Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в приложения N 6 и 16 к государственной программе Российской Федерации "Развитие культуры"
(подготовлен Минкультуры России 07.07.2021 г.)
Настоящим проектом постановления Правительства Российской Федерации предусматривается внесение изменений в Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку творческой деятельности муниципальных театров в населённых пунктах с численностью населения до 300 тыс. человек, приведённые в приложении N 6 к государственной программе Российской Федерации "Развитие культуры", а также в Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку творческой деятельности и техническое оснащение детских и кукольных театров, приведённые в приложении N 16 к государственной программе Российской Федерации "Развитие культуры", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 317 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры" (далее - проект постановления, Приложение N 6, Приложение N 16, Субсидии).
Проектом постановления вносятся изменения в подпункт "а" пункта 3 Приложения N 6 и Приложения N 16, устанавливающие направления расходования соответствующих субсидий.
В связи с необходимостью целевого и эффективного расходования денежных средств, выделяемых на творческие проекты, и обеспечения прав участников творческих проектов на социальные гарантии в абзац пятый в подпункте "а" пункта 3 Приложения N 6 и Приложения N 16 вносятся изменения в части уточнения направления расходования средств в рамках реализации мероприятия.
В соответствии с пунктом 1 Решения Коллегии Министерства культуры Российской Федерации от 18 марта 2021 г. N 2 "О ходе реализации партийного проекта "Культура малой Родины" в части подпроектов "Театры - детям" и "Театры малых городов" предлагается дополнить направления расходований субсидий, добавив возможность театральным учреждениям оплачивать работы (услуги), связанные со съёмками и онлайн-показами творческих проектов, а также приобретать оборудование, необходимого для осуществления указанных целей. Важность осуществления съёмок и онлайн-показов спектаклей и других творческих проектов была продемонстрирована на фоне ограничений, с которыми театральные учреждения столкнулись во время пандемии, вызванной новой коронавирусной инфекцией (COVID-19). При этом онлайн-показы творческих проектов позволяют расширить охват аудитории и предоставить доступ к спектаклям в дистанционном режиме (посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") различным группам населения, в том числе детям, социально-незащищенным и малоимущим слоям населения. Кроме того, съёмки спектаклей и других творческих проектов сделают возможным дальнейшее сохранение и архивацию творческих проектов, расходы на которые осуществлялись в рамках выделенных субсидий.
В связи с необходимостью перевоза декораций, оборудования, костюмов и других объектов и материалов, необходимых для показа творческих проектов в рамках гастрольной деятельности театральных учреждений предлагается закрепить возможность направления средств субсидий театрами на приобретение грузопассажирских автобусов.
Принимая во внимание, что театральные учреждения имеют возможность расширять творческое пространство за счет сценических комплексов, располагающихся вне стационарных площадок, проектом постановления предлагается закрепить возможность для театров приобретать на средства субсидий кресла, сидении-трансформеры, кресельные группы, скамейки или стулья не только для зрительного зала, но и для мероприятий, проводимых вне стационарных площадок.
Приобретение автоматических устройств для проведения расчетов с целью приобретения билетов и контрольно-кассовой техники (в том числе платежные терминалы для оплаты банковскими картами, онлайн-кассы, электронные кассиры) в рамках предоставления субсидий позволит диверсифицировать способы приобретения билетов для зрителей, а также снизить вероятность заболевания новой коронавирусной инфекцией (Covid-19) с учетом проведения бесконтактной оплаты.
Возможность приобретения оборудования, средств, расходных материалов, необходимых для соблюдения санитарно-эпидемиологических (санитарно-гигиенических) норм в соответствии с требованиями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) за счет средств субсидий позволит принять театрам необходимые меры для снижения негативного воздействия новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и повысить безопасность зрителей, а также актерского и постановочного состава.
Проектом постановления предлагается разрешить направлять средства субсидий на приобретение технических средств и объектов для формирования доступной среды театральных учреждений с учетом потребностей маломобильных групп населения, а также лиц с ограниченными возможностями по слуху и зрению. В соответствии со ст. 30 Конвенции о правах инвалидов от 13.12.2006, ратифицированной Россией, государства-участники признают право инвалидов участвовать наравне с другими в культурной жизни и принимают все надлежащие меры для обеспечения доступа инвалидов к произведениям культуры в доступных им форматах, в т.ч. к телевизионным программам, фильмам, театру и другим культурным мероприятиям наравне со всеми. Закрепление возможности приобретения технических средств и объектов для формирования доступной среды с учетом потребностей маломобильных групп населения и лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также оплаты услуг по обеспечению тиффлокомментирования и сурдоперевода творческих проектов на средства субсидий позволит создать полноценную доступную среду в учреждениях культуры, являющимися получателем субсидий.
Проектом постановления также вносятся изменения в части изменения порядка проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации. В пункте 5 Приложения N 6 и Приложения N 16 слова ", исходя из художественной ценности творческих мероприятий, софинансирование которых осуществляется из федерального бюджета" предлагается исключить ввиду того, что в соответствии с критериями отбора субъектов субсидии предоставляются не только на реализацию творческих мероприятий, но и на укрепление материально-технической базы учреждений.
Вместе с тем, в Приложение 16 проектом постановления вносится изменение предполагающее исключение одного из направлений мероприятий государственной программы. В настоящее время в соответствии с подпунктом "а" пункта 3 театры могут осуществлять гастрольные проекты за счет средств субсидии, предоставляемой в рамках проекта "Культура малой Родины". Также гастроли театров для детей и молодежи по городам России на ежегодной основе предусмотрены в программе "Большие гастроли", реализуемой ФГБУК "РОСКОНЦЕРТ". Ввиду возможности осуществления гастрольной деятельности по двум программам одновременно проект постановления предполагает исключение дублирующей функции.
Проектом постановления предлагается внести изменение в пункт 6 Приложения N 6 и Приложения N 16 в части введения требований для предоставления субсидий.
Проектом постановления также предлагается ввести ограничение на использование субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку творческой деятельности и техническое оснащение детских и кукольных театров (Приложение N 16) в части запрета использования средств субсидии для технического переоснащения тех детских и кукольных театров, которые в текущем финансовом году получили поддержку в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных и муниципальных театров юного зрителя и театров кукол путем их реконструкции, капитального ремонта, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации 27 декабря 2018 г. N 1693 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы". Данное ограничение позволит избежать дублирование статей расходования, а также использовать средства федерального бюджета более эффективно.
Изменения, предлагаемые проектом постановления, предполагают отсутствие влияния на достижение целей государственной программы "Развитие культуры", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 317 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры", и иных государственных программ Российской Федерации.
В проекте постановления отсутствует необходимость в отражении обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Проект постановления Правительства Российской Федерации соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.