Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"
(подготовлен ФАС России 01.07.2021 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 поручения Президента Российской Федерации от 26.06.2021 N Пр-1096 и пункта 3 поручения Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Р. Белоусова от 30.06.2021 N АБ-П13-8582.
В настоящее время, согласно частям 21 и 22 статьи 5, статье 12 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), запреты, установленные Законом о защите конкуренции, на злоупотребление доминирующим положением и заключение антиконкурентных соглашений (за исключением предусмотренного частью 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрета на картель) не применяются к хозяйствующим субъектам, выручка которых не превышает четыреста миллионов рублей.
Данные положения были введены в 2016 году в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 264-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 264) и были ориентированы на предельные значения дохода, полученного малыми предприятиями от осуществления предпринимательской деятельности, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 09.02.2013 N 101 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства".
Вместе с тем, после принятия указанных поправок в Закон о защите конкуренции, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 265 "О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" предельные значения дохода малых предприятий были увеличены с четырехсот до восьмисот миллионов рублей, что дает основания изменить пороговые значения, предусмотренные Законом о защите конкуренции, для действия исключений, предусмотренных частями 21 и 22 статьи 5, статьей 12 Закона о защите конкуренции.
Согласно статистической ведомственной отчетности Федеральной антимонопольной службы за 2018 - 2020 годы из общего количества хозяйствующих субъектов, в отношении которых установлен факт нарушения антимонопольного законодательства по статье 10 и части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции, более 20 % составляют хозяйствующие субъекты с размером выручки от деятельности на товарном рынке, на котором совершено нарушение, от четырехсот до восьмисот миллионов рублей.
Действующие положения Закона о защите конкуренции предусматривают, что исключения не распространяются на: хозяйствующих субъектов, входящих в группу лиц с другими хозяйствующими субъектами; финансовые организации; субъекты естественной монополии; хозяйствующих субъектов, имеющих в качестве учредителей или участников хозяйствующих субъектов - юридических лиц; хозяйственных обществ, в уставном капитале которого имеется доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.
Указанные положения позволяют установить барьеры для возможных злоупотреблений исключениями. Применение антимонопольных запретов не предлагается отменять или изменять законопроектом.
В соответствии со статьей 28 Закона о защите конкуренции предварительному согласованию с антимонопольным органом подлежат сделки с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций, суммарная стоимость активов которых (и их группы лиц) превышает четыреста миллионов рублей.
Данные пороговые значения также были установлены Законом N 264 с учетом предельных значений дохода, полученного малыми предприятиями от осуществления предпринимательской деятельности, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.02.2013 N 101 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства".
За период 2018 - 2020 годы Федеральной антимонопольной службой и её территориальными органами рассмотрено более трёх тысяч ходатайств на получение предварительного согласия на создание и реорганизацию коммерческих организаций, заключение соглашений, совершение сделок в случаях, предусмотренных Законом о защите конкуренции. В среднем за указанный период 15 % ходатайств были связаны с согласованием сделок с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций, суммарная стоимость активов которых (и их группы лиц) составила менее восьмисот миллионов рублей.
Законопроектом предлагается предлагается внести изменения Закон о защите конкуренции, в соответствии с которыми не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта - юридического лица, учредителем которого являются одно физическое лицо (в том числе индивидуальный предприниматель) или несколько физических лиц, если выручка от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год такого хозяйствующего субъекта не превышает восемьсот миллионов рублей.
Также законопроектом предлагается внести в часть 3 статьи 12 Закона о защите конкуренции изменения, в соответствии с которыми запреты, указанные в части 4 статьи Закона о защите конкуренции, не распространяются на соглашения хозяйствующих субъектов, доминирующее положение которых не может быть признано в соответствии с нормами, прямо указанными в Законе о защите конкуренции, если совокупная сумма выручки таких хозяйствующих субъектов не превышает восемьсот миллионов рублей.
Законопроект также предусматривает повышение пороговых значений размера активов хозяйствующих субъектов за последний календарный год с четырехсот миллионов рублей до восьмиста миллиона рублей при которых к таким хозяйствующим субъектам не будут применяться требования антимонопольного законодательства по согласованию сделок с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций.
Аналогичные по сути изменения предлагается внести в статьи 13 и 14 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" предусматривающие антимонопольные требования к осуществлению деятельности, указав, что указанные статьи не распространяются на хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров, выручка которых (их группы лиц, определяемой в соответствии с антимонопольным законодательством) от реализации товаров за последний календарный год не превышает восемьсот миллионов рублей, а также хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность посредством организации торговой сети, совокупная выручка от реализации товаров которых в рамках одной торговой сети за последний календарный год не превышает восемьсот миллионов рублей.
Законопроект не оказывает влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.