, принятие проекта постановления не повлечет необходимость дополнительных расходов за счет федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и изменения финансовых обязательств государства.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных проектом постановления, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В проекте постановления отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.