Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменения в часть третью статьи 389.2 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Минюстом России 16.08.2021 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменения в часть третью статьи 389.2 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) разрабатывается в целях реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июня 2021 г. N 29-П (далее - Постановление).
Постановлением положения статьи 389.2 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они исключают возможность обжалования в апелляционном порядке судебного решения, принятого в ходе рассмотрения уголовного дела по существу, которым было отказано в удовлетворении ходатайства об отмене меры пресечения в виде залога или изменении ее на более мягкую, до вынесения итогового судебного решения.
Статья 389.2 УПК РФ допускает обжалование судебных решений, связанных с фактическим продлением срока залога, лишь одновременно с обжалованием итогового судебного решения по делу, исключая возможность их незамедлительного обжалования. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации такое ограничение права на судебную защиту не согласуется со статьями 19 (часть 1), 35 (часть 2), 46 (часть 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
В целях реализации Постановления законопроектом предлагается внести изменение в часть третью статьи 389.2 УПК РФ и предоставить право апелляционного обжалования постановления или определения об отказе в удовлетворении ходатайства об отмене меры пресечения в виде залога или изменении ее на более мягкую меру пресечения, до вынесения итогового судебного решения.
Принятие законопроекта позволит привести УПК РФ в соответствие с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации.
Согласно данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации за период с 2018 по 2020 годы судами первой инстанции применен залог по 41 делу (в 2018 году - по 21, в 2019 году - по 13, в 2020 году - по 7). Судами апелляционной инстанции за этот же период в порядке пересмотра судебных постановлений, принятых по ходатайствам об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, была изменена мера пресечения на залог при рассмотрении 64 дел (в 2018 году - по 29 делам, в 2019 году - по 24, в 2020 году - по 11). Кроме того, за этот же период судами апелляционной инстанции в порядке пересмотра судебных постановлений, принятых по ходатайствам о продлении срока содержания под стражей, изменена мера пресечения на залог в 79 делах (в 2018 году - в 40 делах, в 2019 году - в 25, в 2020 году - в 14).
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.