Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 15 Закона Российской Федерации "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации"
(подготовлен Минэкономразвития России 02.07.2021 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 15 Закона Российской Федерации "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан с учетом указания Президента Российской Федерации от 24 февраля 2021 г. N Пр-291, поручений Правительства Российской Федерации от 2 марта 2021 г. N АБ-П13-2500 и от 27 мая 2021 г. N ММ-П13-6662 в целях повышения исполнительской дисциплины территориальных торгово-промышленных палат при осуществлении ими свидетельствования обстоятельств непреодолимой силы, возникших при реализации договоров, заключенных между российскими субъектами предпринимательской деятельности(за исключением обстоятельств в рамках налоговых правоотношений) (далее - свидетельствование форс-мажора).
В рамках принятия мер, направленных на поддержку экономики в условиях распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, Правительственная комиссия по повышению устойчивости развития российской экономики (пункт 1 раздела IV протокола от 20 марта 2020 года N 3) рекомендовала торгово-промышленным палатам обеспечить проведение процедур свидетельствования форс-мажора.
Торгово-промышленными палатами в 2020 году было рассмотрено около 80 000 обращений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и выдано свыше 6 000 заключений о свидетельствовании форс-мажора.
Вместе с тем по результатам выборочной проверки Торгово-промышленной палатой Российской Федерации копий заключений, выданных торгово-промышленными палатами и в ходе рассмотрения жалоб, поступивших от субъектов предпринимательской деятельности на действия (бездействие) торгово-промышленных палат, в рамках свидетельствования форс-мажора было выявлено около 30 нарушений, допущенных торгово-промышленными палатами, которые в основном связаны с длительным рассмотрением обращений заявителей, а также необоснованной выдачей заключений или отказом в их выдаче.
По каждому выявленному факту нарушений, по информации Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, в торгово-промышленные палаты направлялось требование о недопустимости нарушений.
Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства "Опора России" также отмечает, что в некоторых субъектах Российской Федерации обращения предпринимателей в торгово-промышленные палаты в связи со свидетельствованием форс-мажора не рассматривались должным образом (Вологодская и Ивановская области).
Общероссийская общественная организация "Деловая Россия" отмечает, что представители указанной организации, обращающиеся в торгово-промышленные палаты за заключениями о форс-мажоре, сталкивались с бюрократическими и техническими особенностями, а именно длительным ожиданием, отсутствием ответа (в том числе отсутствием объяснений о различиях в форме ответа в зависимости от способа подачи заявки в электронном или бумажном формате), различной ценовой политикой в субъектах Российской Федерации.
В отсутствие правового регулирования юридических последствий допущенных торгово-промышленными палатами нарушений пресечение таких нарушений представляется затруднительным. Вместе с тем необходимо обеспечить строгое соблюдение торгово-промышленными палатами положений действующего законодательства Российской Федерации, в особенности учитывая принятое Торгово-промышленной палатой Российской Федерации решение о свидетельствовании форс-мажора на возмездной основе.
Таким образом, проведенный анализ правоприменительной практики подтверждает потребность закрепления за Торгово-промышленной палатой Российской Федерации полномочия приостанавливать и прекращать деятельность территориальных торгово-промышленных палат по свидетельствованию форс-мажора в целях повышения исполнительской дисциплины.
Зарубежный опыт также свидетельствует о целесообразности нормативно-правового регулирования последствий ненадлежащего выполнения торгово-промышленными палатами принятых на себя функций. Так, в соответствии со статьей 1 Закона Германии от 18 декабря 1956 года "О временном регулировании права торгово-промышленных палат" торгово-промышленные палаты выполняют задачи по поддержке своих членов, обеспечению сбалансированного развития экономики с учетом экономических интересов в отдельных отраслях промышленности путем осуществления консультирования, подготовки экспертных заключений и отчетов. Вместе с тем специальных положений, прямо регулирующих вопросы свидетельствования торгово-промышленными палатами обстоятельств непреодолимой силы, в Германии нет. Тем не менее на практике палатами выдаются документы, подтверждающие факт наличия или отсутствия обстоятельств непреодолимой силы.
В Литовской республике торгово-промышленные и ремесленные палаты в Вильнюсе, Каунасе, Клайпеде, Шяуляе и Паневежисе выдают сертификаты по свидетельствованию обстоятельств непреодолимой силы юридическим лицам, осуществляющим торгово-хозяйственную деятельность. При этом не устанавливается никаких ограничений в отношении характера сделок. В случае, если представленные юридическими лицами документы или факты, установленные палатой, не подтверждают обстоятельства и условия, на которые ссылается заявитель, палата выдает лицу мотивированный отказ выдаче сертификата.
Таким образом, за рубежом распространена практика подтверждения факта наличия или отсутствия обстоятельств непреодолимой силы независимо от характера сделок. Представляется, что принятие предлагаемого закона в Российской Федерации обеспечит защиту интересов хозяйствующих субъектов по принятым ранее договорным обязательствам в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы ввиду того, что детальное регулирование ответственности за осуществление ненадлежащим образом данного функционала обеспечит снижение количество нарушений, допускаемых территориальными торгово-промышленными палатами как в силу сдерживающей функции мер ответственности, так и пресечением соответствующей деятельности для особо грубых нарушителей.
Принятие законопроекта соответствует цели по обеспечению благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" Государственной программы "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 316, и национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы".
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение таких обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие законопроекта не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий и не потребует увеличения расходов из федерального бюджета.
Проектов федеральных законов (федеральных законов), аналогичных по своему содержанию законопроекту, на рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации не находится.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.