Заключение Министерства экономического развития РФ об оценке регулирующего воздействия на проект Постановления Правительства Российской Федерации "О порядке оказания услуг телефонной связи"
(от 24.06.2021 N 19944-АХ/Д26и)
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "О порядке оказания услуг телефонной связи" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минцифры России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в период с 29 марта по 16 апреля 2021 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта: 02/07/03-21/00114575).
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
В настоящее время порядок оказания услуг телефонной связи регламентируется постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2014 г. N 1342 "О порядке оказания услуг телефонной связи" (далее - Действующий порядок).
Действующий порядок включен в Перечень нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2467 (далее - Перечень N 2467).
В целях подготовки настоящего заключения в соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России проведены дополнительные публичные консультации по проекту акта в срок с 19 по 28 мая 2021 года. В рамках проведенных публичных консультаций поступили позиции Комиссии РСПП по связи и информационно-коммуникационным технологиям, Ассоциации операторов телефонной связи, ПАО "МГТС", ПАО "Мегафон", ПАО "ВымпелКом", АО "АСВТ", частично учтенные при подготовке настоящего заключения. Отдельные замечания и предложения по доработке проекта акта приведены в приложении к настоящему заключению и рекомендуются к анализу разработчиком при доработке проекта акта.
На основании представленных разработчиком материалов по предлагаемому регулированию, а также позиций, полученных при проведении публичных консультаций, к проекту акта могут быть сделаны следующие замечания.
1. В соответствии с пунктом 3 проект акта вступает в силу 1 сентября 2021 года, а для обязанностей оператора подвижной радиотелефонной связи, установленных подпунктами "д", "е", "з" пункта 114 проекта акта, предусмотрен переходный период до 1 декабря 2021 года.
Однако в соответствии с частью 1 статьи 3 Закона об обязательных требованиях положения нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении девяноста дней после дня официального опубликования соответствующего нормативного правового акта, если иное не установлено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Таким образом, указанное условие не соблюдено.
Более того, проектом акта изменяются действующие обязательные требования к операторам связи, устанавливаются новые обязательные требования, требующие временных и материальных затрат (например, установление способов предоставления информационно-справочных услуг, хранение сведений о доведении информации о предоставлении таких услуг, информирование абонентов, находящихся в роуминге).
Однако переходный период для выполнения указанных требований, предусмотренный проектом акта, представляется недостаточным.
Таким образом, учитывая требования Закона об обязательных требованиях, а также необходимость установления переходного периода, срок вступления в силу проекта акта должен быть установлен не ранее 1 марта 2022 года.
2. Положения проекта акта в незначительной степени отличаются от Действующего порядка, преимущественно в связи с принятием Федерального закона от 30 декабря 2020 г. N 533-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи", что отмечается в целях регулирования, указанных в пункте 5.1 сводного отчета.
Вместе с тем в ходе публичного обсуждения текста проекта акта и сводного отчета, а также дополнительных публичных консультаций от субъектов предпринимательской деятельности поступили предложения по актуализации Действующего порядка, в том числе с учетом изменения технологий и предоставляемых услуг, однако такие изменения не были учтены разработчиком при доработке проекта акта.
Более того, в сводке предложений такие замечания и предложения не прокомментированы разработчиком по существу, а только отмечается, что практика применения Действующего порядка с действующей формулировкой не позволяет сделать вывод о необходимости изменения редакции данного пункта.
Включение Действующего порядка в Перечень N 2467 отражает необходимость внесения в него изменений, в том числе с целью сокращения и актуализации обязательных требований.
Более того, в соответствии с частью 2 статьи 6 Закона об обязательных требованиях обязательные требования должны соответствовать современному уровню развития науки, техники и технологий в соответствующей сфере деятельности, развития национальной экономики и материально-технической базы.
При этом при доработке проекта акта считаем необходимым дополнительно проработать замечания и предложения, приведенные в приложении к настоящему заключению.
3. Положения проекта акта предусматривают новые обязательные требования, требующие временных и материальных затрат (например, установление закрытого перечня способов предоставления информационно-справочных услуг, реализация которых является обязательной операторами связи, хранение сведений о доведении информации о предоставлении таких услуг в течение 3 лет, информирование абонентов, находящихся в роуминге).
Однако обоснование введения таких обязательных требований разработчиком в сводном отчете не приведено.
Кроме того, такие требования не установлены на уровне федерального закона, Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, актов, составляющих право Евразийского экономического союза, положений международных договоров Российской Федерации, не требующих издания внутригосударственных актов для их применения и действующих в Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных нормативных правовых актов. Подобный подход противоречит части 1 статьи 2 Закона об обязательных требованиях. При этом установление таких требований не отвечает принципу законности установления обязательных требований, предусмотренному статьей 4 Закона об обязательных требованиях.
Более того, выполнение таких требований способно повлечь дополнительные затраты операторов связи, которые не отражены разработчиком в разделе 11 сводного отчета.
Так, по информации, представленной субъектами предпринимательской деятельности, сведения о доведении до абонента информации о предоставлении информационно-справочных услуг, отправленные посредством короткого текстового сообщения, сохраняются в детализации услуг, при этом автоинформатор является чат-ботом, который является только носителем информационных услуг и не связан с тарификацией, и, соответственно, не может сохранять переданные сведения в биллинговой системе. В этой связи ресурсы на хранение указанных сведений у операторов связи могут отсутствовать.
Таким образом, введение новых обязательных требований требует дополнительного обоснования, а также оценки затрат субъектов предпринимательской деятельности на их реализацию.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 6 Закона об обязательных требованиях необходимыми условиями установления обязательных требований являются наличие риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, на устранение которого направлено установление обязательных требований, и возможность и достаточность установления обязательных требований в качестве мер защиты охраняемых законом ценностей.
С учетом того, что новое регулирование полностью заменяет собой действующее, подход, предусмотренный частью 1 статьи 6 Закона об обязательных требованиях, должен быть распространен на все обязательные требования проекта акта.
4. Проектом акта предлагается внесение изменений в подпункт "ж" пункта 24 Действующего порядка в части представления информации операторами связи при поступлении запросов от органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность или от Роскомнадзора, сформированного по результатам мониторинга соблюдения операторами связи обязанности по проверке достоверности сведений об абоненте и сведений о пользователях услугами связи абонента - юридического лица либо индивидуального предпринимателя.
Представление такой информации предусмотрено проектом постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении состава, порядка и сроков представления операторами подвижной радиотелефонной связи информации, необходимой для осуществления мониторинга соблюдения операторами связи обязанности по проверке достоверности сведений об абоненте и сведений о пользователях услугами связи абонента - юридического лица либо индивидуального предпринимателя" (ID 02/07/03-21/00114142, далее - проект постановления о сроках).
При этом в соответствии с пунктом 7 проекта постановления о сроках (в доработанной редакции) представление такой информации предусмотрено только в течение 180 дней со дня вступления в силу постановления о сроках, то есть до момента предоставления доступа операторами связи к своим информационным системам. Однако указанное не учтено в проекте акта.
В этой связи указанное требование подлежит детализации в части сроков.
5. Проектом акта предлагается внести изменения в пункт 114 Действующего порядка путем закрепления в том числе следующих обязанностей оператора связи:
не оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи пользователю услугами связи - физическому лицу абонента - юридического лица либо индивидуального предпринимателя в случае, если при проверке посредством направления запроса в единую систему идентификации и аутентификации оператор связи обнаружит, что сведения о таком пользователе услугами связи и сведения об используемом им абонентском номере, а также о наименовании абонента - юридического лица либо индивидуального предпринимателя отсутствуют или не являются достоверными;
исключить абонентский номер, выделенный оператором подвижной радиотелефонной связи, из договора с абонентом - юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в указанном случае при неполучении подтверждения информации;
возобновлять оказание услуг подвижной радиотелефонной связи пользователю услугами связи - физическому лицу абонента - юридического лица либо индивидуального предпринимателя в течение 3 рабочих дней со дня устранения абонентом (пользователем) нарушений, которые повлекли за собой приостановление оказания услуг подвижной радиотелефонной связи.
Однако при исключении абонентского номера из договора оператор связи может присвоить такой номер иному абоненту и в таком случае не сможет соблюсти требование по возобновлению оказания услуг связи.
При этом исключение абонентского номера из договора в таких случаях не предусмотрено действующим законодательством и представляется нецелесообразным.
Также для возобновления оказания услуг подвижной радиотелефонной связи может потребоваться пересмотр договоров с учетом изменения пула выделенных номеров, как и возможность исключения номера из выделенного пула номеров может потребовать изменения действующих договоров с корпоративными абонентами.
В этой связи считаем целесообразным исключить обязанность операторов связи по исключению абонентского номера из договора с абонентом.
6. В соответствии с пунктом 116 проекта акта проверка достоверности сведений об абоненте, а также о пользователях услуг связи абонента - юридического лица (индивидуального предпринимателя) осуществляется путем установления:
а) в отношении физического лица - фамилии, имени, отчества (при наличии), даты рождения, а также реквизитов документа, удостоверяющего личность (наименование, серия и номер, дата выдачи, наименование органа, выдавшего документ, код подразделения);
б) в отношении индивидуального предпринимателя - фамилии, имени, отчества (при наличии), реквизитов документа, удостоверяющего личность (наименование, серия и номер, дата выдачи, наименование органа, выдавшего документ, код подразделения), а также основного государственного регистрационного номера;
в) в отношении юридического лица - наименования (фирменного наименования) организации, места нахождения, основного государственного регистрационного номера, а также идентификационного номера налогоплательщика.
Однако указанные сведения не соотносятся со сведениями для проверки, предусмотренными пунктом 2.2 проекта постановления о сроках, и не смогут использоваться в целях автоматизированной проверки, поскольку заполнение такого поля как наименование органа, выдавшего документ, не является стандартизированным (например, могут использоваться различные сокращения).
Кроме того, проверка органа, выдавшего документ, может быть затруднена посредством использования системы межведомственного электронного взаимодействия.
В этой связи представляется достаточным синхронизировать указанные перечни сведений для проверки достоверности сведений об абоненте, а также о пользователях услуг связи абонента - юридического лица (индивидуального предпринимателя).
7. В соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 53 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи) предоставление третьим лицам сведений об абонентах-гражданах может осуществляться только с их согласия, за исключением случаев, предусмотренных Законом о связи и другими федеральными законами.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом.
Пунктом 4 проекта акта закрепляется, что сведения об абоненте могут передаваться третьим лицам только с письменного согласия этого абонента, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Таким образом, проектом акта предусматривается ограничение на передачу сведений третьим лицам, что не соотносится с требованиями, установленными указанными федеральными законами.
По результатам оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России может быть сделан вывод о том, что:
- положения проекта акта не соответствует Закону об обязательных требованиях;
- наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, разработчиком обоснованы не в полной мере;
- в проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 31 л. в 1 экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.