Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(подготовлен Минюстом России 26.07.2021 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях реализации пункта 1.3 дорожной карты реализации суперсервиса "Цифровое исполнительное производство", которая утверждена протоколом заседания президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 11 июля 2019 г. N 11 (далее - протокол).
Вышеуказанным протоколом одобрена целевая модель суперсервиса "Цифровое исполнительное производство", концепция которой предполагает отказ от электронного документооборота исполнительных документов и переход на "реестровую модель" на базе Государственной информационной системы государственных и муниципальных платежей (далее - ГИС ГМП).
В связи с чем законопроектом предусматривается создание реестра исполнительных документов (реестра, содержащего сведения об исполнительных документах).
Согласно положениям законопроекта реестр исполнительных документов (реестр, содержащий сведения об исполнительных документах) - это государственный информационный ресурс, ведение которого осуществляется в электронной форме, предназначенный для учета сведений об исполнительном документе, его сторонах, ходе его принудительного исполнения. Органом, уполномоченным на ведение информационного ресурса реестра исполнительных документов, предлагается определить федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов и актов других органов.
Формирование и ведение реестра исполнительных документов осуществляется в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах.
Реестр исполнительных документов в отличие от банка данных в исполнительном производстве будет доступен ограниченному кругу лиц.
В частности, доступ к информации об исполнительном документе и о ходе его исполнения будет предоставлен сторонам исполнительного производства, их представителям, органу, вынесшему исполнительный документ, судебному приставу-исполнителю, ведущему исполнительное производство, а также иным должностным лицам службы судебных приставов. Доступ к информации об исполнительном документе, находящемся на исполнении, будет предоставляться также банкам и иным кредитным организациям, организациям или иным лицам, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, лицу, осуществляющему учет прав на эмиссионные ценные бумаги должника при осуществлении ими списания (ареста) денежных средств должника, эмиссионных ценных бумаг.
В соответствии с законопроектом процесс выдачи (направление на исполнение) исполнительного документа замещается процессом регистрации исполнительного документа (сведений о нем) в реестре исполнительных документов (реестре, содержащим сведения об исполнительных документах).
Выдача на руки исполнительных документов и направление в Федеральную службу судебных приставов для исполнения органом, выдавшим исполнительный документ, больше не предполагается.
Основанием удержания (списания) средств, возбуждения исполнительного производства будет являться не исполнительный документ (его оригинал, экземпляр и т.д.), а запись, сделанная органом, его выдавшим, в реестре исполнительных документов.
При этом сохраняется процедура изготовления исполнительных документов, а также порядок исполнения исполнительных документов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, бюджетных и автономных учреждений органами, осуществляющими открытие и ведение лицевых счетов должника.
В соответствии с законопроектом судебные приказы и исполнительные листы регистрируются судьями в реестре исполнительных документов путем размещения необходимой информации в автоматизированных информационных системах судов с последующей автоматической передачей этих сведений в реестр исполнительных документов.
С учетом этого в целях реализации законопроекта для судов Российской Федерации, включая мировых судей, должен быть обеспечен доступ к автоматизированным информационным системам.
Предлагаемые законопроектом изменения направлены на повышение осведомленности сторон исполнительного производства и прозрачности работы судебных приставов, упрощение процесса предъявления исполнительных документов на исполнение, сокращение количества личных контактов сторон исполнительного производства с должностными лицами ФССП России и операционных издержек для юридических лиц на взаимодействие с ФССП России, а также повышение уровня удовлетворенности граждан качеством государственных сервисов.
Создание реестра исполнительных документов, с приданием юридической значимости исполнительному документу при его включении в реестр исполнительных документов, позволит решить ряд существующих проблем в сфере принудительного исполнения, связанных с подделкой исполнительных документов и их реквизитов, подделкой отметки об остатке задолженности по исполнительному документу, двойного исполнения оригинала и дубликата исполнительного документа, а также снизить коррупционные факторы, связанные с процессом предъявления и возбуждения исполнительного производства, снизить временные издержки.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.