Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий и сырья для их производства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(подготовлен Минфином России 26.07.2021 г.)
Законопроект разработан во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина от 2 июня 2021 г. N ММ-П11-7071.
По оценкам экспертов, доля нелегальной табачной продукции в Российской Федерации за 2016 - 2018 годы увеличилась с 1,5% до 8%. В 2019 году тенденция к увеличению нелегального оборота табачной продукции сохранилась. Такой нелегальный оборот по итогам года составил 15%.
В 2020 году доля нелегальной табачной продукции сократилась до 7%. Однако существенную роль в замедлении данной тенденции сыграли ограничения в виде закрытия государственных границ и сокращения каналов продаж, связанные с распространением коронавирусной инфекции.
Федеральным законом от 15 октября 2020 г. N 321-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части введения обратного акциза на этан, сжиженные углеводородные газы и инвестиционного коэффициента, применяемого при определении размера обратного акциза на нефтяное сырье" предусматривается увеличение ставок акциза на табачную продукцию с 1 января 2021 г. на 20% по сравнению с 2020 годом.
В связи с этим повышаются риски дальнейшего роста объемов нелегального производства и оборота табачной продукции.
В настоящее время отдельными функциями по регулированию табачного рынка наделены Минсельхоз России, Минздрав России, МВД России, Роспотребнадзор, ФНС России и ФТС России. При этом конкретные и действенные механизмы контроля за производством и оборотом табачной продукции в рамках этих функций практически отсутствуют.
Избыточное количество федеральных органов исполнительной власти, регулирующих табачный рынок, разрозненное нормативно-правовое регулирование и несогласованные задачи приводят к отсутствию скоординированных решений в этой сфере и, как следствие, увеличению нелегального производства и оборота табачной продукции.
Законопроектом предусматривается введение государственного регулирования производства и оборота табачных изделий и сырья для их производства (далее - сырье) в рамках отдельного отраслевого закона с установлением специализированного контроля (надзора) в указанной сфере, при этом в качестве модели регулирования предлагается использовать уже налаженную систему государственного регулирования и контроля алкогольного рынка.
В целях предотвращения незаконного производства табачных изделий законопроектом предлагается установить требования к основному технологическому оборудования для производства табачных изделий и сырья путем введения обязанности по его обязательной государственной регистрации.
При этом в случае, если такое оборудование не используется, оно должно быть законсервировано.
Для лиц, осуществляющих производство табачных изделий, которые не подлежат обязательной маркировке средствами идентификации (далее - немаркируемые табачные изделия) и сырья, предусматривается обязанность по оснащению оборудования техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота табачных изделий и сырья в единую государственную автоматизированную информационную систему учета, которая будет функционировать на базе доработанной единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС).
Указанные технические средства представляют собой программные средства ЕГАИС и программно-аппаратные средства лиц - участников табачного рынка.
Для лиц, осуществляющих оптовую продажу немаркируемых табачных изделий, также предусматривается обязанность фиксации в ЕГАИС информации об объемах продаж посредством использования таких технических средств.
При этом, поскольку программное обеспечение ЕГАИС устанавливается бесплатно на собственные программно-аппаратные средства лиц, осуществляющих производство или оптовую продажу немаркируемых табачных изделий и сырья, дополнительных затрат в этой части со стороны бизнес-сообщества не потребуется.
Информация о производстве и обороте табачных изделий, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, будет поступать в ЕГАИС в автоматическом режиме из государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.
Законопроектом предлагается установить виды деятельности в сфере табачного рынка, осуществление которых подлежит лицензированию, а также порядок получения (переоформления) и аннулирования действия лицензий. Так, законопроектом предусмотрено лицензирование следующих видов деятельности:
производство, хранение и поставки произведенных табачных изделий и сырья;
производство, хранение и поставки произведенных табачных изделий;
оптовая торговля табачными изделиями;
оптовая торговля сырьем.
В целях установления размера государственной пошлины за действия федерального органа по контролю и надзору, связанные с лицензированием деятельности по производству и обороту табачных изделий и сырья для их производства, будут предусмотрены соответствующие изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации. При этом государственная пошлина не будет являться обременительной и не создаст избыточную финансовую нагрузку на организации, осуществляющих легальную деятельность на табачном рынке.
На предотвращение незаконных производства и оборота табачной продукции и сырья также направлены такие содержащиеся в законопроекте положения, как запрет розничной продажи сырья и табачных изделий не в потребительской упаковке, отдельные ограничения по перемещению немаркированной табачной продукции, обязательное наличие сопроводительных документов при обороте табачной продукции и сырья.
В законопроекте предлагается установить основные положения, регулирующие вопросы федерального государственного контроля (надзора), определить круг полномочий федерального органа по контролю и надзору на табачном рынке, основания для приостановления и аннулирования лицензий, а также применение иных мер воздействия по отношению к недобросовестным участникам рынка, в том числе изъятие или конфискация табачных изделий и сырья, находящихся в нелегальном обороте, и оборудования для их производства.
Таким образом, законопроектом устанавливаются обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), при рассмотрении дел об административных правонарушениях и соответствие которым проверяется при выдаче лицензий.
За нарушения обязательных требований, установленных законопроектом, и иные правонарушения в сфере производства и оборота табачных изделий и сырья предполагается установить административную или уголовную ответственность. В связи с этим потребуется внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовный кодекс Российской Федерации.
Реализация предлагаемых законопроектом мер позволит установить эффективный контроль за производством и оборотом табачных изделий и сырья, повысить легальность табачного рынка и создать понятные предпринимательскому сообществу условия его функционирования. При этом его реализация не приведет к возникновению негативных последствий для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для практической реализации законопроекта потребуется принятие ряда постановлений Правительства Российской Федерации, приказов уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, детализирующих на подзаконном уровне установленные им нормы.
Законопроект не оказывает влияние на реализацию государственных программ и соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.