Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части отражения обязательств по государственным гарантиям субъектов Российской Федерации (муниципальным гарантиям) в составе государственного долга субъектов Российской Федерации (муниципального долга)"
(подготовлен Минфином России 12.07.2021 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части отражения обязательств по государственным гарантиям субъектов Российской Федерации (муниципальным гарантиям) в составе государственного долга субъектов Российской Федерации (муниципального долга)" (далее - законопроект) разработан в соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2021 г. N ММ-П13-4903 и от 27 апреля 2021 г. N МХ-П13-5266. Законопроект направлен на приведение в Бюджетном кодексе Российской Федерации (далее - Кодекс) подходов к учету обязательств по государственным гарантиям субъектов Российской Федерации и муниципальным гарантиям в составе государственного долга субъектов Российской Федерации и муниципального долга в соответствие с подходом, предусмотренным Кодексом в отношении государственных гарантий Российской Федерации.
Данный подход заключается во включении в состав государственного долга Российской Федерации обязательств, вытекающих из государственной гарантии Российской Федерации, не в сумме предела ответственности гаранта, а в сумме фактически имеющихся у принципала обязательств, обеспеченных государственной гарантией Российской Федерацией. Указанный подход успешно апробирован на федеральном уровне с 2018 года и позволяет избегать необоснованного завышения объема государственного долга Российской Федерации в случаях, когда фактический объем обязательств принципала, обеспеченных государственной гарантией Российской Федерации, существенно меньше суммы предоставленной гарантии.
Проектируемые изменения помимо установления единого правового регулирования данных вопросов для всех уровней бюджетной системы, создадут правовые предпосылки для более корректного отражения в составе государственного (муниципального) долга объема обязательств по государственным гарантиям субъектов Российской Федерации (муниципальным гарантиям), а именно не в сумме предела ответственности гаранта (сумме гарантии), а в сумме фактически имеющихся у принципалов обязательств, обеспечиваемых гарантией.
Представляется, что данные изменения позволят сократить объем государственного долга субъектов Российской Федерации (муниципального долга) и более адекватно оценивать долговую устойчивость субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), что создаст дополнительные возможности для субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), чей уровень долговой нагрузки достиг предельно допустимых значений, по осуществлению государственной (муниципальной) гарантийной поддержки.
При этом статьей 2 законопроекта устанавливается, что вносимые в Кодекс изменения применяются к порядку учета государственных (муниципальных) гарантий начиная с 1 января 2021 г.
Одновременно, учитывая отличие понятий "предельная сумма гарантии" и "сумма гарантии", в пункт 4 статьи 116 Кодекса вносится редакционная правка.
Принятие и реализация законопроекта не приведет к увеличению расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.