Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"
(подготовлен Минтрудом России 21.07.2021 г.)
Минтруд выступил с инициативой финансовой помощи соискателям при переезде в другую местность.
Минтруд подготовил проект федерального закона о внесении изменений в закон РФ "О занятости населения в РФ". Поправки в закон позволят расширить круг граждан, которые смогут получить поддержку от государства при трудоустройстве в другой местности (как в пределах одного региона, так на территории другого региона).
Теперь эта услугу могут получить не только безработные граждане, которые зарегистрированы в центрах занятости, но и те, кто ищут работу и готовы переехать для временного трудоустройства или на постоянное место жительства в новой местности.
Напомним, в соответствии с законодательством безработным гражданам при переезде или переселении в другую местность оказывается финансовая поддержка. Эта помощь включает в себя оплату стоимости проезда и суточные расходы, а также аренду жилья при переезде или провоз имущества и выплату единовременного пособия при переселении. Ее размер устанавливается органами государственной власти субъектов.
В случае утверждения закона регионами будут выделены дополнительные средства на выплату суточных, а также единовременного пособия тем гражданам, кто не смог реализовать свои профессиональные навыки по месту жительства.
Проектом закона также изменяется механизм реализации региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов. Упрощается порядок согласования указанных программ.
При этом согласно проекту закона работодатель может выступить участником софинансирования привлечения работников в рамках региональных программ.
По результатам правоприменительной практики подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - проект федерального закона).
Проектом федерального закона предлагается:
1) расширить круг получателей государственной услуги по содействию безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости (далее - государственная услуга);
2) модернизировать механизм реализации региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов (далее - региональные программы).
1. В соответствии подпунктом 8 пункта 1 статьи 7 1-1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости) органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения оказывают государственную услугу с 1 января 2012 г.
Данная государственная услуга является собственным полномочием субъекта Российской Федерации, реализуемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
В рамках государственной услуги органами службы занятости осуществляется содействие:
безработным гражданам в переезде в другую местность для временного трудоустройства по имеющейся у них профессии (специальности) (далее - переезд для трудоустройства);
безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность на новое место жительства для трудоустройства по имеющейся у них профессии (специальности) (далее - переселение для трудоустройства).
Численность безработных граждан, получивших услугу по содействию в переезде для трудоустройства в другую местность, составила 69 318 человек, в том числе: в 2012 году - 9921 человек; в 2013 году - 9392 человека; в 2014 году - 7424 человека; в 2015 году - 5926 человек; в 2016 году - 6272 человека; в 2017 году - 7832 человека; в 2018 году - 7383 человека; в 2019 году - 7716 человек; в 2020 году - 5694 человека, за 3 месяца 2021 года - 1758 человек.
Численность безработных граждан, получивших услугу по содействию в переселении для трудоустройства в другую местность, составила 3092 человека, в том числе: в 2012 году - 390 человек; в 2013 году - 381 человек; в 2014 году - 330 человек; в 2015 году - 352 человека; в 2016 году - 228 человек; в 2017 году - 360 человек; в 2018 году - 307 человек; в 2019 году - 346 человек; в 2020 году - 327 человек, за 3 месяца 2021 года - 71 человек.
Учитывая сохраняющийся дисбаланс на рынке труда Российской Федерации, целесообразно законодательно предусмотреть возможность оказания содействия в трудоустройстве в другой местности более активной (заинтересованной в трудоустройстве) группе населения. Государственную услугу предлагается предоставлять не только гражданам, признанным в установленном порядке безработными, но и гражданам, зарегистрированным в органах службы занятости в качестве ищущих работу и готовых для трудоустройства временно переехать или переселиться на постоянное место жительства в другую местность.
Данные изменения позволят активизировать реализацию государственной услуги, будут способствовать трудоустройству граждан, ищущих работу. Так, по данным Роструда, численность граждан, обратившихся в 2020 году за содействием в поиске подходящей работы, составила 7423583 человека, из них 367394 человека изъявили желание осуществлять трудовую деятельность за пределами региона постоянного проживания.
За период с 1 января 2021 г. по 31 мая 2021 г. за содействием в поиске подходящей работы обратились 1 623 391 человек, из них 71 405 человек изъявили желание осуществлять трудовую деятельность за пределами региона постоянного проживания.
Таким образом, предлагаемые проектом федерального закона изменения позволят значительно расширить круг граждан, которые смогут получить поддержку при трудоустройстве в другой местности, а также сократить число незанятых граждан, ищущих работу, что в складывающейся ситуации на рынке труда имеет важное значение.
Согласно Закону о занятости безработным гражданам при переезде для трудоустройства по направлению органов службы занятости оказывается финансовая поддержка, включающая:
оплату стоимости проезда к месту работы и обратно, за исключением случаев, когда переезд работника осуществляется за счет средств работодателя;
оплату найма жилого помещения, за исключением случаев, когда работодатель предоставляет жилое помещение;
суточные расходы за время следования к месту работы и обратно.
Безработным гражданам и членам их семей при переселении для трудоустройства по направлению органов службы занятости оказывается финансовая поддержка, включающая:
оплату стоимости проезда и провоза имущества безработного гражданина и членов его семьи к новому месту жительства;
суточные расходы за время следования к новому месту жительства;
единовременное пособие, размер которого устанавливается в зависимости от территории переселения.
Размеры финансовой поддержки, порядок и условия ее предоставления безработным гражданам при переезде и безработным гражданам и членам их семей при переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Следовательно, расширение круга получателей государственной услуги потребует дополнительных средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
По данным Роструда, по состоянию на 2 июня 2021 г. численность граждан, изъявивших желание осуществлять трудовую деятельность за пределами региона постоянного проживания, из числа состоящих на учете в качестве ищущих работу, составила 39,5 тыс. человек. Если исходить из того, что все они готовы переехать на постоянное место жительства в другую местность для трудоустройства, то дополнительные ассигнования из бюджетов субъектов Российской Федерации на выплату суточных, а также единовременного пособия может составить примерно 430,8 млн рублей. Данный расчет является приблизительным и может быть уточнен с учетом изменения ситуации на рынке труда, соответствия ожидания граждан, ищущих работу и готовых для этого переселиться в другую местность, имеющимся вакансиям (условиям труда) в других субъектах Российской Федерации. Расчеты возможных ассигнований из бюджетов субъектов Российской Федерации приводятся в таблице.
Наименование субъекта Российской Федерации |
Численность граждан, изъявивших желание осуществлять трудовую деятельность за пределами региона постоянного проживания, из числа состоящих на учете по состоянию на 02.06.2021 г. |
Суточные на 1 человека на 1 день пути |
Размер единовременного пособия на 1 человека (получателя государственной услуги) |
Всего, рублей |
Российская Федерация |
39 473 |
- |
- |
430 851 623 |
Центральный федеральный округ |
2 041 |
- |
- |
7 482 705 |
Белгородская область |
120 |
100 |
1 000 |
132 000 |
Брянская область |
498 |
200 |
9 000 |
4 581 600 |
Владимирская область |
4 |
100 |
500 |
2 400 |
Воронежская область |
175 |
100 |
5 000 |
892 500 |
Ивановская область |
5 |
100 |
2 250 |
11 750 |
Калужская область |
25 |
100 |
5 000 |
127 500 |
Костромская область |
6 |
100 |
1 000 |
6 600 |
Курская область |
282 |
100 |
500 |
169 200 |
Липецкая область |
11 |
100 |
10 500 |
116 600 |
Московская область |
3 |
100 |
12 130 |
36 690 |
Орловская область |
13 |
100 |
5 205 |
68 965 |
Рязанская область |
53 |
100 |
5 000 |
270 300 |
Смоленская область |
28 |
100 |
1 000 |
30 800 |
Тамбовская область |
38 |
100 |
2 250 |
89 300 |
Тверская область |
18 |
100 |
500 |
10 800 |
Тульская область |
25 |
100 |
4 900 |
125 000 |
Ярославская область |
16 |
100 |
1 000 |
17 600 |
г. Москва |
721 |
100 |
1 000 |
793 100 |
Северо-Западный федеральный округ |
3 895 |
- |
- |
39 137 868 |
Республика Карелия |
194 |
100 |
43 866 |
8 529 404 |
Республика Коми |
254 |
100 |
2 250 |
596 900 |
Архангельская область |
42 |
100 |
10 000 |
424 200 |
Вологодская область |
2 990 |
100 |
500 |
1 794 000 |
Калининградская область |
152 |
100 |
3 000 |
471 200 |
Ленинградская область |
217 |
100 |
121 300 |
26 343 800 |
Мурманская область |
15 |
100 |
1 275 |
20 625 |
Новгородская область |
17 |
100 |
24 260 |
414 120 |
Псковская область |
13 |
100 |
40 000 |
521 300 |
г. Санкт-Петербург |
0 |
100 |
1 000 |
0 |
Ненецкий автономный округ |
1 |
100 |
22 219 |
22 319 |
Южный федеральный округ |
2 240 |
- |
- |
3 680 750 |
Республика Адыгея (Адыгея) |
472 |
100 |
2 250 |
1 109 200 |
Республика Калмыкия |
326 |
100 |
1 500 |
521 600 |
Республика Крым |
1 |
100 |
2 250 |
2 350 |
Краснодарский край |
92 |
100 |
2 250 |
216 200 |
Астраханская область |
8 |
100 |
10 000 |
80 800 |
Волгоградская область |
215 |
100 |
4 900 |
1 075 000 |
Ростовская область |
1 126 |
100 |
500 |
675 600 |
г. Севастополь |
0 |
100 |
500 |
0 |
Северо-Кавказский федеральный округ |
456 |
- |
- |
889 100 |
Республика Дагестан |
350 |
100 |
2 250 |
822 500 |
Республика Ингушетия |
2 |
100 |
2 250 |
4 700 |
Кабардино-Балкарская Республика |
63 |
100 |
в зависимости от территории |
6 300 |
Карачаево-Черкесская Республика |
10 |
100 |
500 |
6 000 |
Республика Северная Осетия - Алания |
0 |
100 |
60 650 |
0 |
Чеченская Республика |
0 |
- |
- |
0 |
Ставропольский край |
31 |
100 |
1 500 |
49 600 |
Приволжский федеральный округ |
14 434 |
- |
- |
166 325 862 |
Республика Башкортостан |
447 |
|
1 000 |
447 000 |
Республика Марий Эл |
15 |
100 |
2 250 |
35 250 |
Республика Мордовия |
1 |
100 |
3 000 |
3 100 |
Республика Татарстан (Татарстан) |
131 |
100 |
12 130 |
1 602 130 |
Удмуртская Республика |
179 |
100 |
3 000 |
554 900 |
Чувашская Республика - Чувашия |
1 027 |
|
500 |
513 500 |
Пермский край |
10 249 |
100 |
6 000 |
62 518 900 |
Кировская область |
253 |
100 |
2 250 |
594 550 |
Нижегородская область |
80 |
100 |
1 500 |
128 000 |
Оренбургская область |
12 |
100 |
500 |
7 200 |
Пензенская область |
4 |
100 |
13 833 |
55 732 |
Самарская область |
1 977 |
100 |
50 000 |
99 047 700 |
Саратовская область |
23 |
100 |
4 000 |
94 300 |
Ульяновская область |
36 |
100 |
20 000 |
723 600 |
Уральский федеральный округ |
7 397 |
- |
- |
20 252 300 |
Курганская область |
17 |
|
500 |
8 500 |
Свердловская область |
220 |
100 |
6 000 |
1 342 000 |
Тюменская область |
120 |
100 |
500 |
72 000 |
Челябинская область |
6 815 |
100 |
2 250 |
16 015 250 |
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра |
136 |
300 |
12 130 |
1 690 480 |
Ямало-Ненецкий автономный округ |
89 |
500 |
12 130 |
1 124 070 |
Сибирский федеральный округ |
7 081 |
- |
- |
97 295 330 |
Республика Алтай |
11 |
100 |
в зависимости от территории |
1 100 |
Республика Тыва |
25 |
|
500 |
12 500 |
Республика Хакасия |
645 |
100 |
12 130 |
7 888 350 |
Алтайский край |
370 |
100 |
500 |
222 000 |
Красноярский край |
1 852 |
100 |
40 000 |
74 265 200 |
Иркутская область |
317 |
100 |
500 |
190 200 |
Кемеровская область - Кузбасс |
242 |
100 |
20 000 |
4 864 200 |
Новосибирская область |
2 285 |
100 |
2 000 |
4 798 500 |
Омская область |
96 |
100 |
31 905 |
3 072 480 |
Томская область |
1 238 |
100 |
1 500 |
1 980 800 |
Дальневосточный федеральный округ |
1 929 |
- |
- |
95 787 708 |
Республика Бурятия |
472 |
100 |
12 810 |
6 093 520 |
Республика Саха (Якутия) |
253 |
170 |
17 400 |
4 445 210 |
Забайкальский край |
259 |
100 |
12 130 |
3 167 570 |
Камчатский край |
811 |
100 |
100 000 |
81 181 100 |
Приморский край |
83 |
- |
- |
0 |
Хабаровский край |
9 |
370 |
16 222 |
149 328 |
Амурская область |
6 |
100 |
12 130 |
73 380 |
Магаданская область |
22 |
100 |
30 000 |
662 200 |
Сахалинская область |
4 |
100 |
2 250 |
9 400 |
Еврейская автономная область |
10 |
100 |
500 |
6 000 |
Чукотский автономный округ |
0 |
100 |
2 000 |
0 |
Решение о содействии гражданам, зарегистрированным в органах службы занятости в целях поиска работы, в переезде и гражданам, зарегистрированным в органах службы занятости в целях поиска работы, и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина. Это позволит избежать злоупотреблений со стороны граждан, которые в качестве "ищущих работу" могут зарегистрироваться в любом центре занятости населения.
2. Проектом федерального закона предусматривается модернизация механизма реализации региональных программ.
2.1. Правоприменительная практика реализации региональных программ показывает, что в рамках программ привлекаются в том числе работники по "распространенным профессиям", например, "водитель", "слесарь-ремонтник" и другие.
Привлечение работников по "распространенным профессиям" в рамках региональной программы, как правило, обусловлено спецификой требований, предъявляемых предприятиями к работнику, или территориально-экономическими условиями региона. Таким образом, оценка обоснованности привлечения работников по таким профессиям в рамках региональных программ, а также необходимость исключения злоупотребления со стороны работодателей, требует индивидуального подхода к каждому субъекту Российской Федерации.
В связи с этим проектом федерального закона предлагается предоставить высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации право утверждать перечень профессий (специальностей, должностей), на которые работники не могут привлекаться в рамках региональной программы.
Предполагается, что данным правом регион воспользуется в случае увеличения количества необоснованных обращений работодателей о включении в региональную программу для привлечения работников по "распространенным профессиям".
2.2. По результатам анализа правоприменительной практики реализации региональных программ можно отметить, что в ряде субъектов Российской Федерации (например, в Хабаровском крае, Магаданской и Архангельской областях) работодатели за счет своих средств софинансируют привлечение работников в рамках региональной программы.
Полагаем целесообразным законодательно закрепить норму о том, что порядок и условия софинансирования работодателем привлечения работников в рамках региональных программ должны отражаться в соглашении об участии в региональной программе, заключаемом с работодателем.
При этом, Законом о занятости не закрепляется обязанность работодателя по софинансированию привлечения работников в рамках региональных программ. То есть, по решению региона в соглашении может быть предусмотрена как обязанность работодателя по софинансированию привлечения работников в рамках региональных программ, так и освобождение его от такого софинансирования.
2.3. В соответствии с действующей редакцией Закона о занятости проекты региональных программ субъектов Российской Федерации, включенных в перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным, проходят двухступенчатое согласование на федеральном уровне для получения субсидии на софинансирование региональной программы.
Фактически при рассмотрении проектов региональных программ оцениваются: работодатели - участники региональной программы, численность привлекаемых в рамках региональной программы работников и профессии, по которым они привлекаются, а также соответствие федеральному бюджету предусмотренных проектом региональной программы бюджетных ассигнований.
При этом двухступенчатое согласование проектов программ требует времени, что делает механизм реализации региональных программ менее гибким, затрудняет принятие программ в субъектах Российской Федерации, а также соотнесение процесса согласования проектов региональных программ с формированием федерального бюджета на очередной год и на плановый период.
Полагаем целесообразным оптимизировать данный механизм, отказавшись от согласования проектов программ. Вместе с тем проектом федерального закона предлагается установить, что согласованию подлежит численность работников, которых предполагается привлекать в рамках региональной программы. Полномочия по утверждению прядка такого согласования проектом федерального закона возлагаются на Минтруд России.
При этом проектом федерального закона предусматривается предоставление регионами в рамках формирования федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период:
сведений о финансовом обеспечении реализации региональных программ, необходимых для планирования средств федерального бюджета на очередной год и на плановый период;
сведений о работодателях - участниках региональной программы;
перечня должностей, профессий, специальностей, на которые предполагается привлечение работников в рамках региональной программы.
Утвержденные региональные программы представляются в Роструд при заключении соглашения о предоставлении субсидии на софинансирование реализации региональных программ.
Таким образом, при упрощении и оптимизации согласительного механизма сохраняется контроль за основными показателями региональной программы.
2.4. Проектом федерального закона предлагается предоставить Правительству Российской Федерации право устанавливать:
требования к работодателям, подлежащим включению в региональные программы субъектов Российской Федерации, включенных в перечень, субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным, обязательные для учета при установлении субъектами Российской Федерации критериев отбора работодателей;
перечень профессий (специальностей, должностей), на которые работники не могут привлекаться в рамках региональных программ.
Предполагается, что данным правом Правительство Российской Федерации воспользуется в случае возникновения злоупотреблений или необходимости регулирования привлечения работников в рамках региональных программ в отдельные отрасли.
В связи с необходимостью принятия подзаконных нормативных правовых актов, а также соотнесения сроков вступления в силу норм, предусмотренных проектом федерального закона, и бюджетного процесса вступление проекта федерального закона в силу предусматривается с 1 января 2022 г.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Проект федерального закона не содержит требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Предоставление субъектам Российской Федерации субсидии на софинансирование региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов осуществляется в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения".
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета, а также не повлечет сокращения доходов федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"
N п/п |
Наименование проекта нормативного правового акта |
Обоснование необходимости подготовки нормативного правового акта |
Срок подготовки нормативного правового акта |
Краткое описание (цель, предмет и содержание) нормативного правового акта |
Ответственные исполнители |
1. |
Постановление Правительства Российской Федерации "О признании утратившим силу постановления Правительства РФ от 18 августа 2015 г. N 853 "Об утверждении Правил Межведомственной комиссией по согласованию региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов субъектов Российской Федерации, включенных в перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным, проектов региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов субъектов Российской Федерации, включенных в указанный перечень" |
Проектом федерального закона отменяется двухэтапная система согласования проектов региональных программ на федеральном уровне |
В течение шести месяцев со дня вступления в силу |
Постановлением будут признаны утратившими силу Правила согласования региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов субъектов Российской Федерации, включенных в перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным" |
Минтруд России Минфин России Минэкономразвития России |
2. |
Приказ Министерства труда и социальной защиты населения "О признании утратившим силу приказ Минтруда России от 21 июня 2019 г. N 439н "Об утверждении Порядка отбора проектов региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов субъектов Российской Федерации, включенных в перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2015 г. N 696-р" |
Проектом федерального закона отменяется двухэтапная система согласования проектов региональных программ на федеральном уровне |
В течение шести месяцев со дня вступления в силу |
Постановлением будет признан утратившими силу Порядок отбора проектов региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов субъектов Российской Федерации, включенных в перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2015 года N 696-р" |
Минтруд России |
3. |
Приказ Министерства труда и социальной защиты населения "О внесении изменений в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от от 7 марта 2013 г. N 92н "Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по содействию безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости" |
Проектом федерального закона предусматривается расширение круга лиц, имеющих право на получение государственной услуги по содействию безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости
|
В течение шести месяцев со дня вступления в силу |
Приказом Минтруда России будет урегулирована процедура предоставления государственной услуги гражданам, зарегистрированным в органах службы занятости в качестве ищущих работу и готовых для трудоустройства переехать в другую. местность. |
Минтруд России |
4. |
Приказ Министерства труда и социальной защиты населения "О порядке согласования численности работников, привлекаемых из другого субъекта Российской Федерации в рамках региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов" |
Проектом федерального закона Минтруду России предоставляется право устанавливать порядок численности работников, привлекаемых из другого субъекта Российской Федерации в рамках региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов |
В течение шести месяцев со дня вступления в силу |
Приказом Минтруда России будет установлен |
Приказом Минтруда России будет |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.