Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
(подготовлен МВД России 13.08.2021 г.)
МВД России во исполнение пункта 13 поручения Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2019 г. N ЮТ-П16-9498, данного по абзацу третьему подпункта "л" пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина по итогам его встречи с представителями общественности по вопросам развития Дальнего Востока 6 сентября 2019 года, разработаны проекты федеральных законов "О внесении изменений в Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации".
Данными проектами федеральных законов предлагается:
1. Законодательно закрепить определение понятия "пропаганда незаконных оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, потребления наркотических средств или психотропных веществ, культивирования наркосодержащих растений" (далее - пропаганда незаконного оборота наркотиков).
2. Установить запрет публичного распространения в средствах массовой информации либо в информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть "Интернет") информации о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах, о наркосодержащих растениях без одновременного сообщения о том, что за незаконные оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, потребление наркотических средств или психотропных веществ, культивирование наркосодержащих растений законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность, в том числе пожизненное лишение свободы, а незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ вызывает зависимость и непосредственно угрожает жизни и здоровью человека.
3. Предусмотреть источники распространения информации о наркотиках, на которые не распространяются предлагаемые запреты.
4. Ввести уголовную ответственность за пропаганду незаконного оборота наркотиков, совершенную повторно лицом после его привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние в течение одного года (статья 6.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
5. Внести изменения в ряд законодательных актов, в том числе в Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", предусмотрев полный запрет пропаганды незаконного оборота наркотиков в отличие от существующего запрета распространения некоторых из ее элементов, связанных с распространением информации о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотиков.
В связи с этим требуется внесение корреспондирующих изменений в КоАП.
Проектом федерального закона "О внесении изменений в статьи 6.13 и 13.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект), разработанным во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 7 июля 2021 г. N ЮБ-П4-9305, предлагается положения статьи 6.13 КоАП привести в соответствие с терминологией, предусмотренной вышеуказанными проектами федеральных законов, а также установить административную ответственность за публичное распространение в средствах массовой информации либо в информационно- телекоммуникационных сетях (включая сеть "Интернет") информации о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах, о наркосодержащих растениях без одновременного сообщения о том, что за незаконные оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, потребление наркотических средств или психотропных веществ, культивирование наркосодержащих растений законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность, в том числе пожизненное лишение свободы, а незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ вызывает зависимость и непосредственно угрожает жизни и здоровью человека.
Соответствующий комплексный подход позволит не только противодействовать пропаганде незаконного оборота наркотиков, но также и ограничит возможность распространения иной, напрямую не связанной с незаконным оборотом информации о наркотиках, но вместе с тем выражающей положительное отношение к ним.
Кроме того, учитывая, что к распространению в специализированных изданиях, предназначенных для медицинских, ветеринарных и фармацевтических работников, информации о наркотиках не применяются запрет на пропаганду незаконного оборота наркотиков и требование об обязательном сообщении об ответственности за незаконные действия с наркотиками и о вреде их незаконного потребления, утрачивается актуальность наличия примечания к статье 6.13 КоАП, которое предлагается признать утратившим силу.
Наряду с запретами распространения в социальных сетях информации о наркотиках без сообщения об ответственности за их незаконный оборот и информации о наносимом ими вреде здоровью, а также пропаганды незаконного оборота наркотиков, устанавливаемыми проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в статье 106 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", законопроектом в статье 13.41 КоАП предусматривается административная ответственность за непринятие мер провайдером хостинга по ограничению доступа к информационному ресурсу или сайту в сети "Интернет" и за неудаление владельцем сайта или владельцем информационного ресурса в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" такой информации.
Реализация законопроекта не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета, а также не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Реализация предлагаемых изменений не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.