Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и статью 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе"
(подготовлен Минприроды России 27.08.2021 г.)
Проект
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и статью 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе"
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст. 133; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; 2006, N 52, ст. 5498; 2007, N 7, ст. 834; 2007, N 27, ст. 3213; 2008, N 26, ст. 3012; 2008, N 29 , ст. 3418; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; 2009, N 11, ст. 1261; 2009, N 52, ст. 6450; 2011, N 1, ст. 54; N 29, ст. 4281; N 30, ст. 4590, 4591, 4596; N 48, ст. 6732; N 50, ст. 7359; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 27,ст. 3477; N 30, ст. 4059; N 52, ст. 6971, 6974; 2014, N 11, ст. 1092; N 30, ст. 4220; N 48, ст. 6642; 2015, N 1, ст. 11; N 27, ст. 3994; N 29, ст. 4359; N 48, ст. 6723; 2016, N 1, ст. 24; N 15, ст. 2066; N 26, ст. 3887; N 27,ст. 4187; N 27, ст. 4286, 4291; N 31, ст. 4774, 4829; 2018, N 1, ст. 47, 87; N 30, ст. 4547; N 31, ст. 4841; N 53, ст. 8464; 2019, N 30, ст. 4097; N 52, ст. 7768, ст. 7771; 2020, N 29, ст. 4517; N 31, ст. 5057; 2021, N 1, ст. 33) следующие изменения и дополнения:
1) статью 80.1 изложить в следующей редакции:
"Статья 80.1. Выявление, оценка и учет объектов накопленного вреда окружающей среде
1. Инвентаризация объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется посредством выявления таких объектов на территориях и акваториях, их обследования и оценки.
2. Выявление объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В рамках выявления объектов накопленного вреда окружающей среде определяется:
фактическое место нахождения объекта накопленного вреда окружающей среде;
площадь территорий и акваторий, на которых расположен объект накопленного вреда окружающей среде, категории и видов разрешенного использования земель;
вид хозяйственной и (или) иной деятельности, в результате которых возник накопленный вред окружающей среде;
нахождение объекта накопленного вреда окружающей среде в границах территорий с особыми условиями использования (зоны с особыми условиями использования территорий, особо охраняемые природные территории и др.);
наличие на территориях и акваториях объектов капитального строительства и (или) объектов размещения отходов;
правообладатель объекта накопленного вреда окружающей среде, его составных частей;
наличие компонентов природной среды, находящихся под угрозой негативного воздействия вследствие расположения объекта накопленного вреда окружающей среде;
количество населения, проживающего на территории, окружающая среда на которой испытывает негативное воздействие вследствие расположения объекта накопленного вреда окружающей среде;
количество населения, проживающего на территории, окружающая среда на которой находится под угрозой негативного воздействия вследствие расположения объекта накопленного вреда окружающей среде.
3. На основании данных выявления объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется их обследование и оценка.
Обследование и оценка объекта накопленного вреда окружающей среде включает в себя установление:
объема или массы загрязняющих веществ, отходов и их классов опасности;
уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду, включая способность загрязняющих веществ к миграции в иные компоненты природной среды, возможность загрязнения водных объектов, в том числе являющихся источниками питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, возможность возникновения экологических рисков;
наличия на объектах накопленного вреда окружающей среде опасных веществ, указанных в международных договорах, стороной которых является Российская Федерация;
воздействия объекта накопленного вреда окружающей среде на здоровье граждан и продолжительность их жизни.
4. Обследование и оценка объектов накопленного вреда окружающей среде, за исключением оценки воздействия объектов накопленного вреда окружающей среде на здоровье граждан и продолжительность их жизни, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования с привлечением подведомственных указанному органу государственных учреждений на основании государственного задания.. Обследование и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде, за исключением оценки воздействия объектов накопленного вреда окружающей среде на здоровье граждан и продолжительность их жизни, вправе проводить органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования.
Порядок обследования и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде утверждается Правительством Российской Федерации.
5. Оценка воздействия объектов накопленного вреда окружающей среде на здоровье граждан и продолжительность их жизни осуществляется федеральными бюджетными учреждениями, подведомственными федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Методика оценки воздействия объектов накопленного вреда окружающей среде на здоровье граждан и продолжительность их жизни, в том числе с возможностью экспресс-оценки, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
6. Учет объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется посредством их включения в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, который ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок, не превышающий тридцати рабочих дней со дня поступления от органов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, результатов обследования и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде.
7. Ведение государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде включает в себя рассмотрение материалов обследования и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде, принятие решения о включении или об отказе во включении в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, категорирование объектов накопленного вреда окружающей среде, обновление информации об объекте накопленного вреда окружающей среде, исключение из государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде.
8. Категорирование объектов накопленного вреда окружающей среде в отношении объектов накопленного вреда окружающей среде, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в области охраны окружающей среды.
Категорирование объектов накопленного вреда окружающей среде проводится посредством сопоставления их влияния на состояние экологической безопасности, а также оценки степени их воздействия на здоровье граждан и продолжительность их жизни, в целях обоснования очередности проведения работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде и принятия неотложных мер.
По результатам категорирования объектов накопленного вреда окружающей среде выделяются приоритетные объекты, накопленный вред окружающей среде на которых подлежит ликвидации в первоочередном порядке.
9. Порядок ведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде устанавливается Правительством Российской Федерации.
10. Сведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде носят общедоступный характер и предоставляются на безвозмездной основе, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа или к государственной тайне.".
2) в статье 80.2
а) в пункте 2 слова "вправе осуществлять" заменить словом "осуществляют";
б) пункт 4 изложить в следующей редакции:
"4. Порядок организации работы по ликвидации накопленного вреда окружающей среде устанавливается Правительством Российской Федерации.
Работы по ликвидации накопленного вреда окружающей среде осуществляются в соответствии с утвержденным проектом таких работ.
Проект работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде утверждается органами, указанными в пункте 2 настоящей статьи, при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, положительного заключения о достоверности определения сметной стоимости таких работ.";
в) дополнить пунктами 5-7 следующего содержания:
"5. Проверка достоверности сметной стоимости проводится на основе нормативов сметной стоимости технологических решений, материалов и оборудования, применяемых для ликвидации накопленного вреда окружающей среде, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, или подведомственными указанному органу государственными учреждениями.
Порядок проверки достоверности сметной стоимости работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде и размер платы за проведение такой проверки устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Нормативы сметной стоимости технологических решений, материалов и оборудования, применяемых для проведения работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования.
При проведении проверки достоверности сметной стоимости работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде могут использоваться утвержденные сметные нормативы, включенные в федеральный реестр сметных нормативов.
6. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере природопользования, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, формирует перечень технологических решений, применяемых для проведения работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде.
Органы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, при разработке проекта по ликвидации накопленного вреда окружающей среде руководствуются перечнем технологических решений, применяемых для проведения работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, в случае, если проведение работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде планируется осуществлять с привлечением средств федерального бюджета.
7. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере природопользования осуществляет мониторинг реализуемых работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде с привлечением подведомственных указанному органу государственных учреждений на основании государственного задания в целях определения соответствия их проекту таких работ. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере природопользования принимает участие в приемке работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде с привлечением подведомственных указанному органу государственных учреждений на основании государственного задания в порядке, предусмотренном пунктом 4 настоящей статьи.
Мониторинг реализуемых работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде осуществляется посредством дистанционного наблюдения с использованием систем (методов) дистанционного наблюдения, постоянного (при необходимости) пребывания на территории объекта накопленного вреда окружающей среде, применения специальных технических средств, имеющих функции фотосъемки, аудио- и видеозаписи, измерения, иных средств сбора или фиксации информации, отбор и анализа проб компонентов природной среды на территории реализации работ, а также сбора и анализа отчетности о ходе таких работ.
Мониторинг реализуемых работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде осуществляется без ограничения срока его проведения до момента окончания работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде.
В случае получения в ходе мониторинга сведений о фактах отклонений от утвержденного в установленном порядке проекта работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, федеральный орган, осуществляющий такой мониторинг, уведомляет о выявленных отклонениях лиц, указанных в пункте 2 настоящей статьи, с выдачей рекомендаций по их устранению.".
Статья 2
Статью 11 Федерального закона от 11 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4556; 2006, N 52, ст. 5498) дополнить пунктом 7.11 следующего содержания:
"7.11) проект работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде;".
Статья 3
Пункт 5.1 части 1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 52, ст. 5498; 2007: N 31, ст. 4012; N 46, ст. 5553; 2011: N 30, ст. 4563; N 49, ст. 7015; 2015, N 1, ст. 11; 2018: N 32, ст. 5105; N 32, ст. 5135; 2019, N 31, ст. 4442; 2020, N 31, ст. 5023) дополнить словами ",за исключением проектов работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде".
Статья 4
Абзац шестой подпункта "в" пункта 2 статьи 1 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2025 года.
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.