Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 10 марта 2009 г. N КА-А40/1204-09
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 4 марта 2009 г.
ООО "Вероника 2" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Правительству города Москвы (далее - правительство) о признании недействительными с момента принятия положений Постановления правительства от 5 февраля 2008 года N 84-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства г. Москвы от 24 апреля 2007 г. N 323-ПП" в части исключения ООО "Вероника 2" из числа правообладателей на осуществление строительства гостиницы по адресу: Москва, Старый Толмачевский переулок, вл. 15; реализации права на строительство гостиницы по указанному адресу на конкурсной основе: об обязании правительства вынести распоряжение о строительстве гостиницы, проект которого был подготовлен префектурой ЦАО г. Москвы во исполнение распоряжения правительства от 20.12.2004 N 2534-РП "О разработке предпроектной документации на строительство малой гостиницы во вл. 15 по Старому Толмачевскому переулку", согласованного в установленном порядке всеми функциональными органами Правительства г. Москвы, за исключением Москонтроля (Мосинвестконтроля) с предоставлением земельного участка для проектирования и строительства малой гостиницы по адресу: Старый Толмачевский переулок, вл. 15, площадью 0,0195 га (0,043 га для проектирования с учетом застройки подземной части) на условиях оплаты стоимости выкупа права аренды земельного участка в размере 11 567 647 руб., рассчитанную Департаментом земельных ресурсов города Москвы в соответствии с действовавшими на период отказа в согласовании выпуска распорядительного документа (июль 2007 г.) постановлениями Правительства г. Москвы, на условиях, установленных Актом разрешенного использования территории градостроительного объекта (земельного участка) от 13 марта 2006 г. N А-1507/19 и установлением сроков проектирования и строительства, достаточных для реализации проекта (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 3 октября 2008 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 1 декабря 2008 года, заявленные требования удовлетворены частично.
Признаны недействительными с момента принятия следующие положения постановления правительства от 5 февраля 2008 года N 84-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 24 апреля 2007 г. N 323-ПП":
- Упоминание пункта 31 в пункте 1.3.1 постановления, как исключаемого из раздела "Центральный административный округ" приложения 2 к постановлению Правительства г. Москвы от 24 апреля 2007 года N 323-ПП "О Генеральной схеме размещения гостиниц в городе Москве до 2010 года" (в редакции постановления правительства от 3 июля 2007 г. N 557-ПП);
- пункт 9 в разделе "Центральный административный округ" в таблице "Адресный перечень мест размещения (развития) гостиниц в городе Москве до 2010 года, реализация которых планируется на конкурсной основе" Приложения 2 к постановлению Правительства г. Москвы от 5 февраля 2008 г. N 84-ПП "Внесение изменений в Приложение 3 к постановлению Правительства Москвы от 24 апреля 2007 г. 323-ПП";
- пункты 1 и "Итого" в Таблице 2 "Показатели прироста вместимости гостиниц, размещенных на земельных участках, имеющих правообладателей" в части сведений, содержащихся в графах "Количество гостиниц", "Количество номеров", "Количество мест" и пункты 1 и "Итого" в Таблице 3 "Показатели прироста вместимости гостиниц, реализация которых планируется на конкурсной основе" в части сведений, содержащихся в графах "Количество гостиниц", "Количество номеров", "Количество мест" Приложения 1 к постановлению Правительства г. Москвы от 5 февраля 2008 г. N 84-ПП "Внесение изменений в Приложение 1 к постановлению Правительства г. Москвы от 24 апреля 2007г. N 323-ПП. Показатели развития гостиничной отрасли по административным округам города Москвы".
На Правительство г. Москвы в соответствии с ч. 5 ст. 201 АПК РФ возложена обязанность рассмотреть вопрос о выпуске распоряжения о предоставлении ООО "Вероника 2" земельного участка для проектирования и строительства малой гостиницы по адресу: Старый Толмачевский переулок, вл. 15 площадью 0,0195 га.
В остальной части заявленных требований отказано.
Законность судебных актов проверяется в порядке статей 284 и 286 АПК РФ по кассационной жалобе Правительства г. Москве, в которой правительство просит отменить принятые по делу решение и постановление в части удовлетворения требований заявителя.
По мнению правительства, судебные акты по настоящему делу в обжалуемой части являются незаконными и необоснованными.
Правительство поддержало свою жалобу по изложенным в ней доводам, просило отменить принятые по делу судебные акты в оспариваемой части.
Заявитель возражал против удовлетворения жалобы, просил оставить судебные акты без изменения.
Третье лицо - Департамент земельных ресурсов г. Москвы поддержало жалобу по изложенным в ней доводам.
Представленный Департаментом земельных ресурсов г. Москвы отзыв на кассационную жалобу приобщен к материалам дела.
Третье лицо - Префектура ЦАО г. Москвы, надлежаще извещенное о времени и месте судебного заседания, в суд кассационной инстанции своего представителя не направило.
Представленный префектурой отзыв на кассационную жалобу приобщен к материалам дела.
Совещаясь на месте, суд определил: рассмотреть жалобу в отсутствии представителя Префектуры ЦАО г. Москвы.
Как установлено судебными инстанциями, на основании Распоряжения Правительства г. Москвы от 20.12.2004 г. N 2534-РП "О разработке предпроектной документации на строительство малой гостиницы во вл. 15 по Старому Толмачевскому переулку" обществу разрешено осуществить в 2004-2005 г.г. разработку предпроектной документации на строительство малой гостиницы общей площадью до 2000 кв.м. на земельном участке площадью 0,02 га во владении 15 по Старому Толмачевскому переулку.
Постановлением Правительства г. Москвы N 574-ПП от 24 августа 2004 года "О генеральной схеме размещения гостиниц в городе Москве до 2010 года" и Постановлением Правительства города Москвы N323-ПП от 24 апреля 2007 года "О генеральной схеме размещения гостиниц в городе Москве до 2010 года" указанный адрес строительства гостиницы закреплен за обществом.
На основании Распоряжения N 2534-РП заявитель разработал предпроектную документацию для оформления акта разрешенного использования участка территории градостроительного объекта (земельного участка) для осуществления строительства (реконструкции) гостиницы общей площадью до 2000 кв. м. на земельном участке площадью 0,02 га во владении 15 по Старому Толмачевскому переулку, N 19-01-3195-05/301-06 от 15.02.2006 г., которая была согласована в установленном порядке.
Обществом получен разработанный Москомархитектурой акт разрешенного использования участка территории градостроительного объекта (земельного участка) для осуществления строительства, реконструкции N А-1507/19 от 13.03.2006 г.
Во исполнение пункта 4 Распоряжения Правительства г. Москвы Префектурой ЦАО города Москвы подготовлен проект распоряжения Правительства г. Москвы "О строительстве малой гостиницы по адресу: Старый Толмачевский переулок, вл. 15", которым определены условия и форма реализации инвестиционного проекта.
Указанный проект распоряжения Правительства г. Москвы согласован всеми городскими структурами, за исключением Мосинвестконтроля (в настоящее время Москонтроль), отказ которого мотивирован тем, что предоставление заявителю права строительства гостиницы должно быть осуществлено на конкурсной основе, в связи с чем распоряжение о строительстве малой гостиницы по адресу: Старый Толмачевский переулок, вл. 15 до настоящего времени не принято.
Постановлением Правительства г. Москвы N 84-ПП от 5 февраля 2008 года "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 24 апреля 2007 г. N 323-ГШ" общество исключено из числа правообладателей на осуществление строительства гостиницы по адресу: Москва, Старый Толмачевский переулок, вл. 15. Право на строительство гостиницы по указанному адресу планируется реализовать на конкурсной основе.
Из Постановления Правительства г. Москвы N 323-ПП от 24 апреля 2007 года "О генеральной схеме размещения гостиниц в городе Москве до 2010 года" исключен пункт 7, в соответствии с которым земельные участки под строительство предоставляются в аренду на условиях внесения платы за право на заключение договоров аренды, рассчитанной в установленном порядке, после представления соответствующего акта разрешенного использования участка территории градостроительного объекта (земельного участка) для осуществления строительства.
Доводы кассационной жалобы о неисполнении заявителем требований земельного законодательства в части формирования земельного участка и несоблюдение им самой процедуры предоставления земельного участка в порядке предварительного согласования места размещения объекта, предусмотренной п. 5 ст. 30 ЗК РФ, а именно: не произведен кадастровый учет, в связи с чем участок не сформирован и не может быть предоставлен, отсутствует и не утвержден акт о выборе земельного участка, копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта в семидневный срок заявителю не выдавалась; заявитель в инициативном порядке с заявлением о выборе земельного участка не обращался, не могут быть приняты судом кассационной инстанции по следующим основаниям.
Судебными инстанциями, на основании исследованных и оцененных в совокупности доказательств обоснованно сделан вывод, согласно которому заявителем предварительно согласовано место размещения объектов строительства, а выбор и формирование земельного участка осуществлялись по инициативе и за счет заявителя в соответствии с решением Правительства г. Москвы.
Судебными инстанциями правомерно указано, что заявитель не являясь собственником или арендатором земельного участка, не имея на нем в собственности объектов недвижимости, не мог самостоятельно, без соответствующего распоряжения Правительства г. Москвы или иного уполномоченного им органа, осуществить постановку на государственный кадастровый учет земельного участка.
Признание недействительными сведений, содержащихся в информационных таблицах, является обоснованным, как находящимися во взаимосвязи с оспариваемым ненормативным актом.
Доводы жалобы о пропуске заявителем срока на обращение в суд, установленного п. 4 ст. 198 АПК РФ, не могут быть приняты судом кассационной инстанции.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что не представлено доказательств, подтверждающих, что заявителю было известно о наличие оспариваемого постановления до публикации в журнале "Вестник Мэра и Правительства Москвы", являются правильными.
Доводы Правительства г. Москвы о том, что судебные акты затрагивают права и обязанности лиц, не привлеченных к участию в деле не соответствуют материалам дела.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции считает, что отсутствуют кассационные основания для удовлетворения кассационных жалоб.
В кассационных жалобах не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судами обстоятельства и выводы судов, как и не приведено оснований, которые в соответствии со ст. 288 АПК РФ могли бы явиться основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 3 октября 2008 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 1 декабря 2008 года по делу N А40-28694/08-96-146 оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства города Москвы - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из Постановления Правительства г. Москвы N 323-ПП от 24 апреля 2007 года "О генеральной схеме размещения гостиниц в городе Москве до 2010 года" исключен пункт 7, в соответствии с которым земельные участки под строительство предоставляются в аренду на условиях внесения платы за право на заключение договоров аренды, рассчитанной в установленном порядке, после представления соответствующего акта разрешенного использования участка территории градостроительного объекта (земельного участка) для осуществления строительства.
Доводы кассационной жалобы о неисполнении заявителем требований земельного законодательства в части формирования земельного участка и несоблюдение им самой процедуры предоставления земельного участка в порядке предварительного согласования места размещения объекта, предусмотренной п. 5 ст. 30 ЗК РФ, а именно: не произведен кадастровый учет, в связи с чем участок не сформирован и не может быть предоставлен, отсутствует и не утвержден акт о выборе земельного участка, копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта в семидневный срок заявителю не выдавалась; заявитель в инициативном порядке с заявлением о выборе земельного участка не обращался, не могут быть приняты судом кассационной инстанции по следующим основаниям."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 10 марта 2009 г. N КА-А40/1204-09
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании