Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в главу 51 Трудового кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Минтрансом России 05.08.2021 г.)
1. Общие характеристики проекта акта
Необходимость подготовки проекта федерального закона "О внесении изменений в главу 51 Трудового кодекса Российской Федерации" (далее - проект федерального закона или законопроект) была выявлена по результатам подготовки Минтрансом России проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в связи с принятием федерального закона "Об автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте") в соответствии с пунктом 142 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2021 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 3683-р, и является следствием установленного в статье 5 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) запрета на включение в тексты федеральных законов, изменяющих другие законодательные акты Российской Федерации, положений, предусматривающих внесение изменений в ТК РФ.
2. Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования
1. В настоящее время федеральными законами и международными договорами Российской Федерации установлены обязательные требования к оценке квалификации (в форме аттестации/профессиональной аттестации, экзамена/квалификационного экзамена) следующих категорий работников автомобильного транспорта и работников городского наземного электрического транспорта:
1) лица, ответственные за обеспечение безопасности дорожного движения (Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения");
2) консультанты по вопросам безопасности перевозок опасных грузов автомобильным транспортом (Соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) от 30 сентября 1957 г.);
3) лица, ответственные за организацию международных автомобильных перевозок (Соглашение о гармонизации требований к дополнительному обучению и профессиональной компетентности международных автомобильных перевозчиков государств - участников Содружества Независимых Государств);
4) водители транспортных средств, осуществляющие перевозки опасных грузов (Соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) от 30 сентября 1957 года);
5) водители транспортных средств, осуществляющие международные автомобильные перевозки (Соглашение о гармонизации требований к дополнительному обучению и профессиональной компетентности международных автомобильных перевозчиков государств - участников Содружества Независимых Государств);
6) эксперты-техники, осуществляющие независимую техническую экспертизу транспортных средств (Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств").
2. В соответствии с частью 1 статьи 328 ТК РФ работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, должны пройти профессиональное обучение в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта.
Приказом Минтранса России от 29 июля 2020 г. N 264 утвержден Порядок прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.
3. Описание проблемы, на решение которой направлен проект акта. Обоснование предлагаемых решений и ожидаемые результаты их реализации
1. Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации" иной (по отношению к независимой оценки квалификации) порядок проведения оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, может устанавливаться другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в случае, если в отношении соответствующих категорий работников ТК РФ определены особенности регулирования труда таких работников.
Вместе с тем в отношении указанных в пункте 1 раздела 2 настоящей пояснительной записки работников автомобильного транспорта и работников городского наземного электрического транспорта особенности регулирования труда не установлены.
Таким образом, имеет место противоречие в правовой регламентации отношений в области оценки квалификации отдельных категорий работников автомобильного транспорта и работников городского наземного электрического транспорта,
В целях устранения указанного противоречия предлагается обеспечить приведение текущего регулирования отношений в области оценки квалификации таких категорий работников в соответствие с подходом, установленным Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации". Для этого предлагается внести изменение в главу 51 ТК РФ, предусматривающее ее дополнение новой статьей 3281, согласно которой условием допуска к осуществлению трудовой деятельности лиц, указанных в пункте 1 раздела 2 настоящей пояснительной записки, будет являться прохождение оценки квалификации в порядке, установленном федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указанный порядок уже урегулирован в соответствии со статьей 121 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" в отношении экспертов-техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу транспортных средств, а также будет урегулирован в рамках федерального закона "Об автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте" в отношении лиц, указанных в подпунктах 1-5 пункта 1 раздела 2 настоящей пояснительной записки.
2. Согласно части 11 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Приказом Минпросвещения России от 26 августа 2020 г. N 438 утвержден Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения.
Таким образом, усматривается конкуренция норм права, установленных частью 11 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и частью 1 статьи 328 ТК РФ,в отношении установления порядка прохождения профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств.
Подтверждением этого является отсутствие изданных во исполнение части 1 статьи 328 ТК РФ нормативных правовых актов Минтранса России, устанавливающих указанный порядок на различных видах транспорта,за исключением приказа Минтранса России от 29 июля 2020 г. N 264 "Об утверждении Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".
Между тем согласно пункту 14 указанного приказа профессиональное обучение осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Таким образом, норма части 1 статьи 328 ТК РФ об установлении полномочия Минтранса России об утверждении порядка прохождения профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, представляется избыточной.
Предлагается исключить указанную норму из части 1 статьи 328 ТК РФ (исключить слова "и профессиональное обучение").
В целях синхронизации времени вступления в силу федерального закона "О внесении изменений в главу 51 Трудового кодекса Российской Федерации" и федерального закона "Об автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте" предлагается установить отлагательный срок вступления в силу законопроекта - 1 марта 2023 года.
4. Информация о наличии или отсутствии в проекте акта обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения
В проекте федерального закона содержатся обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), при рассмотрении дел об административных правонарушениях, и обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче документов, имеющих разрешительный характер.
Принятие проекта федерального закона имеет целью оптимизацию обязательных требований на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте, установление обязательных требований в виде прямых норм права в федеральном законе. Принятие законопроекта не направлено на установление новых обязательных требований, подлежащих проверке при осуществлении государственного контроля (надзора) (в соответствии с пунктом 3 "б" Перечня поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 27 февраля 2019 г. N Пр-294).
5. Оценка соответствия законопроекта положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона "О внесении изменений в главу 51 Трудового кодекса Российской Федерации"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в главу 51 Трудового кодекса Российской Федерации" не предусматривает увеличения численности, не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и изменения порядка финансирования федеральных органов исполнительной власти.
Реализация федерального закона не потребует иных дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Принятие проекта федерального закона не повлечет отрицательных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предлагаемые проектом федерального закона изменения не окажут отрицательного влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Реализация Федерального закона:
не влечет за собой изменения объема полномочий и компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
не влечет за собой выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов;
не влечет за собой сокращения доходной части соответствующих бюджетов
ПЕРЕЧЕНЬ
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в главу 51 Трудового кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в главу 51 Трудового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления федеральных законов и потребует принятия федерального закона "Об автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте", устанавливающего в том числе порядок оценки квалификации отдельных категорий работников автомобильного транспорта и работников городского наземного электрического транспорта.
ПЕРЕЧЕНЬ
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в главу 51 Трудового кодекса Российской Федерации"
Принятие и реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в главу 51 Трудового кодекса Российской Федерации" не повлечет признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и повлечет изменение приказа Минтранса России от 29 июля 2020 г. N264 "Об утверждении Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".
Проект
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от "_____" ______________________г. N_______
МОСКВА
1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений в главу 51 Трудового кодекса Российской Федерации".
2. Назначить статс-секретаря - заместителя Министра транспорта Российской Федерации Зверева Дмитрия Станиславовича официальным представителем Правительства Российской Федерации при рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в главу 51 Трудового кодекса Российской Федерации".
Председатель Правительства Российской Федерации |
М.Мишустин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.