Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части разграничения полномочий по приему, хранению и уничтожению изъятого, добровольно сданного или найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ"
(подготовлен Росгвардией 03.09.2021 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части разграничения полномочий по приему, хранению и уничтожению изъятого, добровольно сданного или найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ" (далее - законопроект) направлен на четкое разграничение полномочий по приему, хранению и уничтожению изъятого, добровольно сданного или найденного оружия и боеприпасов к оружию, взрывных устройств и взрывчатых веществ (далее - изъятое оружие) между Росгвардией и органами внутренних дел Российской Федерации.
Развитие современного общества происходит в условиях непрекращающегося увеличения запасов оружия у населения. Ежегодно в мире производится более 8 млн единиц малого и легкого оружия.
Постоянный рост вооруженности рядовых граждан и военизированных организаций является одной из общемировых тенденций. С одной стороны, происходит планируемая государствами модернизация вооружения и наращивание боевого потенциала, а с другой - аналогичные процессы происходят и среди обычных физических лиц, а также в криминальной среде. В подобных условиях, когда запас легальных и нелегальных видов вооружений увеличивается, закономерно возрастают криминальные риски, показатели реальной преступности, связанной с незаконным оборотом оружия и его использованием, демонстрируют негативную динамику. Ежегодно в России, по различным причинам, изымается из оборота и добровольно сдается гражданами более 200 тыс. единиц оружия.
В соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" Росгвардия наделена полномочиями по осуществлению приема, хранения и уничтожения изъятого оружия и патронов, ранее осуществляемыми органами внутренних дел Российской Федерации.
Принимая во внимание, что подразделения Росгвардии не имеют аналогичной МВД России структуры собственных подразделений и оборудованных помещений для хранения оружия на районном уровне, выполнение функций приема и хранения изъятого из оборота оружия и патронов к нему на районном уровне исключительно подразделениями Росгвардии не представляется возможным.
В этой связи ведомствами совместно выработано и одобрено Президентом Российской Федерации (совместное письмо МВД России и Росгвардии от 29 сентября 2017 г. N 1/6916) решение о продлении полномочий МВД России по хранению изъятого оружия и патронов к нему до оборудования в Росгвардии необходимых помещений.
Указанная мера закреплена Федеральным законом от 5 декабря 2017 г. N 391-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сроки выполнения полицией функций по хранению изъятого оружия и патронов к нему продлены до оборудования в территориальных органах Росгвардии помещений для хранения оружия.
Порядок взаимодействия Росгвардии и МВД России по вопросам, отнесенным к их компетенции в сфере оборота оружия, определен совместным приказом от 22 февраля 2019 г. N 54/90 "Об утверждении Порядка взаимодействия Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, ее территориальных органов и органов внутренних дел Российской Федерации по вопросам, отнесенным к их компетенции в сфере оборота оружия" (далее - совместный приказ). Пунктом 9 совместного приказа закреплено, что до оборудования в территориальных органах Росгвардии помещений для хранения оружия изъятое оружие передается на хранение в территориальные органы МВД России на районном уровне.
Несмотря на отсутствие в Росгвардии оборудованных помещений для хранения изъятого оружия и патронов к нему и необходимой штатной численности, с 1 января 2018 года Росгвардией выполняются функции по приему от МВД России изъятого оружия и патронов к нему для уничтожения и непосредственному их уничтожению.
В период с 1 января 2018 года по 1 января 2021 года Росгвардией от МВД России принято и уничтожено более 425 тыс. единиц изъятого оружия и более 5,6 млн штук патронов.
Из сравнительного анализа результатов ревизии объектов МВД России и Росгвардии на предмет возможности хранения изъятого оружия, проведенной межведомственными комиссиями на основании совместного распоряжения МВД России и Росгвардии от 30 апреля 2021 г. N 1/4790/1/708-р, следует, что МВД России на праве оперативного управления имеет более 2,5 тыс. объектов для хранения изъятого оружия,а Росгвардия - 504 (20 процентов) объектов, из них 444 (88 процентов) требуют проведения работ по их дооборудованию в соответствии с целевым предназначением, с потребностью в дополнительном финансировании. При этом для выполнения полномочий по приему (выдаче), учету и хранению изъятого оружия в МВД России задействовано более 2 000 сотрудников - специалистов по вооружению, в Росгвардии - 322 военнослужащих.
По результатам рассмотрения обращения Росгвардии о выделении необходимой штатной численности специалистов для обеспечения функций приема, хранения, учета и уничтожения изъятого оружия и дополнительного финансирования на создание соответствующей материальной и технической базы Президентом Российской Федерации поручено Правительству Российской Федерации подготовить и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона, предусматривающий четкое разграничение между Росгвардией и МВД России полномочий по приему, хранению и уничтожению изъятого оружия (от 20 января 2021 г. N Пр-64).
В этой связи возникает необходимость внесения изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации, четко разграничивающие полномочия по приему, хранению и уничтожению изъятого оружия.
Анализ изученных материалов и возможностей Росгвардии свидетельствует, что для законодательного разграничения полномочий полагается целесообразным закрепить на районном уровне полномочия по хранению изъятого оружия за территориальными органами МВД России, а на уровне субъектов Российской Федерации - полномочия по хранению и уничтожению изъятого оружия за территориальными органами Росгвардии.
Законопроектом предлагается внести в федеральные законы "Об оружии", "О полиции", "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" изменения, в соответствии с которыми законодательно разграничиваются полномочия МВД России и Росгвардии в сфере оборота оружия и закрепляется:
право органам внутренних дел (полиции) на районном уровне по осуществлению первоначального приема изъятого оружия и хранения его до передачи на ответственное хранение в Росгвардию на уровне субъектов Российской Федерации в порядке, определяемом совместным приказом;
право Росгвардии по приему от органов внутренних дел (полиции) изъятого оружия в порядке, определяемом совместным приказом,для дальнейшего хранения до возврата собственнику либо принудительного отчуждения в соответствии с гражданским законодательством или уничтожения.
Принятие законопроекта позволит упорядочить вопросы приема, хранения и уничтожения изъятого оружия и патронов между Росгвардией и МВД России.
Положения законопроекта учитывают возможности федерального бюджета, принципа рациональности использования ранее созданной в МВД России инфраструктуры объектов для хранения изъятого оружия и исключения дублирования функций хранения изъятого оружия на районном и региональном уровнях.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом,не повлечет негативных последствий на социально-экономическую и финансовую ситуацию в России, а также не повлияет на реализацию государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Росгвардия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.