Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О требованиях при осуществлении закупок в сфере радиоэлектронной продукции и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
(подготовлен Минцифры России 19.07.2021 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - проект постановления) разработан в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - 44-ФЗ).
1. В настоящее время вся нормативно-правовая база в сфере установления Приоритета российской промышленной продукции над продукцией иностранного происхождения регулирует отношения субъектов 44-ФЗ и Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - 223-ФЗ) только в части поставки (т.е. купли-продажи) такой продукции. В частности, несмотря на то, что в область нормативного регулирования запретов и ограничений допуска товаров, происходящих из иностранных государств, подпадают товары, поставляемые при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, вне сферы указанных запретов и ограничений оказываются товары, которые не поставляются, но передаются во владение и (или) пользование при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг в рамках сервисных договоров.
Этот же правовой пробел актуален и при установлении механизмов квотирования в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2020 г. N 2014 г. "О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком" и постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2020 г. N 2013 "О минимальной доле закупок товаров российского происхождения". Заказчики - субъекты 223-ФЗ и 44-ФЗ практически во всех случаях закупок приобретают электронную продукцию не для перепродажи, а для собственных производственных нужд. В связи с этим для заказчиков право распоряжения (право перепродажи третьим лицам) в структуре вещных прав на закупаемое оборудование не является производственной необходимостью. Эти условия могут позволить Заказчикам без ущерба для своей производственной деятельности обходить существующие ограничения и запреты на закупку иностранного оборудования, фактически приобретая иностранное оборудование через сервисные договоры (услуги, работы), которые не попадают в область нормативного регулирования запретов и квотирования.
В проекте постановления предлагается распространить минимальную обязательную долю закупок российских товаров на радиоэлектронную продукцию, которая не поставляются, но передается во владение и (или) пользование при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг в рамках сервисных договоров, например: договоров о предоставлении клиентских рабочих мест, когда заказчику передается во владение и пользование ноутбук, моноблок, печатная техника и т. д., договоров о поддержке работы сайта, когда заказчик подключается дистанционно.
В проект постановления вводятся виды контрактов (сервисных договоров) на выполнение закупаемых работ, оказание закупаемых услуг, в рамках которых заказчику передается право владения и (или) пользования радиоэлектронной продукцией, включенной в приложение к данному постановлению.
Проектом постановления устанавливаются полномочия Минпромторга России по утверждению типовых условий таких контрактов, включающих в том числе формулу определения стоимости радиоэлектронной продукции, используемой при выполнении работ или оказании услуг и учитываемой при определении минимальной обязательной доли закупок, а также порядка и методики контроля за исполнением контрактов.
Аналогичные изменения вводятся в постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1084 "О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну" в части дополнительного перечня информации и документов, включаемых в реестр контрактов в случае, если объектом закупки являются услуги или работы, в результате исполнения которых заказчику передается право владения и (или) пользования радиоэлектронной продукцией.
2. В соответствии с текущей версией данного постановления в область нормативного регулирования подпадают только те закупки, при осуществлении которых установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств. Эти условия не позволяют заказчикам учесть закупки российских товаров, осуществленных у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), при расчете показателя достижения минимальной обязательной доли закупок.
В этой связи, в проект постановления вводятся изменения, в соответствии с которыми предлагается распространить учет и особенности определения НМЦК для цели достижения минимальной обязательной доли закупок на все закупки российских товаров (в том числе товаров, поставляемых или используемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) отдельных видов, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств.
3. В реестрах "отечественной" и евразийской продукции, и, соответственно, в ГИСП, использование которой при определении НМЦК предусмотрено пунктом 3 данного постановления, по многих номенклатурным позициям, в отношении которых установлена обязательная минимальная доля закупок, включена продукция, соответствующая требованиям заказчика, только 1 или 2 производителей, что приводит к тому, что заказчик вынужден рассчитать НМЦК, используя цены от поставщиков, предлагающих продукцию не из реестров "отечественной" и евразийской продукции. Эти условия, в свою очередь, препятствует участию в конкурсной процедуре отечественного производителя.
В связи с этим, в проекте постановления предусматривается возможность применения при определении НМЦК информации о цене товара не от субъектов деятельности в сфере промышленности (производителей), информация о которых включена в ГИСП, а от поставщиков, осуществляющих поставку товаров российского производства, информация о которых может содержаться в том числе в ГИСП.
При этом проектом постановления устанавливается, что в случае наличия в реестрах "отечественной" или евразийской продукции одного или двух товаров, соответствующих требованиям заказчика, заказчик определяет начальную (максимальную) цену контракта, цену контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальную цену единицы товара (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), только на основании таких товаров. Это будет способствовать поддержке российских производителей и развитию национальной экономики.
4. В соответствии с пунктом 14 Общих правил определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2015 г. N 926, цена единицы планируемых к закупке товаров, работ, услуг не может быть выше предельной цены товаров, работ, услуг, установленной в ведомственном перечне.
К указанным ведомственным перечням относятся:
приказ Минфина России от 29.12.2016 N 820 "Об утверждении требований к закупаемым Министерством финансов Российской Федерации и подведомственными ему федеральными казенными учреждениями и федеральными государственными бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)";
приказ Минздрава России от 06.08.2018 N 495 "Об утверждении требований к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг), закупаемым Министерством здравоохранения Российской Федерации и подведомственными ему казенными и бюджетными учреждениями" и т. д.
Цены отдельных заказчиков, приведенные в ведомственных перечнях, сформированы в предыдущих периодах на основе импортной техники. Эти условия препятствует участию в конкурсной процедуре отечественного производителя.
В этой связи, в проект постановления вводятся изменения, в соответствии с которыми предлагается исключить обязанность применения заказчиком нормативного метода формирования НМЦК, включая ведомственные перечни, для цели достижения минимальной доли закупок.
Сопутствующие изменения вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2015 г. N 926 "Об утверждении Общих правил определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)", постановление Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2015 г. N 927 "Об определении требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)".
Реализация проекта постановления будет способствовать развитию правового регулирования отношений по производству и потреблению продукции, произведенной на территории Российской Федерации.
Принятие проекта постановления не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий при его реализации, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проект постановления не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Положения проекта постановления соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Проект постановления не повлечет дополнительных расходов средств федерального бюджета и будет способствовать достижению целей государственных программ Российской Федерации.
В проекте постановления обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, отсутствуют.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.