Проект Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении организационно-технических требований к порядку хранения, использования и отмены машиночитаемых доверенностей, используемых для подтверждения полномочий в электронной форме"
(подготовлен Минцифры России 30.07.2021 г.)
В соответствии с частью 2 статьи 17.5 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (Собрание законодательства, 2011, N 15, ст. 2036; 2019, N 52, ст. 7794) Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые организационно-технические требования к порядку хранения, использования и отмены машиночитаемых доверенностей, используемых для подтверждения полномочий в электронной форме.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 г.
Председатель Правительства |
М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от _________ 2021 г. N_____
Организационно-технические требования
к порядку хранения, использования и отмены машиночитаемых доверенностей, используемых для подтверждения полномочий в электронной форме
1. Настоящий документ устанавливает организационно-технические требования к порядку хранения, использования и отмены машиночитаемых доверенностей, используемых для подтверждения полномочий в электронной форме (далее - Требования).
2. Машиночитаемые доверенности, используемые для подтверждения полномочий в электронной форме (далее - доверенность), оформляются и отменяются в соответствии с требованиями действующего гражданского законодательства Российской Федерации.
I. Требования к порядку хранения доверенности
3. Доверенность хранится в информационной системе лица, ее выдавшего, или в информационной системе лица, которому направлен электронный документ, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью на основании такой доверенности, или в информационных системах следующих третьих лиц:
а) оператора информационной системы головного удостоверяющего центра, являющейся составной частью инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме;
б) аккредитованных удостоверяющих центров, за исключением указанных в подпункте "в" настоящего пункта;
в) удостоверяющих центров, прошедших аккредитацию;
г) аккредитованных доверенных третьих сторон;
д) операторов электронного документооборота, требования к которым устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (далее - операторы электронного документооборота).
4. Размещение доверенности для хранения в информационных системах третьих лиц происходит в соответствии со следующим порядком:
4.1. Лицо, выдавшее доверенность, обеспечивает ее наличие в информационной системе лица, осуществляющего хранение доверенности.
4.2. После появления доверенности информационная система третьего лица:
фиксирует дату и время появления доверенности;
автоматически формирует подтверждение о появлении доверенности;
подписывает подтверждение о появлении доверенности усиленной квалифицированной электронной подписью с применением технологии автоматического создания электронной подписи и направляет подтверждение о появлении доверенности в адрес доверителя.
4.3. Срок, в течение которого третьим лицом, в информационной системе которого хранится доверенность, должна быть размещена доверенность, не должен превышать 12 (двенадцати) часов с момента ее получения от доверителя.
5. Лицо, осуществляющее хранение доверенности, обеспечивает конфиденциальность, целостность и доступность данных доверенностей в соответствии с мерами по осуществлению безопасности персональных данных, установленными положениями статьи 19 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (Собрание законодательства, 2006, N 31, ст. 3451; 2011, N 31, ст. 4701) (далее - Закон о персональных данных).
6. Особенности хранения доверенностей в информационных системах третьих лиц, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 3 настоящих Требований, определяются оператором соответствующей информационной системы.
7. Особенности хранения доверенностей в информационных системах третьих лиц, указанных в подпунктах "в", "г", "д" пункта 3 настоящих Требований, определяются в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере электронной подписи, требованиями. Дополнительные особенности хранения доверенностей в указанных информационных системах могут быть определены на основании соглашения между лицом, выдавшим доверенность, и лицом, в информационной системе которого хранится доверенность.
II. Требования к порядку использования доверенности
8. Использование доверенности может включать:
получение доверенности в пакете с электронным документом, подписанным усиленной квалифицированной электронной подписью на основании такой доверенности, или получение доверенности из информационной системы третьих лиц, указанных в пункте 3 настоящих Требований;
получение результата проверки действия доверенности на момент подписания электронного документа от лица, в информационной системе которого хранится доверенность;
проверку полномочий представителя, указанных в доверенности;
проверку усиленной квалифицированной подписи доверителя.
9. Использование доверенности происходит в соответствии со следующим порядком:
9.1. В случае получения доверенности в пакете с электронным документом, подписанным усиленной квалифицированной электронной подписью на основании такой доверенности, лицо, получающее доверенность:
осуществляет сопоставление данных о доверителе и представителе в доверенности и сведений о номере доверенности в электронном документе, подписанном усиленной квалифицированной электронной подписью на основании такой доверенности;
осуществляет проверку полномочий представителя;
осуществляет сопоставление данных о представителе в доверенности и квалифицированном сертификате ключа проверки электронной подписи, которой подписан электронный документ. При этом для сопоставления используется квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи, на котором основана усиленная квалифицированная электронная подпись, которой подписан документ на основании доверенности;
осуществляет сопоставление даты подписания электронного документа усиленной квалифицированной электронной подписью представителя и срока действия соответствующей доверенности на его имя;
осуществляет проверку усиленной квалифицированной электронной подписи доверителя, которой подписана доверенность.
9.2. В случае хранения доверенности в информационной системе третьего лица использование доверенности происходит в соответствии со следующим порядком. Лицо, получающее доверенность:
проходит идентификацию в информационной системе третьего лица. Требования к идентификации определяются соглашением между лицом, выдавшим доверенность, и лицом, в информационной системе которого хранится доверенность. В случае хранения доверенности в информационных системах, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 3 настоящих Требований, порядок идентификации при получении машиночитаемой доверенности определяется оператором соответствующей информационной системы;
сообщает оператору информационной системы, в которой хранится доверенность, номер доверенности, указанный в электронном документе, подписанном усиленной квалифицированной электронной подписью на основании такой доверенности;
после получения доверенности осуществляет сопоставление данных о доверителе и представителе в доверенности и электронном документе, подписанном усиленной квалифицированной электронной подписью представителя на основании такой доверенности;
осуществляет проверку полномочий представителя;
осуществляет сопоставление данных о представителе в доверенности и квалифицированном сертификате ключа проверки электронной подписи, которой подписан электронный документ. При этом для сопоставления используется квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи, на котором основана усиленная квалифицированная электронная подпись, которой подписан документ на основании доверенности;
осуществляет сопоставление даты подписания электронного документа усиленной квалифицированной электронной подписью представителя и срока действия соответствующей доверенности;
осуществляет проверку усиленной квалифицированной электронной подписи доверителя, которой подписана доверенность.
10. Лица, осуществляющие использование машиночитаемых доверенностей, применяемых для подтверждения полномочий в электронной форме, обеспечивают конфиденциальность, целостность и доступность доверенностей в соответствии с мерами по осуществлению безопасности персональных данных, установленными положениями статьи 19 Закона о персональных данных.
III. Требования к порядку отмены доверенности
11. Доверитель формирует заявление об отмене действия доверенности в информационной системе лица, осуществляющего хранение доверенности, или направляет сформированное в иной информационной системе заявление об отмене действия доверенности. Форма и формат такого заявления устанавливаются оператором, в информационной системе которого хранится доверенность.
12. При хранении доверенностей в информационной системе лица, которому направлен электронный документ, и в информационных системах третьих лиц, указанных в подпунктах "в", "г" пункта 3 настоящих Требований, доверитель направляет заявление об отмене действия доверенности в информационную систему лица, осуществляющего хранение доверенности, напрямую либо через оператора электронного документооборота.
13. Лицо, в информационной системе которого хранится доверенность, после получения от доверителя заявления об отмене действия доверенности:
фиксирует дату и время поступления этой информации;
автоматически формирует подтверждение о получении заявления об отмене действия доверенности;
подписывает подтверждение усиленной квалифицированной электронной подписью с применением технологии автоматического создания электронной подписи и направляет его в адрес доверителя.
14. Срок, в течение которого третьим лицом в информационной системе должна быть размещена информация об отмене действия доверенности, не должен превышать 12 (двенадцати) часов с момента получения заявления об отмене доверенности.
15. Оператор электронного документооборота после получения от лица, выдавшего машиночитаемую доверенность, заявления об отмене действия доверенности:
фиксирует дату и время поступления этой информации;
не позднее 4 (четырех) часов с момента получения заявления об отмене действия доверенности направляет его в адрес лица, в информационной системе которого осуществляется хранение доверенности;
формирует подтверждение оператора электронного документооборота с указанием даты и времени поступления заявления об отмене доверенности;
подписывает подтверждение усиленной квалифицированной электронной подписью с применением технологии автоматического создания электронной подписи и направляет его в адрес лица, выдавшего доверенность;
сохраняет подписанное подтверждение оператора электронного документооборота в электронной форме.
____________
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.