Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(подготовлен Минкультуры России 18.08.2021 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен во исполнение поручения Президента Российской Федерации В.В.Путина от 11.06.2021 N Пр-979 и поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Т.А.Голиковой от 25.06.2021 N ТГ-П44-8320.
Законопроектом предусматривается внесение изменений в законодательство Российской Федерации, направленных на реализацию отдельных положений Конституции Российской Федерации (статьи 67.1, 68, 69, 114).
В настоящее время в реализацию вышеуказанных статей Конституции Российской Федерации Минкультуры России разработан проект федерального конституционного закона "О внесении изменения в статью 21 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации". Указанный законопроект приводит к единообразию положения статьи 114 Конституции Российской Федерации и пункта 6 статьи 21 Федерального конституционного закона от 06.11.2020 N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (далее - Закон 4-ФКЗ).
Согласно подготовленным поправкам в Закон 4-ФКЗ Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, государственную поддержку и охрану культуры, защиту культурной самобытности всех народов и этнических общностей Российской Федерации, сохранение этнокультурного и языкового многообразия, сохранение как культурных ценностей, имеющих общенациональное (общероссийское) значение, так и культурного наследия народов Российской Федерации.
Учитывая вступившие в силу в 2020 году поправки в Конституцию Российской Федерации и подготовленные изменения в Закон 4-ФКЗ, в федеральных законах Российской Федерации, регулирующих отношения в сфере культуры, также необходимо отразить соответствующие положения о полномочиях Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в сфере сохранения объектов культурного наследия, библиотечного и музейного дела.
В законопроекте отражены нормы об обязанности на федеральном уровне обеспечивать сохранение, использование, популяризацию объектов культурного наследия и их государственную охрану, комплектование и сохранность фондов государственных и муниципальных библиотек, а также сохранение и пополнение государственной и негосударственной части, относящейся к муниципальной собственности, Музейного фонда Российской Федерации.
В свою очередь, субъекты Российской Федерации также обязаны обеспечивать сохранение, использование и популяризацию объектов культурного наследия, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и государственную охрану объектов культурного наследия регионального значения, а также обеспечивать библиотечное обслуживание населения библиотеками субъектов Российской Федерации, комплектование и сохранность их библиотечных фондов и сохранение и пополнение государственной части Музейного фонда Российской Федерации.
Органы местного самоуправления обязаны обеспечивать сохранение, использование и популяризацию объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований, и государственную охрану объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, находящихся на территории муниципального образования, а также обеспечивать библиотечное обслуживание населения соответствующими муниципальными библиотеками, комплектование и сохранность их библиотечных фондов и обеспечивать сохранение и пополнение негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации, относящейся к собственности соответствующего муниципального образования.
Кроме того, законопроектом предусмотрен механизм гармонизации деятельности разных уровней власти. Так субъекты Российской Федерации смогут участвовать, к примеру, в сохранении, использовании и популяризации не находящихся в их собственности объектов культурного наследия, но расположенных на их территории, в свою очередь, органы местного самоуправления также смогут участвовать в сохранении, использовании и популяризации не находящихся в их собственности объектов культурного наследия, но расположенных на их территории. Аналогичные полномочия предусмотрены в сфере музейного и библиотечного дела.
При этом необходимо отметить, что законопроект не изменяет действующие нормы о полномочиях органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, закрепленных в:
- Федеральном законе от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";
- Федеральном законе от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- Законе Российской Федерации от 09.10.1992 N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре";
- Федеральном законе от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";
- Федеральном законе от 29.12.1994 N 78-ФЗ "О библиотечном деле";
- Федеральном законе от 26.05.1996 N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации".
Предложенные законопроектом изменения позволят в полном объеме обеспечить проведение в Российской Федерации единой социально ориентированной культурной политики, будут способствовать тесному взаимодействию органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация решений, предлагаемых законопроектом, не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект не содержит обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, в связи с чем отсутствует информация о соответствующем виде государственного контроля (надзора), о виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Реализация положений законопроекта не потребует выделения дополнительных ассигнований бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
______________________
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.