Проект Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие транспортной системы"
(подготовлен Минтрансом России 03.08.2021 г.)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Развитие транспортной системы", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 г. N 1596 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 1, ст. 340; 2019, N 51 (часть II), ст. 7625; 2020, N 2 (часть I), ст. 176; N 40, ст. 6280; 2021, N 17, ст. 2959).
2. Министерству транспорта Российской Федерации разместить государственную программу Российской Федерации "Развитие транспортной системы" с изменениями, утвержденными настоящим постановлением, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 г.
Председатель Правительства Российской Федерации |
М.Мишустин |
Утверждены
постановлением Правительства Российской Федерации
от ________2021 г. N ____
ИЗМЕНЕНИЯ,
которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Развитие транспортной системы"
1. Паспорт программы, а также приложения N 1 и N 2 к указанной программе признать утратившими силу.
2. Дополнить программу разделом "Приоритеты и цели государственной политики, а также общие требования к политике субъектов Российской Федерации в сфере государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы", изложив его в следующей редакции:
"Приоритеты и цели государственной политики, а также общие требования к политике субъектов Российской Федерации в сфере государственной программы Российской Федерации
"Развитие транспортной системы"
1. Оценка текущего состояния транспортного комплекса Российской Федерации
Транспорт - одна из важнейших базовых отраслей экономики, ее функционирование непосредственно влияет на социально-экономическое развитие и безопасность Российской Федерации. В последние годы транспортный комплекс в целом удовлетворял спрос на перевозки пассажиров и грузов.
В 2020 году мировое сообщество столкнулось с вызовом, который существенно изменил экономику и жизнь людей. Закрытие границ, волатильность на мировых сырьевых рынках, сокращение деловой активности, сжатие спроса на товары и услуги, включая транспортные, оказали значительное влияние на транспортный комплекс.
Объем перевозок грузов транспортным комплексом по итогам 2020 года составил 6,8 млрд тонн (94,9 % к уровню 2019 года), грузооборот -2931,0 млрд т-км (97,9 %), коммерческий объем перевозок грузов и коммерческий грузооборот - соответственно 2,8 млрд тонн (96,1 %) и 2809,0 млрд т-км (97,9 %). В структуре перевозок грузов транспортным комплексом в 2020 году доминировал автомобильный транспорт (79,8 % от общего объема перевозок грузов транспортным комплексом), грузооборота - железнодорожный транспорт (87,0 % от общего грузооборота транспортного комплекса).
Транспортоемкость валового внутреннего продукта в 2020 году возросла на 1,5 % к уровню 2019 года и составила 27,6 т-км на тыс. рублей ВВП в ценах 2019 года, что обусловлено увеличением в объеме перевозок энергосырьевых грузов в экспортном сообщении.
В 2020 году объем перевалки грузов в морских портах составил 820,8 млн тонн (97,7 % к уровню 2019 года), в том числе наливные грузы - 416,1 млн тонн (89,6 % к уровню 2019 года), сухие грузы - 404,7 млн тонн (107,6 % к уровню 2019 года).
Ожидается, что в 2021 году в условиях, когда восстановление экономики не завершено, объем перевозок грузов транспортным комплексом, с учетом динамики развития отдельных видов транспорта за январь-май 2021 года и оценки макроэкономических параметров в 2021 году (индексов роста объемов производства в основных грузообразующих отраслях, оборота розничной торговли, объемов строительства и инвестиционной активности), составит 6,9 млрд тонн (101,2 % к уровню 2020 года), грузооборот - 3045,4 млрд т-км (103,9 %).
Значительный урон нанесла пандемия COVID-19 пассажирскому транспортному сектору страны. В авиации в период самых "жестких" ограничений общее падение пассажирских перевозок составляло около 90 процентов.
В 2020 году пассажирооборот транспорта общего пользования снизился к уровню 2019 года на 44,0 % и составил 355,9 млрд пасс.-км, подвижность населения на транспорте общего пользования упала на 43,9 % и составила 2,4 тыс. пасс.-км на 1 человека.
Ожидается, что в 2021 году пассажирооборот транспорта общего пользования, с учетом развития ситуации на мировом рынке услуг и государственной поддержки различных видов транспорта, составит 478,4 млрд пасс.-км (134,4 % к уровню 2020 года), подвижность населения - 3,3 тыс. пасс.-км на 1 человека (135,0 %).
В связи со складывающимися тенденциями на мировом рынке в 2020 году и развитием ситуации с коронавирусной инфекцией объем экспорта транспортных услуг в 2020 году составил по данным ЦБ России 13,4 млрд долларов США (76,3 % к уровню 2019 года).
Инвестиционная деятельность в транспортном комплексе в последние годы была направлена на обеспечение воспроизводства его основных фондов, безопасного и устойчивого функционирования транспорта.
Объем инвестиций в основной капитал транспортного комплекса в 2020 году с учетом досчета Росстата по полному кругу хозяйствующих субъектов снизился к уровню 2019 года на 1,9 % и составил 2771,7 млрд рублей (2,6 % ВВП и 13,8 % от объема инвестиций в экономику). Инвестиции в транспортный комплекс из федерального бюджета в 2020 году снизились на 1,3 % к уровню 2019 года и составили 495,7 млрд рублей (17,9 % от общего объема инвестиций в транспортный комплекс).
В 2020 году объем инвестиций в основной капитал транспортного комплекса из средств федерального бюджета на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" составил 399,0 млрд рублей (80,5 % от общего объема инвестиций в транспортный комплекс из федерального бюджета).
В 2020 году Правительством Российской Федерации реализован комплекс антикризисных мер, направленный на поддержку доходов населения, который позволил ограничить высвобождение работающих и сокращение реальной заработной платы в транспортном комплексе в условиях сокращения объема транспортных услуг.
Среднегодовая численность занятых в отрасли в 2020 году по оценке составила 4,3 млн человек. Реальная заработная плата в крупных и средних организациях транспортного комплекса составила 60,6 тыс. рублей (97,9 % к 2019 году).
Несмотря на достигнутые положительные сдвиги, состояние транспортного комплекса в настоящее время не в полной мере отвечает потребностям социально-экономического развития.
Существенным ограничением решения задач ускорения экономического роста является качественное состояние транспортной инфраструктуры.
Среди современных вызовов, на которые должна ответить транспортная отрасль, особое место занимает недостаточно высокий уровень подвижности населения, которая составляет в России 8,5 тыс. км на душу населения, что в три-четыре раза ниже, чем в развитых странах. Не решены проблемы в сегменте городского общественного транспорта. Даже в крупных городских агломерациях практически не находят применения современные комплексные решения по опережающему развитию скоростных видов городского транспорта.
Укрепление геостратегических позиций России, закрепление и расширение ее глобальных конкурентных преимуществ, требуют существенного повышения конкурентоспособности российской транспортной системы на международном рынке транспортных услуг.
Несоответствие транспортной инфраструктуры потребностям внешней торговли проявляется в низких технических характеристиках международных транспортных коридоров на территории России, недостаточной пропускной способности отечественных портов и наземных пограничных пунктов пропуска.
Несмотря на предпринимаемые в последние годы активные меры, системной комплексной проблемой продолжает оставаться безопасность населения на транспорте. В дорожно-транспортных происшествиях ежегодно погибает 12,4 человека в расчете на 100 тыс. населения. В расчете на каждые 10 тысяч автомобилей российские потери в ДТП превышают показатели Великобритании и Швеции в 12 раз, Германии и Японии - в 9,4 раза, Австралии, Италии, Испании - в 8,3 раза, США - в 5 раз.
Вредное воздействие транспорта на экологию и здоровье населения возрастает. Среди отраслей транспортного комплекса лидирующее положение в части негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения сохраняет автомобильный транспорт. Доля автомобильного транспорта в суммарных выбросах загрязняющих веществ в атмосферу всеми источниками достигла 46,7 %, а в шумовом воздействии на население городов - 85-95 процентов. Недостаточный технический уровень транспортной техники и накопленное отставание в области транспортных технологий препятствуют удовлетворению растущего спроса на качественные транспортные услуги и снижению себестоимости перевозок. Скорость доставки грузов автомобильным транспортом снизилась за последние десять лет на 15-20 %, доля транспортных затрат в себестоимости отечественной продукции более чем в 2 раза выше, чем в странах развитой рыночной экономики.
Недостаточными темпами развиваются технологии интермодальных перевозок, в первую очередь - контейнерные. Доля грузов, отправленных в контейнерах, на железнодорожном транспорте составляет 3,6 %, на морском транспорте - 6,5 % от объема перевозок грузов.
Уровень внедрения современных систем управления транспортом, в том числе цифровизация транспортной системы, не в полной мере соответствует современным реалиям.
Недостаточными темпами развиваются механизмы государственно-частного партнерства. Действующие финансово-экономические механизмы воспроизводства основных фондов и инновационного развития недостаточно эффективны и не в полной мере адаптированы к особенностям транспортной отрасли.
Траектория развития транспортного комплекса в среднесрочной и более отдаленной перспективе будет определяться как внутренними факторами,так и динамикой спроса экономики и общества на транспортные услуги.
В 2024 году в условиях устойчивого роста экономики объем перевозок грузов по транспортному комплексу составит 7,5 млрд тонн (110,5 % к уровню 2020 года), грузооборот - 3242,2 млрд т-км (110,6 %). В 2030 году грузооборот возрастет в 1,24 раза к уровню 2021 года и составит 3774,2 млрд т-км. Рост показателей транспортного комплекса является индикатором благоприятных тенденций в экономике и напрямую зависит от динамики объемов производства в основных грузообразующих отраслях и развития мировой торговли. Транспортоемкость ВВП (без трубопроводного транспорта) в 2022-22024 годах будет снижаться и составит в 2024 году 22,3 т-км на 1000 рублей ВВП в текущих ценах и 27,1 т-км на 1000 рублей ВВП в ценах 2019 года (98,2 % к уровню 2020 года).
В 2030 году снижение транспортоемкости составит 94,7 % к уровню 2021 года, то есть транспортный комплекс будет одним из факторов экономического роста.
Структура грузооборота по видам транспорта останется в среднесрочном периоде практически неизменной. В 2024 году в базовом сценарии около 87 % грузооборота будет приходиться на железнодорожный транспорт, в структуре объема перевозок более 80 % всех грузов будут перевозиться автомобильным транспортом.
В 2024 году объем переработки грузов в морских портах России планируется на уровне 896,1 млн тонн (109,2 % к уровню 2020 года).
Развитие рынка пассажирских перевозок в значительной степени будет формироваться под влиянием роста реальных доходов населения, ВВП, индексов потребительских цен и тарифов на услуги пассажирских перевозок, развития геополитической ситуации и конъюнктуры мирового рынка транспортных услуг и снятия ограничений по передвижению граждан.
Пассажирооборот транспорта общего пользования прогнозируется в 2024 году в объеме 609,6 млрд пасс.-км (171,3 % к уровню 2020 г.). Транспортная подвижность населения на транспорте общего пользования в 2022-2024 годах будет расти и составит в 2024 году 4,2 тыс. пасс.-км на 1 человека (173,4 % к уровню 2020 года).
Транспортная подвижность всеми видами транспорта составит в 2024 году 9,0 тыс. пасс.-км на 1 человека (116,9 % к уровню 2021 года), в 2030 году -13,2 тыс. пасс.-км на 1 человека (171,3 %). Рост транспортной подвижности планируется за счет развития скоростных автомобильных дорог, скоростного и высокоскоростного движения на железнодорожном транспорте, развития региональных перевозок воздушным транспортом и городского пассажирского транспорта.
В прогнозном периоде в целях стабилизации работы пассажирского транспорта и повышения уровня транспортного обслуживания населения планируется сохранить меры по государственной поддержке развития общественного пассажирского транспорта, особенно в вопросах обновления транспортных средств.
Транспортный комплекс как базовая отрасль экономики окажет существенное влияние на достижение национальных целей Российской Федерации в 2030 году. Среднегодовая численность занятых в отрасли в 2030 году возрастет и составит 4,5 млн человек, реальная заработная плата в крупных и средних организациях транспортного комплекса увеличится в 1,2 раза к уровню 2021 года, а рост производительности труда составит 1,23 раза.
Объем экспорта транспортных услуг в 2030 году возрастет в 1,8 раза к уровню 2021 года и составит 26,2 млрд долларов США, индекс физического объема инвестиций в основной капитал по видам деятельности транспортного комплекса составит 141,8 % к уровню 2021 года.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации государственной программы, в том числе общие требования к политике субъектов Российской Федерации в сфере транспорта
Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы на среднесрочный период сформированы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ), в котором определены национальные цели развития Российской Федерации на период до 2030 года, предусматривающие повышение уровня и ожидаемой продолжительности жизни граждан, реальный рост инвестиций в основной капитал, рост экспорта не сырьевых неэнергетических товаров в целях осуществления прорывного развития Российской Федерации.
Государственная программа Российской Федерации "Развитие транспортной системы" является инструментом реализации государственной транспортной политики, ее приоритеты соответствуют стратегическим приоритетам Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. N 1734-р.
Для достижения национальной цели "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство" необходимо обеспечить эффективность системы товародвижения, повысить пространственную связанность и транспортную доступность территорий на базе единой опорной транспортной сети.
Реализация инфраструктурных проектов государственной программы в рамках национальных проектов "Транспортная часть комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года" и "Безопасные качественные дороги" на основе комплексного подхода обеспечит ускорение товародвижения за счет повышения качества транспортной инфраструктуры.
Достижение данного приоритета будет обеспечено за счет реализации до 2024 года следующих целей государственной программы:
ускорение товародвижения на основе повышения качества транспортной инфраструктуры на 5,7 % относительно уровня 2021 года. Целевое значение индекса качества транспортной инфраструктуры в 2030 году составит 117,1 % относительно уровня 2021 года;
доведение доли автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям, до 50,9 %. Целевое значение доли автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям, в 2030 году составит 60,0 процентов.
Укрепление геостратегических позиций России, закрепление и расширение ее глобальных конкурентных преимуществ, требуют существенного повышения конкурентоспособности российской транспортной системы на международном рынке транспортных услуг.
Активная интеграция в систему международных транспортных коридоров, повышение конкурентоспособности российских перевозчиков, увеличение объема и скорости транзитных перевозок, развитие мультимодальных логистических технологий и пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации создадут дополнительные возможности для развития российской транспортной системы и дальнейшего совершенствования ее производственной, информационной и технологической инфраструктуры, ускорят рост экспорта услуг транспортного комплекса.
Целью государственной программы на период до 2024 года является повышение конкурентоспособности транспортной системы России на мировом рынке транспортных услуг и рост экспорта услуг транспортного комплекса до 20,0 млрд долларов США. Целевое значение экспорта услуг транспортного комплекса в 2030 году составит 26,2 млрд долларов США.
Достижение национальной цели "Комфортная и безопасная среда для жизни" требует качественно нового уровня обеспечения мобильности населения. Повышение мобильности населения и развитие внутреннего туризма возможно на основе роста доступности транспортных услуг для населения, которая относится к числу важнейших параметров, определяющих качество жизни населения. Обеспечение доступности транспортных услуг для населения на уровне, гарантирующем социальную стабильность, территориальную связанность, развитие межрегиональных связей и национального рынка труда, возможно на основе повышения надежности и доступности услуг магистрального пассажирского транспорта. Особую роль в обеспечении транспортной доступности играют гражданская авиация и железнодорожный транспорт. Рост доступности транспортных услуг непосредственно повлияет на темпы реализации приоритетных проектов в области туризма, сельского хозяйства, здравоохранения, образования и решения жилищных проблем.
Приоритетным вопросом остается развитие городского пассажирского транспорта, транспортное обеспечение крупных городских агломераций, являющихся центрами экономического и социального развития страны. Сбалансированное развитие общественного транспорта, в первую очередь метро и пригородного железнодорожного транспорта, и личного транспорта позволит обеспечить оптимальную транспортную доступность мест проживания, работы и досуговых объектов.
При этом важнейшее значение будет иметь "инфраструктурный эффект" формирования городских агломераций, связанный с реализацией мероприятий и механизмов национального проекта "Безопасные качественные дороги".
Достижение данного приоритета будет обеспечено за счет реализации до 2024 года следующих целей государственной программы:
повышение доступности качественных транспортных услуг для обеспечения транспортной подвижности населения на уровне 9,0 тыс. пасс.-км на 1 жителя. Целевое значение транспортной подвижности населения в 2030 году составит 13,2 тыс. пасс.-км на 1 жителя;
обеспечение доли дорожной сети в крупнейших городских агломерациях, соответствующей нормативным требованиям, на уровне не менее 85 процентов.
Изменение геополитической ситуации и позиционирования России в мировом сообществе выдвигают новые требования к транспорту как к элементу системы национальной безопасности. Важнейшая стратегическая цель - повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы.
Транспорт должен быть безопасным для жизни и здоровья населения. Должно быть сведено к минимуму влияние транспорта как источника повышенной техногенной и экологической опасности.
Реализация комплексных мер по снижению количества и тяжести транспортных происшествий и негативного влияния транспорта на окружающую среду должна стать одним из приоритетов государственной транспортной политики и позволит обеспечить достижение национальной цели "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей".
Целью государственной программы до 2024 года является повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы с целью сокращения числа происшествий на транспорте на единицу транспортных средств на 6,6 % относительно уровня 2021 года. В 2030 году сокращение числа происшествий на транспорте на единицу транспортных средств составит 16,1 % относительно уровня 2021 года.
Приоритетными направлениями достижения стратегических целей государственной программы являются:
формирование единой опорной транспортной сети и ликвидация инфраструктурных ограничений;
цифровая трансформация транспортной отрасли и развитие новых управленческих технологий;
развитие мультимодальных и транспортно-логистических технологий;
обновление транспортных средств всех видов транспорта.
Государственная программа включает следующие индикаторы достижения национальных целей проекта Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года: доля дорожной сети городских агломераций, соответствующая нормативным требованиям, и доля автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям.
Государственная программа включает также аналитические показатели, характеризующие отдельные сферы или вопросы социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, рассчитываемые в рамках проекта Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года.
Государственная политика субъектов Российской Федерации в сфере транспортного комплекса является составной частью государственной транспортной политики Российской Федерации и должна быть основана на общих принципах и подходах, определенных государственными стратегическими документами, с учетом:
максимального учета и отражения особенностей социально-экономического развития и транспортных потребностей регионов Российской Федерации;
синхронизации планов по развитию транспортной инфраструктуры регионов Российской Федерации с приоритетами развития страны, а также механизмами их реализации;
планирования развития транспортной инфраструктуры на основе ее координации на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
разграничения полномочий в сфере транспорта между федеральными и региональными органами государственной власти;
преодоления существенных различий в экономическом и социальном развитии российских регионов, развития единого экономического пространства, рационального межрегионального разделения труда;
государственная поддержка, в том числе предоставление из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры.
Приоритетами государственной политики субъектов Российской Федерации в сфере транспортного комплекса являются:
развитие пассажирского транспорта общего пользования (автобусный, внутренний водный транспорт, региональная авиация, пригородные железнодорожные перевозки), включая обновление подвижного состава, развитие транспортных систем крупных городских агломераций, создание современной системы скоростных пассажирских перевозок, транспортно-пересадочных узлов и перехватывающих парковок;
увеличение пропускной способности и улучшение параметров автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения;
обеспечение содержания и развития объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
повышение экологичности и безопасности транспортного комплекса;
цифровизация транспортного комплекса и внедрение новых технологий.
Субъекты Российской Федерации принимают участие в реализации следующих мероприятий государственной программы:
развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла;
строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения;
повышение качества дорожной сети общего пользования, в том числе уличной сети, городских агломераций;
приведение в нормативное состояние автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального и местного значения;
развитие региональных аэропортов;
осуществление реконструкции аэропортовых комплексов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
обеспечение доступности региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети;
повышение качества транспортного обслуживания в городских агломерациях, в том числе обновление подвижного состава городского пассажирского транспорта.
3. Задачи государственного управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации
Основными задачами государственного управления и обеспечения национальной безопасности в сфере транспортного комплекса до 2024 года и на период до 2030 года являются:
ускорение товародвижения на основе повышения качества транспортной инфраструктуры на 5,7 % относительно уровня 2021 года;
реализация мероприятий федеральных проектов национального проекта "Транспортная часть комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры" и "Безопасные качественные дороги", направленных на развитие и повышение качества транспортной инфраструктуры, обеспечивающей территориальную связанность и снятие инфраструктурных ограничений;
реализация мероприятий федеральных проектов развития отдельных видов транспорта, не входящих в состав национальных проектов и предусматривающих реализацию конкретных инвестиционных и процессных мероприятий в отдельных отраслях транспортного комплекса;
развитие механизмов проектного финансирования, в том числе с учетом возможности привлечения государственных гарантий, облигационных займов, средств пенсионных накоплений и Фонда национального благосостояния России;
поддержка инвестиционной активности через механизмы привлечения инвестиций в крупные частные инвестиционные проекты, реализация инвестиционных программ крупнейших компаний с государственным участием, повышение эффективности государственных капитальных вложений, улучшение делового климата, активизация развития и создания финансовых инструментов для финансирования инвестпроектов;
цифровая трансформация отрасли и ускоренное внедрение новых технологий, включая развитие беспилотных транспортных систем на грузовом транспорте;
реализация мероприятий ведомственного проекта "Строительство и реконструкция объектов многофункционального технологического кластера "Образцово" в целях кадрового обеспечения экономического роста и создания возможностей для переквалификации граждан, в том числе за счет развития высшего, среднего профессионального и дополнительного образования;
реализация взвешенной и предсказуемой тарифной политики на транспорте;
реализация мероприятий и механизмов федерального проекта "Региональная и местная дорожная сеть" и федерального проекта "Развитие федеральной магистральной сети" национального проекта "Безопасные качественные дороги";
повышение доступности качественных транспортных услуг для обеспечения транспортной подвижности населения на уровне 9,0 тыс. пасс.-км на 1 жителя;
развитие высокоскоростного и скоростного пассажирского сообщения в рамках реализации мероприятий национального проекта "Транспортная часть комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры";
реализация мероприятий по субсидированию отдельных видов пассажирского транспорта и отдельных направлений перевозки пассажиров;
цифровая трансформация отрасли и ускоренное внедрение новых технологий, включая развитие биометрических сервисов идентификации в аэропортах и на наземном городском транспорте;
обновление инфраструктуры и подвижного состава наземного общественного пассажирского транспорта, повышение скорости его сообщения, внедрение единых стандартов оплаты проезда и применение "единого билета" на всех видах общественного транспорта в рамках федерального проекта "Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях" национального проекта "Безопасные качественные дороги";
реализация программ по обновлению парка транспортных средств с применением различных механизмов (лизинг, субсидии, утилизационный сбор), закупке субъектами Российской Федерации автобусов, работающих на газомоторном топливе, трамваев и троллейбусов;
совершенствование нормативно-правовой деятельности, налогового и таможенно-тарифного регулирования в сфере пассажирских перевозок транспортного комплекса;
развитие конкуренции на рынке транспортных услуг, создание условий для справедливой внутривидовой и межвидовой конкуренции операторов;
создание эффективной системы управления государственной собственностью, в том числе за счет оптимизации состава государственного имущества и его приватизации, создания федеральных казенных предприятий и повышения эффективности деятельности организаций транспортного комплекса;
повышение конкурентоспособности транспортной системы России на мировом рынке транспортных услуг и рост экспорта услуг транспортного комплекса до 20,0 млрд долларов США;
реализация мероприятий федеральных проектов национального проекта "Транспортная часть комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры" и "Безопасные качественные дороги", направленных на развитие транспортных коридоров и реализацию транзитного потенциала страны;
реализация комплекса мер, направленных на развитие пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации;
реализация комплекса мер налогового и таможенно-тарифного стимулирования, направленных на повышение конкурентоспособности российских перевозчиков;
упрощение административных и таможенных процедур при транзитных сообщениях, в том числе внесение изменений в Таможенный кодекс ЕАЭС в целях сокращения количества документов к транзитной декларации;
доведение доли автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям, до 50,9 %;
реализация мероприятий и механизмов федерального проекта "Региональная и местная дорожная сеть" национального проекта "Безопасные качественные дороги";
оказание поддержки субъектам Российской Федерации с целью повышения качества автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения, в том числе улично-дорожной сети;
обеспечение доли дорожной сети в крупнейших городских агломерациях, соответствующей нормативным требованиям, на уровне не менее 85 %;
реализации мероприятий и механизмов федерального проекта "Региональная и местная дорожная сеть" национального проекта "Безопасные качественные дороги";
повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы с целью сокращения числа происшествий на транспорте на единицу транспортных средств на 6,6 % относительно уровня 2021 года;
реализация мероприятий федерального проекта "Безопасность дорожного движения", реализуемых в рамках национального проекта "Безопасные качественные дороги";
реализация мероприятий проекта "Совершенствование контрольно-надзорной деятельности в сфере транспорта в Российской Федерации";
реализация комплекса обеспечивающих мероприятий по повышению безопасности транспортного процесса на отдельных видах транспорта в рамках комплексов процессных мероприятий.
4. Задачи, определенные в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года"
Государственная программа является инструментом достижения национальных целей, сформированных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
Достижение национальной цели "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство" будет обеспечено за счет решения задач федеральных проектов национального проекта "Безопасные качественные дороги" и национального проекта "Транспортная часть комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры", а также других федеральных и ведомственных проектов:
повышение качества дорожной сети, в том числе доведение доли дорожной сети городских агломераций, находящейся в нормативном состоянии, до 85 % в 2024 году, приведение в нормативное состояние/строительство искусственных сооружений на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального и местного значения протяженностью 100 тыс. пог. м в 2024 году, 290 тыс. пог. м в 2030 году (накопленным итогом);
увеличение провозной способности железнодорожной инфраструктуры Азово-Черноморского полигона к концу 2030 года до 152 млн тонн в год;
развитие железнодорожной инфраструктуры Черноморского побережья Краснодарского края в целях повышения надежности и улучшения транспортного обслуживания курортной зоны юга России, за счет электрификации 306 км к 2025 году железнодорожных путей на участке Ожерелье - Узловая - Елец, реконструкции линий Ожерелье - Елец и Воронеж (Придача) - Горячий Ключ, строительства новых железнодорожных линий Елец - Воронеж протяженностью 121 км к 2029 году и Кривенковская - Сочи протяженностью 95,9 км по итогам 2030 года;
увеличение провозной способности железнодорожной инфраструктуры Северо-Западного полигона до 220 млн тонн к концу 2030 года;
развитие железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона железных дорог с целью увеличения провозной способности БАМа и Транссиба в 2024 году в 1,5 раза до 180 млн тонн и объема транзитного контейнеропотока по итогам 2024 года в 4 раза до 1656 тыс. штук в двадцатифутовом эквиваленте;
строительство железнодорожного Северного широтного хода "Обская - Салехард - Надым" с суммарной провозной способностью магистралей 23,9 млн тонн в 2027 году;
усиление железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла с целью освоения прогнозируемого пассажиропотока в пригородном сообщении в Московском транспортном узле до 850 млн человек по итогам 2030 года, в том числе с учетом строительства 42 км дополнительных главных железнодорожных путей, предназначенных под специализированное пассажирское сообщение, к концу 2024 года;
создание основы для развития скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения между крупными городами за счет строительства к 2027 году 629,7 км выделенной высокоскоростной железнодорожной линии со специализацией под пассажирское движение Санкт-Петербург - Москва;
повышение качества дорожной сети, в том числе доведение доли дорожной сети городских агломераций находящейся в нормативном состоянии до 85 % в 2024 году;
приведение в нормативное состояние/строительство искусственных сооружений на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального и местного значения протяженностью 100 тыс. пог. м в 2024 году, 290 тыс. пог. м в 2030 году (накопительным итогом);
развитие транспортных коридоров "Запад - Восток" и "Север - Юг" и повышение уровня экономической связанности территории Российской Федерации за счет строительства и реконструкции участков автомобильных дорог федерального значения к концу 2024 года общей протяженностью 1503,1 км;
строительство и модернизация российских участков автомобильных дорог, относящихся к международному транспортному маршруту "Европа - Западный Китай" за счет строительства в 2024 году 794,4 км скоростной автомобильной дороги "Москва - Нижний Новгород - Казань", обхода г. Тольятти с мостовым переходом через р. Волгу (99,3 км);
повышение доли протяженности автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, в общей протяженности автомобильных дорог федерального значения, переданных в доверительное управление Государственной компании "Автодор", до 86,2 % в 2024 году;
обеспечение своевременного выполнения работ по капитальному ремонту автомобильных дорог в объеме 4766 км в 2022-2024 годах;
увеличение мощности морских портов Российской Федерации, включая порты Дальневосточного, Арктического, Северо-Западного (Балтийского), Волго-Каспийского и Азово-Черноморского бассейнов;
развитие Северного морского пути;
строительство, реконструкция и техническое перевооружение пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
Достижение национальной цели "Комфортная и безопасная среда для жизни" будет обеспечено за счет решения следующих задач:
повышение качества транспортного обслуживания в городских агломерациях;
обеспечение своевременного выполнения работ (услуг) по ремонту и содержанию автомобильных дорог, в том числе по ремонту и устройству защитных слоев, слоев износа и поверхностной обработки в объеме 16,2 тыс. км в 2022-2024 годах;
обеспечение перевозки пассажиров в дальнем следовании в регулируемом сегменте в 2022-2024 годах не менее 59,1 млн человек ежегодно;
осуществление реконструкции аэропортовых комплексов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
обеспечение доступности региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети.
Достижение национальной цели "Сохранение населения, здоровья и благополучие людей" будет обеспечено за счет решения следующих задач:
внедрение новых технических требований и стандартов обустройства автомобильных дорог, в том числе на основе цифровых технологий, направленных на устранение мест дорожно-транспортных происшествий;
внедрение автоматизированных и роботизированных технологий организации дорожного движения и контроля за соблюдением правил дорожного движения;
обеспечение вылетов поисково-спасательных воздушных судов авиационных предприятий и организаций экспериментальной авиации по командам оперативных органов единой системы авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации на осуществление поисково-спасательных операций (работ) для поиска и спасания терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов, их пассажиров и экипажей, а также людей, терпящих или потерпевших бедствие на море;
повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы, улучшение инвестиционного климата и развитие рыночных отношений;
обеспечение безопасности судоходства на внутренних водных путях и навигационно-гидрографических условий плавания судов при обеспечении содержания 743 судоходных гидротехнических сооружений и внутренних водных путей;
функционирование автоматизированной информационной системы тахографического контроля соблюдения водителями транспортных средств режимов труда и отдыха.
5. Задачи обеспечения достижения показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав приоритетных территорий
Достижение поставленных целей и значений целевых индикаторов государственной программы будет обеспечиваться путем эффективного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации участвуют в рамках своих полномочий в реализации мероприятий федеральных проектов национального проекта "Безопасные качественные дороги" и национального проекта "Транспортная часть комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года", а также ряда других федеральных и ведомственных отраслевых проектов.
Исторически сложившаяся неоднородность социально-экономического пространства России оказывает значительное влияние на функционирование транспортной системы и обусловливает необходимость возможно более полного учета интересов и особенностей отдельных регионов.
Правильный учет этих различий - обязательное условие достижения национальных целей развития на период до 2030 года.
Для приоритетных территорий, регионов с развитым потенциалом обрабатывающей промышленности и высокой плотностью населения прогнозируются черты постиндустриальной экономики с ускоренными темпами развития высокотехнологичных производств, сферы обслуживания. Следует ожидать опережающего развития автомобильных перевозок грузов и пассажиров,в том числе - роста числа автомобилей в личном пользовании. В области транспортной инфраструктуры требуется скоординированное развитие конкурирующих коммуникаций различных видов транспорта, повышение пропускной способности существующей дорожной сети, сооружение автодорожных обходов крупнейших городов, в первую очередь - в полосе международных транспортных коридоров, создание сети мультимодальных транспортных терминалов.
В состав государственной программы входят федеральные проекты ("Развитие железнодорожных подходов к морским портам Азово-Черноморского бассейна", "Развитие железнодорожных подходов к морским портам Северо-Западного бассейна", "Развитие железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона железных дорог", "Развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта", "Обеспечение доступности услуг железнодорожного транспорта", "Региональная и местная дорожная сеть", "Развитие федеральной магистральной сети", "Развитие региональных аэропортов", "Развитие инфраструктуры воздушного транспорта", "Обеспечение доступности услуг воздушного транспорта", "Развитие морских портов", "Развитие Северного морского пути", "Развитие инфраструктуры морского и внутреннего водного транспорта", "Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях") и ведомственный проект ("Развитие пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации"), предусматривающий мероприятия (результаты), оказывающие непосредственное влияние на социально-экономическое развитие приоритетных территорий и сферы реализации комплексных государственных программ, в том числе:
"Социально-экономическое развитие Калининградской области";
"Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя";
"Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа";
"Развитие Северо-Кавказского федерального округа";
"Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации".
К таким мероприятиям (результатам) относятся:
развитие железнодорожной инфраструктуры Черноморского побережья Краснодарского края в целях повышения надежности и улучшения транспортного обслуживания курортной зоны Юга России;
увеличение провозной способности железнодорожной инфраструктуры Северо-Западного полигона;
увеличение провозной способности БАМа и Транссиба;
строительство железнодорожного Северного широтного хода "Обская - Салехард - Надым";
обеспечение функционирования ФГУП "Крымская железная дорога";
приведение автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения в соответствие с нормативными требованиями;
приведение дорожной сети городских агломераций в соответствие с нормативными требованиями;
строительство и реконструкция участков автомобильных дорог федерального значения;
реконструкция объектов аэропортовых комплексов;
перевозка льготных категорий граждан по специальным тарифам с Дальнего Востока в Европейскую часть страны и в обратном направлении, в Симферополь и в обратном направлении, из г. Калининграда в Европейскую часть страны и в обратном направлении;
обеспечение функционирования аэропортов и посадочных площадок, расположенных в районах Арктики, Дальнего Востока, Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, входящих в состав федеральных казенных предприятий;
увеличение производственной мощности морских портов;
строительство аварийно-спасательного флота для обеспечения безопасности судоходства в акватории Северного морского пути;
обеспечение безопасности перевозок внутренним водным и морским транспортом;
обновление подвижного состава наземного общественного пассажирского транспорта в городских агломерациях;
строительство (модернизация) пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации.
Учитывая сферу реализации комплексной программы "Комплексное развитие сельских территорий" непосредственное влияние на указанную программу оказывают мероприятия (результаты) федерального проекта "Региональная и местная дорожная сеть", а также федеральных проектов "Развитие региональных аэропортов", "Развитие инфраструктуры воздушного транспорта" и "Обеспечение доступности услуг воздушного транспорта" в части аэропортовых комплексов, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации и (или) аэропортов и посадочных площадок, расположенных в районах Арктики, Дальнего Востока, крайнего Севера и приравненных к ним местностях, входящих в состав федеральных казенных предприятий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.