Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О составе и порядке получения страховщиком сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком"
(подготовлен Минтрудом России 13.09.2021 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О составе и порядке получения страховщиком сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком" (далее - проект постановления) разработан в связи с принятием Федерального закона от 30 апреля 2021 г. N 126-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования", которым внесены существенные изменения в Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ) и Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Согласно указанным изменениям назначение и выплата страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию застрахованным лицам будет осуществляться непосредственно территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации. В связи с этим изменяется порядок взаимодействия страховщика, страхователя и застрахованного лица при назначении страхового обеспечения.
С 1 января 2022 года предусматривается переход на проактивный способ назначения пособий (без заявления застрахованного лица). Закрепляется обязательное формирование листка нетрудоспособности в форме электронного документа (далее - электронный листок нетрудоспособности) для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.
Указанные изменения отражены в проекте постановления.
Частью 17 новой редакции статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ предусмотрено, что состав сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, порядок их получения страховщиком, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Проектом постановления утверждаются Правила получения страховщиком сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком (далее - Правила), которые определяют состав сведений и документов, необходимых страховщику для назначения и выплаты страхового обеспечения, и получение таких сведений в рамках нового порядка взаимодействия между страховщиком, страхователем и застрахованным лицом в процессе назначения и выплаты страхового обеспечения в условиях механизма "прямых" выплат страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию застрахованным лицам.
В частности, назначение пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам будет осуществляться без подачи застрахованным лицом заявления. Основанием будет являться электронный листок нетрудоспособности, формируемый и размещаемый медицинской организацией в федеральной государственной информационной системе "Единая интегрированная информационная система "Соцстрах" Фонда социального страхования Российской Федерации. Необходимые для назначения и выплаты указанных пособий сведения будут передаваться страхователем страховщику в составе электронного листка нетрудоспособности.
Назначение и выплата единовременного пособия при рождении ребенка также будет осуществляться проактивным способом - на основании сведений, содержащихся в федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния, поступающих страховщику.
Другие необходимые для назначения и выплаты страхового обеспечения сведения будут запрашиваться страховщиком у государственных органов, органов государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия. При этом сохранена возможность представления таких сведений застрахованным лицом по собственной инициативе.
Информационное взаимодействие страхователей и страховщика в электронном виде будет осуществляться с использованием системы электронного документооборота страховщика.
Правилами предусматривается представление застрахованным лицом работодателю (страхователю) сведений о себе, необходимых для выплаты застрахованному лицу страхового обеспечения. Такие сведения будут представляться работником при устройстве на работу или в период осуществления им трудовой деятельности. Указанные сведения содержат необходимую информацию о застрахованном лице, в том числе о способе выплаты пособия по обязательному социальному страхованию. При наступлении страхового случая предусмотрено представление застрахованным лицом работодателю только отсутствующих у него документов (сведений), необходимых для назначения и выплаты пособий.
Реализация предлагаемых решений не окажет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, предлагаемые решения не повлияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Принятие проекта постановления не потребует дополнительных средств из федерального бюджета и будет осуществляться в пределах средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В проекте постановления отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.