Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части передачи исполнения наказания, не связанного с лишением свободы, а также применения условного осуждения или отсрочки отбывания наказания"
(подготовлен Минюстом России 06.09.2021 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части передачи исполнения наказания, не связанного с лишением свободы, а также применения условного осуждения или отсрочки отбывания наказания" (далее - законопроект) разработан в соответствии с пунктом 14 плана мероприятий по реализации в 2020 - 2022 годах Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2019 г. N 265-р.
Законопроектом предлагается внести изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, предусматривающие порядок передачи исполнения наказания, не связанного с лишением свободы, а также применения условного осуждения или отсрочки отбывания наказания в государство, гражданином которого является осужденный (далее - передача исполнения наказания).
Необходимость внесения изменений связана с подписанием Российской Федерацией Конвенции государств - участников Содружества Независимых Государств о передаче исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, от 11 октября 2019 г. (далее - Конвенция).
В настоящее время Российской Федерацией Конвенция не ратифицирована. Плановая дата представления в Правительство Российской Федерации проекта федерального закона о ратификации Конвенции - II квартал 2022 года.
Согласно статье 17 Конвенции она вступает в силу по истечении 30 дней с даты получения депозитарием третьего уведомления о выполнении подписавшими ее Договаривающимися Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для ее вступления в силу.
Для Договаривающихся Сторон, выполнивших внутригосударственные процедуры позднее, Конвенция вступает в силу по истечении 30 дней с даты получения депозитарием соответствующих документов.
Учитывая изложенное, законопроектом установлен отлагательный срок вступления его в законную силу.
Согласно законопроекту основанием для передачи исполнения наказания является решение суда по результатам рассмотрения представления федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области исполнения наказаний, либо обращения осужденного или его представителя, а равно компетентных органов иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации либо письменным соглашением компетентных органов Российской Федерации с компетентными органами иностранного государства на основе принципа взаимности.
Предусматриваются основания для отказа в передаче исполнения наказания, в том числе в случае, когда деяние, в связи с которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы, а также за которое осуждение признано условным, либо по которому предоставляется отсрочка отбывания наказания, не cчитается преступлением в государстве, гражданином которого является осужденный.
Основанием для отказа в передаче исполнения наказания также является отсутствие контроля за условно осужденным и за соблюдением условий отсрочки отбывания наказания, в соответствии с национальным законодательством государства, гражданином которого является осужденный.
По данным, предоставленным ФСИН России за 2020 г., на учете уголовно-исполнительных инспекций и исправительных центров состояли 3842 осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, которые являлись гражданами государств - участников Содружества Независимых Государств, подписавших Конвенцию.
Изменения, предлагаемые законопроектом, направлены на гуманизацию уголовной политики Российской Федерации, сохранение социальных связей и эффективную ресоциализацию осужденных.
Законопроектом предусмотрено возложение на суды новых полномочий по решению вопросов, связанных с передачей исполнения наказания. Вместе с тем это не приведет к существенному увеличению нагрузки на суды, поскольку они уже разрешают вопросы, связанные с исполнением приговоров, в соответствии с главой 47 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. После введения возможности передачи исполнения наказания в иностранные государства - участники Содружества Независимых Государств общее количество таких дел сократится, а также снизится нагрузка на учреждения ФСИН России, осуществляющие контроль за условно осужденными и лицами, к которым применена отсрочка отбывания наказания.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.