Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменения в пункт 4 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области защиты прав потребителей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 1005"
(подготовлен Минпромторгом России 11.08.2021 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменения в пункт 4 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области защиты прав потребителей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 1005" (далее - проект постановления) разработан в целях выполнения поручения Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 г. N ЮБ-П9-16909 о необходимости определения уполномоченного органа Российской Федерации по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности оборудования для детских игровых площадок" (далее - Технический регламент) к оборудованию и (или) покрытию на детских игровых площадках на стадии эксплуатации.
Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования, указывает на следующее.
С 1 июля 2021 г. вступили в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон о контроле) и Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон-спутник), которыми реформирована система контроля и надзора в Российской Федерации.
Законом-спутником внесены изменения, в том числе в Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании), согласно которым государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется в рамках видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), федеральными законами о которых устанавливается, что предметом соответствующих вида федерального государственного контроля (надзора), вида регионального государственного контроля (надзора) является соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами.
Положениями Закона о контроле установлено, что контрольные органы, уполномоченные на осуществление вида контроля определяются в положениях о виде государственного контроля (надзора) (далее - Положения о видах). Положения о видах утверждаются Правительством Российской Федерации.
Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) устанавливает, в том числе, права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды. При этом статьей 7 Закона о защите прав потребителей установлены права потребителя при обычных условиях использования товара, а именно указано, что потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя.
При этом предметом федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей (далее - государственный контроль(надзор) является соблюдение изготовителями, исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами, владельцами агрегаторов обязательных требований, установленных Законом о защите прав потребителей, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также актами, составляющими право Евразийского экономического союза, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, а также соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами.
Структурными единицами Технического регламента, предлагаемого проектом постановления к предмету государственного контроля (надзора), предусмотрены требования к условиям использования установленного оборудования и (или) покрытия на детских игровых площадках.
Вместе с тем в предмет государственного контроля (надзора), предусмотренный Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в области защиты прав потребителей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 1005, положения Технического регламента в части проверки соблюдения требований к условиям использования товара, не включены.
Необходимо отметить, что Минпромторгом России также подготовлены предложения о внесении изменений в Закон о техническом регулировании в части наделения Росстандарта полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за соблюдением требований Технического регламента в отношении оборудования и (или) покрытия для детских игровых площадок на стадии выпуска в обращение и обращения на рынке, с последующим внесением изменений в соответствующее положение о виде контроля, осуществляемого Росстандартом.
Принимая во внимание особую социальную значимость безопасности оборудования и покрытия для детских игровых площадок ввиду целевого назначения их использования для детей в местах отдыха граждан с детьми (дворах, развлекательных и торговых центрах, парках), во избежание отсутствия контроля со стороны государства Минпромторгом России предлагается полностью урегулировать вопрос осуществления государственного контроля за соблюдением требований Технического регламента.
Учитывая предусмотренный частью 1 статьи 7 Федерального закона от 8 декабря 2020 г. N 385-ФЗ "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" запрет на принятие Правительством Российской Федерации решений, приводящих к увеличению в 2021 году численности федеральных государственных служащих, а также работников федеральных органов исполнительной власти и федеральных казенных учреждений, реализация положений, предусмотренных проектом постановления будет осуществляться в пределах штатной численности государственных гражданских служащих и без дополнительных расходов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Срок вступления в силу проекта постановления с 1 марта 2022 г. обусловлен положениями части 1 статьи 3 Федерального закона 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации".
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие положений, предусмотренных проектом постановления, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принятие положений, предусмотренных проектом постановления не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В проекте постановления содержатся требования, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей. Административная ответственность за нарушение требований технических регламентов предусмотрена статьей 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.