Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О специальной оценке условий труда" в части совершенствования оказания государственных услуг и цифровой трансформации"
(подготовлен Минтрудом России 25.06.2021 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О специальной оценке условий труда" в части совершенствования оказания государственных услуг и цифровой трансформации разработан по результатам анализа правоприменительной практики применения законодательства о специальной оценке условий труда в части оказываемых в соответствии с его требованиями государственных услуг и с учетом совершенствования механизмов применения цифровых технологий в сфере действия законодательства о специальной оценке условий труда.
Указанный законопроект направлен на внедрение цифровых технологий при оказании государственной услуги по аттестации экспертов на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, использование электронной цифровой подписи при оформлении результатов проведения специальной оценки условий труда, совершенствование процедур реализации государственной услуги по рассмотрению разногласий по результатам экспертизы качества специальной оценки условий труда, а также обеспечение возможности получения сведений о внесении в соответствующие реестры информации об экспертах и организациях, проводящих специальную оценку условий труда, без необходимости обращения непосредственно в ведомство.
В настоящее время сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда выдается исключительно на бумажном носителе, что усложняет процесс получения разрешительного документа, дающего право на осуществление соответствующего вида деятельности.
Кроме того, с развитием цифровизации у ряда работодателей, использующих систему электронного документооборота, возникает потребность использовать современные цифровые технологии при оформлении результатов проведения специальной оценки условий труда в электронном виде. Вместе с тем, рамками действующего законодательства предусмотрена подготовка документации по специальной оценке условий труда на бумажном носителе, которая утверждается председателем комиссии и подписывается членами комиссии, а также работниками при ознакомлении с результатами проведенной оценки на их рабочих местах.
Кроме того, организации, проводящие специальную оценку условий труда, а также работодатели, заключающие с такими организациями гражданско-правовой договор на проведение специальной оценки условий труда, в целях подтверждения сведений, представленных в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, вынуждены дополнительно обращаться в Минтруд России за получением соответствующей информации. Подготовка выписки из реестра требует временных затрат и является дополнительной нагрузкой для заинтересованных сторон, связанной с необходимостью направления заявителем запроса в Минтруд России и ожидания соответствующей информации.
Приведение указанных процедур к современным цифровым стандартам, а именно, выдача сертификата эксперта и выписки из реестра в электронном виде, а также возможность использования электронной цифровой подписи при согласовании отчетной документации о проведении специальной оценки условий труда, позволит сократить издержки заинтересованных сторон, связанные с необходимостью обращения в Минтруд России, а также позволит, в случае необходимости и наличия соответствующих технических возможностей, осуществить переход от существующей модели бумажного документооборота к цифровому обмену информацией.
Кроме того, реализация выдачи разрешительных документов и выписок из реестра в электронном виде позволит оптимизировать работу Минтруда России, связанную с подготовкой и направлением заявителям соответствующих документов на бумажном носителе, одновременно снизив риск возникновения технических ошибок вследствие человеческого фактора при обработке запросов заявителей.
Также проектируемыми нормами законопроекта предусматривается расширение функционала Федеральной государственной информационной системы учета результатов проведения специальной оценки условий труда (далее - ФГИС СОУТ).
В настоящее время во ФГИС СОУТ отсутствует возможность учета сведений о результатах оценки профессиональных рисков, несмотря на норму законодательства о специальной оценке условий труда, предусматривающую, что проведение специальной оценки условий труда, в том числе, может использоваться для оценки уровней профессиональных рисков. Для реализации указанного положения потребуется разработка и утверждение порядка сбора результатов оценки профессиональных рисков, а также доработка функционала ФГИС СОУТ, поэтому законопроектом предусматривается отсроченное вступление в силу предлагаемого регулирования до 1 марта 2023 г.
Получение Минтрудом России соответствующих сведений обеспечит использование регулятором комплексной информации об условиях труда на рабочих местах.
Кроме того, нормами проекта федерального закона предусматривается механизм предоставления экспертными организациями в адрес Минтруда России актуальных сведений об экспертном составе, а также о сокращении области аккредитации испытательной лаборатории (центра), являющейся структурным подразделением такой организации, в электронном виде посредством личного кабинета организации, проводящей специальную оценку условий труда, который имеется в настоящее время во ФГИС СОУТ у всех таких организаций.
Соответствующее нововведение позволит более эффективно применять механизм контроля за экспертными организациями посредством использования автоматических сервисов ФГИС СОУТ по выявлению несоответствий требованиям законодательства, устранит необходимость направления соответствующей информации в Минтруд России на бумажном носителе, как это предусмотрено в настоящее время, упростит процедуру получения и обработки поступившей информации.
Одновременно предложенный механизм позволит избежать необходимости запроса информации о сокращении области аккредитации в Росаккредитации посредством системы межведомственного электронного взаимодействия (в этом случае действующая норма части 8 статьи 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" признается утратившей силу).
По результатам правоприменительной практики рассмотрения Минтрудом России разногласий по результатам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда выявлены случаи, когда реализация указанной государственной услуги заведомо не является эффективной в части возможности удовлетворения обращения заявителей:
- оспаривание заявителями в рамках процедуры рассмотрения разногласий заключения органа государственной экспертизы условий труда, подготовленного в соответствии с определением суда, и по результатам которого уже принято судебное решение;
- оспаривание заявителями в рамках процедуры рассмотрения разногласий заключения органа государственной экспертизы условий труда, подготовленного по материалам отчета о результатах проведения специальной оценки условий труда, срок действия которого истекает в течение ближайшего года;
- повторное оспаривание заявителями в рамках процедуры рассмотрения разногласий повторного заключения органа государственной экспертизы условий труда, подготовленного по результатам рассмотрения разногласий по результатам экспертизы качества специальной оценки условий труда, когда Минтруду России приходится подтверждать замечания, содержащиеся в первичном заключении о рассмотрении разногласий по результатам экспертизы качества специальной оценки условий труда.
Предложенное регулирование обеспечивает упорядочивание процедуры рассмотрения разногласий по результатам экспертизы качества специальной оценки условий труда, в том числе, посредством введения запрета на рассмотрение разногласий по результатам экспертизы качества специальной оценки условий труда, если по указанной экспертизе уже принято и опубликовано решение судебного органа.
Вместе с тем, реализация норм законопроекта не приведет к снижению объективности и качества проведения специальной оценки условий труда и уровня защиты права работников на безопасные условия труда.
Принятие и реализация законопроекта не затрагивает отношений, связанных с реализацией Договора о Евразийском экономическом союзе, а также иных международных договоров Российской Федерации.
Законопроектом не вводятся дополнительные требования, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Принятие и реализация проекта федерального закона не повлечет за собой дополнительных расходов бюджетной системы Российской Федерации и будет осуществляться в пределах установленной штатной численности сотрудников и выделяемых финансовых ассигнований на осуществление предусмотренных законодательством Российской Федерации функций.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.