Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Федеральный закон "Об исполнительном производстве"
(подготовлен Минэкономразвития России 05.08.2021 г.)
Анализ правоприменительной практики свидетельствует о том, что реализация внесудебной процедуры банкротства вызывает ряд проблем, которые требуют их законодательного решения. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Федеральный закон "Об исполнительном производстве" (далее - проект федерального закона) направлен на уточнение проблемных вопросов с целью упрощения реализации внесудебной процедуры банкротства гражданина.
Так, проект федерального закона содержит положения, упрощающие применение процедуры внесудебного банкротства: для граждан предоставляется возможность формирования списка кредиторов по обязательным платежам с использованием информационных ресурсов многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ), а для МФЦ исключается обязанность по уведомлению органа, зарегистрировавшего гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, кредитных организаций, с которыми у должника заключен договор банковского счета (вклада), суды общей юрисдикции, соответствующее подразделение Федеральной службы судебных приставов по месту жительства должника, а также уполномоченные органы о возбуждении, прекращении и завершении процедуры внесудебного банкротства гражданина.
Кроме того, проект федерального закона предоставляет гражданам возможность один раз в рамках внесудебной процедуры банкротства обратиться в МФЦ с уточненным заявлением, а также содержит механизмы, регулирующие разрешение разногласий по вопросам процедуры внесудебного банкротства гражданина и направленные на недопущение злоупотреблений указанной процедурой.
Помимо указанного, проектом федерального закона вносятся изменения в законодательство об исполнительном производстве, предусматривающие возможность передачи персональных данных должников, в отношении которых завершено исполнительное производство, в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления и их обработки без согласия субъекта персональных данных для целей уведомления таких должников о возможности внесудебного банкротства.
Проект федерального закона не содержит требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Проект федерального закона не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Проект федерального закона не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Особый порядок вступления в силу отельных положений проекта федерального закона обусловлен спецификой регулируемых правом общественных отношений, а также уже сложившейся практикой применения норм для проведения процедуры внесудебного банкротства граждан, кроме того устанавливает дополнительные гарантии защиты прав и обеспечивает сбалансированность и справедливость соответствующего правового регулирования, не допускающего ущемления прав и законных интересов граждан.
Аналогичные по содержанию проекты федеральных законов и федеральные законы на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отсутствуют.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.