Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" (в части совершенствования порядка формирования и деятельности общественных наблюдательных комиссий)"
(подготовлен Минюстом России 14.07.2021 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" (в части совершенствования порядка формирования и деятельности общественных наблюдательных комиссий) (далее - законопроект) разработан во исполнение пункта 4 перечня поручений Президента Российской Федерации от 20.02.2019 N Пр-233 и пункта 5 перечня поручений Президента Российской Федерации от 28.01.2021 N Пр-133.
Законопроектом предлагается внести ряд изменений в Федеральный закон от 10.06.2008 N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" (далее - Федеральный закон N 76-ФЗ) в целях совершенствования порядка формирования и деятельности общественных наблюдательных комиссий (далее - ОНК), а также установления механизма финансирования деятельности ОНК за счет средств, предусмотренных в бюджетах субъектов Российской Федерации региональным общественным палатам.
Законопроектом изменяется требование к некоммерческим организациям, имеющим право выдвигать кандидатуры в состав ОНК, путем сокращения с 5 до 3 лет срока осуществления правозащитной деятельности этой некоммерческой организацией.
Вводятся положения о независимости ОНК от органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также недопустимости вмешательства политических партий, международных и иностранных организаций в сферу деятельности ОНК.
Нормы законопроекта устанавливают, что членами ОНК не могут быть лица, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
Наряду с этим предлагается терминологию части 3 статьи 12 Федерального закона N 76-ФЗ привести в соответствие с положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В целях оптимизации деятельности Общественной палаты Российской Федерации увеличивается на 15 дней срок принятия советом Общественной палаты Российской Федерации решения о назначении члена ОНК либо об отклонении предложенной кандидатуры и увеличивается на 15 дней срок выдачи мандатов членам ОНК.
Также увеличивается с 90 до 120 дней срок выдвижения кандидатов в состав ОНК для повышения качества рассмотрения представленных материалов.
Законопроект наделяет совет Общественной палаты Российской Федерации полномочием по прекращению полномочий членов ОНК по собственной инициативе в случае грубого нарушения Кодекса этики либо ненадлежащего исполнения членами ОНК своих обязанностей, в том числе ввиду отсутствия посещений ими мест принудительного содержания.
Предлагается установить сроки направления в Общественную палату Российской Федерации, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, уполномоченному по правам человека в соответствующем субъекте Российской Федерации отчетных материалов о результатах своей работы, которые необходимы для: анализа и оказания информационной, методической и иной поддержки ОНК; определения оптимального количества членов ОНК исходя из объема нагрузки, отражаемой в отчетных материалах о результатах работы ОНК.
Законопроектом изменяется перечень некоммерческих организаций, участвующих в общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, в соответствии с которым правом на осуществление данного контроля наделяются независимо от принципа разделения по территориальной сфере деятельности общественные объединения, ассоциации (союзы), фонды, автономные некоммерческие организации.
Источником финансового обеспечения деятельности ОНК являются бюджеты субъектов Российской Федерации в части финансирования общественных палат субъектов Российской Федерации, в связи с чем предлагается оптимизировать финансовую деятельность ОНК за счет бюджетов региональных общественных палат.
Кроме того, поскольку законопроектом расширяется перечень мест принудительного содержания учреждениями, исполняющими наказание в виде принудительных работ, предполагается внесение изменений в приказ ФСИН России от 28.11.2008 N 652 "Об утверждении Положения о порядке посещения учреждений уголовно-исполнительной системы членами общественных наблюдательных комиссий", в связи с чем законопроектом предусмотрен особый порядок вступления в силу соответствующего Федерального закона.
После принятия законопроекта предполагается внесение изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в части уточнения перечня некоммерческих организаций, участвующих в общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.