Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 27 Федерального закона "О национальной платежной системе"
(подготовлен Минфином России 10.09.2021 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 27 Федерального закона "О национальной платежной системе" (далее - законопроект) разработан в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина от 2 сентября 2021 г. N ММ-П13-11968.
Активное развитие современных информационно-коммуникационных технологий порождает новые угрозы государственной и общественной безопасности. Одновременно с ростом количества телекоммуникационных устройств и пользователей информационных сетей увеличивается число потенциальных жертв, а также возрастают возможности эксплуатации информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для совершения противоправных деяний.
Вызывает озабоченность высокая латентность подобных преступлений, что обусловлено анонимностью и отсутствием непосредственного контакта с потерпевшим, охватом широкой аудитории, простотой доступа к информации, а также организованным и трансграничным характером посягательств.
Несмотря на предпринимаемые усилия по противодействию таким преступлениям и обеспечению информационной безопасности, улучшения ситуации в данной сфере не отмечается.
Напротив, с 2013 года уровень преступности в сфере IT-технологий возрос более чем в 20 раз. В 2019 году этот показатель по отношению к 2018 году увеличился уже почти в 2 раза (294,4 тыс., +68,5 %).
В настоящее время практически каждое седьмое преступление совершается в сфере информационно-коммуникационных технологий или с использованием компьютерной информации, в том числе с применением расчетных пластиковых карт (34,4 тыс., +109,3 %), компьютерной техники (18,6 тыс., +21,5 %), сети "Интернет" (157 тыс., +45,4 %) и средств мобильной связи (116,2 тыс., +89,5 %). Чаще всего такие преступления связаны с хищением чужого имущества (статья 158 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) - 98,7 тыс., +202,4 %) и мошенничеством (статья 159 УК РФ - 119,9 тыс., +32,2 %; статья 159 прим. 3 - 16,1 тыс., +280 %).
По данным опубликованного Банком России Обзора операций, совершенных без согласия клиентов финансовых организаций за 2020 год, в 2020 году количество и объем операций по переводу денежных средств с использованием электронных средств платежа физических лиц составили 49,6 млрд единиц и 91,08 трлн руб., увеличившись по сравнению с 2019 годом на 23,1 и 28,2% соответственно. При этом количество операций без согласия клиента увеличилось на 34,0% (773 008 операций за 2020 год против 576 897 операций за 2019 год). Объем таких операций вырос на 52,2 %, составив 9777,3 млн руб. (за аналогичный период 2019 года - 6425,8 млн руб.).
Общая доля операций без согласия, совершенных с использованием приемов и методов "социальной инженерии", составляет 61,8%.
Изменения в законодательство Российской Федерации вызваны все возрастающей ролью безналичных расчетов, чему способствует развитие современных финансовых технологий, а также существенно возросшим количеством операций с использованием платежных карт. Зеркально возросло и количество мошеннических операций с использованием платежных карт. При этом большую их часть составляют операции с использованием методов "социальной инженерии".
Широко распространенное в настоящее время мошенничество, связанное с добровольной передачей физическим лицом сведений (например, номеров платежных карт, кодов, паролей), которые используются преступниками в целях осуществления несанкционированных операций, в том числе переводов денежных средств без согласия клиентов ("социальная инженерия"), является одной из острых проблем, отрицательно влияющих на уровень доверия населения к дистанционным платежным сервисам и, как следствие, к кредитно-финансовой системе в целом.
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 27 Федерального закона "О национальной платежной системе" (далее - законопроект) разработан с целью совершенствования информационного взаимодействия Банка России и МВД России по вопросам, связанным с возбуждением и расследованием уголовных дел по фактам мошенничества при осуществлении переводов денежных средств.
Эффективным способом профилактики, пресечения и раскрытия преступлений в сфере финансового мошенничества с платежными банковскими картами является оперативное взаимодействие МВД России с Банком России. Сроки возбуждения уголовных дел определены уголовно-процессуальным законодательством и требуют незамедлительного принятия решений.
Однако сроки рассмотрения кредитными организациями обращений правоохранительных органов по фактам дистанционных хищений (до 30 дней) создают проблему, связанную с невозможностью проведения срочных оперативно-разыскных и процессуальных мероприятий. В результате длительного рассмотрения запросов затягивается принятие окончательных решений по материалам и по возбужденным уголовным делам этой категории до 3-4 месяцев, существенно падает раскрываемость возбужденных дел.
В целях повышения эффективности противодействия мошенничеству с банковскими картами предлагается внести в статью 27 Федерального закона от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" дополнения в части передачи органами предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве, в Банк России сведений о возбуждении уголовных дел, связанных со случаями и попытками осуществления переводов денежных средств без согласия клиента, а также в части права указанных органов получать от Банка России информацию, содержащуюся в базе данных о случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без согласия клиента.
Информационный обмен между МВД России и Банком России будет осуществляться на основе двусторонних соглашений, которые определят форму и порядок взаимодействия. Предполагается оперативный информационный обмен посредством технологической инфраструктуры Банка России - автоматизированной системы обработки инцидентов ФинЦЕРТ Банка России (АСОИ ФинЦЕРТ).
Законопроектом предусмотрен отлагательный срок вступления федерального закона в силу в один год, в связи с необходимостью заключения соглашений Банка России с правоохранительными органами.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Принятие данного проекта федерального закона не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, а также не окажет влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.