Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 125.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Минюстом России 06.07.2021 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 125.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 13 мая 2021 г. N 18-П (далее - Постановление N 18-П).
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении N 18-П признал часть третью статьи 131 и часть первую статьи 132 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ), а также пункт 30 Положения о возмещении процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением дела арбитражным судом, гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2012 г. N 1240 (далее - Положение, постановление N 1240 соответственно), не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они не обеспечивают надлежащего уровня правовой определенности применительно к порядку и размерам возмещения процессуальных издержек при вынесении следователем (дознавателем, прокурором) постановления о возмещении расходов потерпевшего на выплату вознаграждения его представителю по уголовному делу, прекращенному по нереабилитирующему основанию, а равно не позволяют обеспечить эффективную судебную защиту права потерпевшего на получение такого возмещения в установленный срок и не предусматривают правового механизма индексации сумм такого возмещения. Федеральному законодателю и Правительству Российской Федерации предписано внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование.
В главе 16 УПК РФ закреплены общие положения о возможности обжалования любых действий (бездействия) и решений дознавателя, следователя, прокурора и суда в установленном уголовно-процессуальным законом порядке. Так, в силу статьи 125 УПК РФ постановление об отказе в возмещении потерпевшему расходов, связанных с выплатой вознаграждения представителю, подлежит обжалованию в районный суд постольку, поскольку оно способно причинить ущерб конституционным правам потерпевшего.
Однако процедура проверки судом по правилам статьи 125 УПК РФ постановления, вынесенного дознавателем, следователем, прокурором в порядке статей 131 и 132 УПК РФ, предполагает, что, признав его в рамках названной процедуры незаконным или необоснованным, суд не вправе самостоятельно определить сумму расходов на представителя, подлежащую выплате, а может лишь указать на допущенные дознавателем, следователем, прокурором ошибки в оценке необходимости и оправданности таких расходов и обязать соответствующее должностное лицо устранить допущенные нарушения. Потому не исключены ситуации, когда суд многократно отменяет неправомерные постановления, касающиеся возмещения потерпевшему расходов на представителя, что значительно удлиняет процесс восстановления нарушенных прав потерпевшего и вынуждает его нести дополнительные затраты на ведение нового судебного разбирательства.
Учитывая изложенное, законопроектом предлагается закрепить в статье 125.1 УПК РФ положения, согласно которым вопрос о размере расходов потерпевшего на выплату вознаграждения его представителю, если потерпевший обжаловал в суд постановление, принятое дознавателем, следователем или прокурором, разрешается непосредственно судом. При рассмотрении жалобы судья проверяет обоснованность постановления дознавателя, следователя или прокурора, а также на основании доводов, изложенных в жалобе, необходимость расходов потерпевшего, связанных с выплатой вознаграждения его представителю, путем исследования в судебном заседании представленных документов.
Согласно части четвертой статьи 131 УПК РФ процессуальный механизм, закрепляющий порядок и размеры возмещения процессуальных издержек (за исключением предусмотренных пунктами 2 и 8 части второй той же статьи), устанавливается Правительством Российской Федерации. Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации утверждено Положение, предусматривающее возмещение процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу. Вместе с тем Положение не содержит предписаний, определяющих порядок и размеры возмещения потерпевшему расходов на выплату вознаграждения представителю, обусловленных пунктом 1.1 части второй статьи 131 УПК РФ.
В связи с этим для реализации Постановления N 18-П предполагается также внесение изменений в Положение посредством установления в нем размеров и порядка выплаты соответствующих сумм.
Разработка соответствующего проекта постановления Правительства Российской Федерации осуществляется Минюстом России в соответствии с планом-графиком подготовки нормативных правовых актов, необходимых для реализации норм Федерального закона "О внесении изменений в статью 132 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", утвержденным Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации Д.Ю. Григоренко 7 мая 2021 г. N 4297п-П4.
Применительно к установлению порядка индексации сумм, выплачиваемых потерпевшему на покрытие расходов, связанных с выплатой вознаграждения представителю потерпевшего, следует учитывать пункт 2 постановления N 1240, которым предусмотрено, что увеличение (индексация) размера возмещения процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, производится ежегодно с учетом уровня инфляции (потребительских цен) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период в срок, определяемый Правительством Российской Федерации.
В связи с этим, а также принимая во внимание разработку проекта постановления, устанавливающего порядок определения размеров возмещения расходов, понесенных потерпевшим на выплату вознаграждения представителю, данный вопрос будет урегулирован.
Принятие предлагаемых законопроектом изменений позволит привести положения УПК РФ в соответствие с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.