Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике"
(подготовлен Минобрнауки России 26.08.2021 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - законопроект) разработан Минобрнауки России во исполнение пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 19 апреля 2021 г. N Пр-632, а также в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 поручения Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2021 г. N ДЧ-П8-5507 (далее - поручение).
Согласно поручению необходимо обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих определение понятия "научная (научно-техническая) экспертиза", установление критериев и механизмов проведения этой экспертизы, а также правил осуществления мониторинга и оценки эффективности расходования бюджетных ассигнований федерального бюджета, направляемых на государственную поддержку научных исследований и разработок гражданского назначения.
Поставленные задачи предлагается решить путем внесения соответствующих изменений в Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике".
Разработанным законопроектом предлагается законодательно закрепить понятие "научная (научно-техническая) экспертиза" и раскрыть основы организации регулирования научной (научно-технической) экспертизы, которые включают в себя общие определения заказчика, исполнителя, результата научной (научно-технической) экспертизы, а также условия соблюдения требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне при организации и проведении такой экспертизы.
Вместе с тем поручением предусмотрено установление критериев и механизмов проведения научной (научно-технической) экспертизы. Закрепление законодательно определенных критериев и механизмов проведения научной (научно-технической) экспертизы может существенно ограничить заказчиков, финансирующих научную и научно-техническую деятельность, планирующих использование и (или) использующих результаты научной и научно-технической деятельности в их потребностях и интересах.
Так, например, Российский научный фонд, руководствуясь положениями Федерального закона от 2 ноября 2013 г. N 291-ФЗ "О Российском научном фонде и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", устанавливает порядок проведения экспертизы программ и проектов, представленных на конкурс. Аналогичными полномочиями наделены Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, ряд Госкорпораций и институтов развития и другие организации различной организационно-правовой формы и формы собственности, обладающие компетенциями в соответствующих областях науки и техники.
В этой связи законопроектом предлагается выделить вид научной (научно-технической) экспертизы - государственная научная (научно-техническая) экспертиза.
Обосновывающими признаками отличия государственной научной (научно-технической) экспертизы являются следующие условия:
организуется по заказу органов государственной власти Российской Федерации и (или) органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
определяются ограничения перечня исполнителей такой экспертизы;
проводится с целью мониторинга и оценки эффективности расходования средств, направленных Российской Федерацией на финансовое обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности.
При этом поручением предусмотрено установление правил осуществления мониторинга и оценки эффективности расходования бюджетных ассигнований федерального бюджета, направляемых на государственную поддержку научных исследований и разработок гражданского назначения.
В целях формирования эффективной системы экспертного обеспечения органов управления новой государственной программы в области научно-технологического развития Российской Федерации с учетом консолидации финансового обеспечения всех научных исследований и разработок гражданского назначения, предусмотренных другими государственными программами и непрограммными мероприятиями, данным законопроектом вводятся условия, ограничивающие расширение перечня исполнителей государственной научной (научно-технической) экспертизы до федерального государственного бюджетного учреждения "Российская академия наук" для которого "экспертное научное обеспечение деятельности органов государственной власти Российской Федерации" предусмотрено Федеральным законом от 27 сентября 2013 г. N 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" как одна из основных целей деятельности и организаций, уполномоченных иными федеральными законами Российской Федерации и актами Президента Российской Федерации.
В сложившейся практике такой организацией является федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт" в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 ноября 2018 г. N 680 "О развитии генетических технологий в Российской Федерации" и Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2019 г. N 356 "О мерах по развитию синхротронных и нейтронных исследований и исследовательской инфраструктуры в Российской Федерации".
Таким образом, законопроект ограничивает, но не устанавливает закрытый перечень исполнителей государственной научной (научно-технической) экспертизы.
Кроме того, государственная научная (научно-техническая) экспертиза не проводится в сфере государственного оборонного заказа.
Также в качестве исключения, наряду со сферой государственного оборонного заказа, законопроектом предусмотрена норма, согласно которой в случае проведения государственной научной (научно-технической) экспертизы в сфере научно-технической деятельности, предусматривающей работы по доведению научной (научно-технической) продукции до стадии практического применения, завершающейся этапом постановки продукции на опытное и (или) серийное производство и квалификационных испытаний, исполнитель такой экспертизы определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учитывая, что государственная научная (научно-техническая) экспертиза выполняется в интересах и по заказу органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, направлена на помощь в принятии научно обоснованных решений государственного значения по вопросам научно-технологического развития страны законопроектом предусматривается установление полномочий Правительства Российской Федерации по утверждению Положения о государственной научной (научно-технической) экспертизе, определяющего в том числе организационные модели, критерии и механизмы проведения, перечень объектов, подлежащих обязательной государственной научной (научно-технической) экспертизе, требования к экспертам.
В случаях проведения экспертизы по заказу органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации с целью мониторинга и оценки эффективности расходования средств, направленных Российской Федерацией на финансовое обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности, такая экспертиза будет являться государственной научной (научно-технической).
Таким образом, в зависимости от поставленных целей, органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут заказать как научную (научно-техническую) экспертизу, так и государственную научную (научно-техническую) экспертизу.
Кроме этого, законопроектом предлагается наделить Правительство Российской Федерации полномочиями по установлению Правил проведения мониторинга и оценки эффективности расходования бюджетных ассигнований федерального бюджета, направляемых на государственную поддержку научных исследований и разработок гражданского назначения.
Соответствующим актом Правительства Российской Федерации предполагается определить порядок, основные принципы, критерии и задачи осуществления проведения мониторинга и оценки эффективности расходования бюджетных ассигнований федерального бюджета, направляемых на государственную поддержку научных исследований и разработок гражданского назначения.
Изменения, предлагаемые законопроектом, не предусматривают придания разрешительного характера системе научной (научно-технической) экспертизы, с учетом положений статьи 44 Конституции Российской Федерации, провозглашающей свободу научного творчества.
При разработке законопроекта за основу принята сложившаяся в Российской Федерации практика нормативного правового регулирования проведения научной (научно-технической) экспертизы федерального, регионального и иных уровней, использованы отдельные положения Модельного закона "О научной и научно-технической экспертизе", принятого в г. Санкт-Петербурге 15 ноября 2003 постановлением N 22-17 на 22-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ.
Также при разработке законопроекта был проведен анализ различных систем научной (научно-технической) экспертизы разных стран мира, которые отличаются большим разнообразием организационных моделей, при этом среди общих характеристик систем государственной научной (научно-технической) экспертизы можно выделить репутационный фактор организаций, осуществляющих такую экспертную деятельность и экономическую верификацию итогов работ. Эффективность процесса обеспечивается высоким уровнем доверия между наукой и государством.
При разработке законопроекта принято во внимание, что научная (научно-техническая) экспертиза отсутствует в общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, как вид предпринимательской и иной экономической деятельности.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект не содержит положений, противоречащих положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Предлагаемые законопроектом решения не повлияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Реализация законопроекта не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В настоящее время аналогичные по содержанию проекты федеральных законов не рассматриваются в палатах Федерального Собрания Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.