Проект Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в целях интеграции контроля за соблюдением правил применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации в налоговый контроль"
(подготовлен Минфином России 14.09.2021 г.)
Вносится Правительством
Российской Федерации
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений
в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в целях интеграции контроля за соблюдением правил применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации в налоговый контроль
Статья 1
Внести в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 28, ст. 3487; 2002, N 1, ст. 2; 2003, N 23, ст. 2174; N 27, ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711, N 31, ст. 3231; 2006, N 31, ст. 3436; 2008, N 26, ст. 3022; 2009, N 51, ст. 6155; 2010, N 31, ст. 4198; N 48, ст. 6247; 2011, N 1, ст. 16; N 24, ст. 3357; N 29, ст. 4291; N 30, ст. 4575; N 47, ст. 6611; N 49, ст. 7014; 2012, N 27, ст. 3588; 2013, N 19, ст. N 2331; N 26, ст. 3207; N 30, ст. 4081; N 40, ст. 5037; 2014, N 14, ст. 1544; N 26, ст. 3404; N 45, ст. 6157, 6158; N 48, ст. 6657; 2015, N 18, ст. 2616; 2016, N 7, ст. 920; N 18, ст. 2506; N 27, ст. 4173, 4176, 4177; N 49, ст. 6844; 2017, N 30, ст. 4443; N 49, ст. 7312, 7315; 2018, N 31, ст. 4820, 4821; N 32, ст. 5095; N 49, ст. 7497, 7519; N 53, ст. 8472; 2019, N 39, ст. 5375; 2020, N 46, ст. 7215; N 48, ст. 7627; 2021, N 1, ст. 9; N 8, ст. 1196; N 17, ст. 2886) следующие изменения:
1) в пункте 1 статьи 1 после слов "страховых взносах" дополнить словами ", порядке применения контрольно-кассовой техники";
2) в пункте 1 статьи 2 после слов "Российской Федерации, отношения по установлению" дополнить словами "правил применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации,";
3) статью 9 дополнить новым пунктом 9 следующего содержания:
"9) иные лица, несущие права и обязанности, определенные законодательством о налогах и сборах.";
4) наименование раздела II после слов "налоговые агенты" дополнить словами ", лица, осуществляющие расчеты, операторы фискальных данных";
5) в наименовании главы 3 после слов "налоговые агенты" дополнить словами ", лица, осуществляющие расчеты, операторы фискальных данных";
6) в статье 19:
а) в наименовании после слов "страховых взносов" дополнить словами ", лица, осуществляющие расчеты, операторы фискальных данных";
б) дополнить абзацами следующего содержания:
"Лицами, осуществляющими расчеты, признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты в соответствии с Федеральным законом "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации".
Операторами фискальных данных признаются лица, являющиеся операторами фискальных данных в соответствии с Федеральным законом "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации.";
7) в статье 21:
а) в наименовании после слов "страховых взносов" дополнить словами ", лиц, осуществляющих расчеты, операторов фискальных данных)";
б) в пункте 3 после слов "страховых взносов" дополнить словами ", лица, осуществляющие расчеты, операторы фискальных данных)";
8) в статье 22 после слов "страховые взносы" в соответствующем
а) в наименовании после слов "страховых взносов" дополнить словами ", лиц, осуществляющих расчеты, операторов фискальных данных";
б) в пункте 1:
в абзаце первом после слов "страховых взносов" дополнить словами "лицам, осуществляющим расчеты, операторам фискальных данных";
в абзаце втором после слов "страховых взносов" дополнить словами "лиц, осуществляющих расчеты, операторов фискальных данных";
в) в пункте 2 после слов "страховых взносов" дополнить словами "", лиц, осуществляющих расчеты, операторов фискальных данных";
9) в абзаце пятом пункта 5.1 статьи 23 после слов "в виде" дополнить словами "электронных документов или", после слова "реквизитов)" дополнить словами ", подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью доверителя";
10) дополнить статьей 23.1 следующего содержания:
"Статья 23.1. Обязанности лиц, осуществляющих расчеты, операторов фискальных данных
1. Лица, осуществляющие расчеты, при осуществлении налоговыми органами оперативного контроля обязаны:
1) предоставлять в налоговые органы по их требованиям документы и пояснения, необходимые для осуществления оперативного контроля;
2) обеспечивать должностным лицам налоговых органов доступ к контрольно-кассовой технике и фискальному накопителю, в том числе с использованием технических средств, и предоставлять указанным должностным лицам документы на них;
3) использовать кабинет контрольно-кассовой техники;
4) выполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
2. Операторы фискальных данных при осуществлении налоговыми органами оперативного контроля:
1) предоставляют должностным лицам налоговых органов доступ к применяемой контрольно-кассовой технике, в том числе для считывания фискальных данных, хранящихся в фискальном накопителе контрольно-кассовой техники, и к фискальным данным, содержащимся в базе данных оператора фискальных данных (включая дистанционный доступ);
2) предоставлять в налоговые органы по их требованиям документы и пояснения, необходимые для осуществления оперативного контроля;
3) выполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.";
11) первое предложение пункта 1 статьи 30 дополнить словами ", а также за соблюдением правил применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации";
12) в статье 31:
а) подпункт 2 пункта 1 дополнить словами ", а также мероприятия оперативного контроля в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом";
б) в абзаце первом пункта 4 слова "настоящим Кодексом" заменить словами "законодательством о налогах и сборах";
13) в статье 34.2
а) в наименовании после слова "взносов" дополнить словами ", применения контрольно-кассовой техники";
б) в пункте 1 слова "и налоговым агентам заменить словами "налоговым агентам, лицам, осуществляющим расчеты, операторам фискальных данных", после слова "сборах" дополнить словами ", если иное не предусмотрено Федеральным законом "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации";
14) в наименовании главы 6 после слова "органы" дополнить словами ", органы федеральной службы безопасности";
15) в статье 36:
а) в наименовании после слов "следственных органов", дополнить словами ", органов федеральной службы безопасности";
б) дополнить пунктом 1.1 следующего содержания:
"1.1. При проведении мероприятий оперативного контроля налоговые органы вправе взаимодействовать с органами внутренних дел и органами федеральной службы безопасности.";
16) в статье 37:
а) в наименовании после слов "следственных органов" дополнить словами ", органов федеральной службы безопасности";
б) в пункте 1 после слов "следственные органы" дополнить словами ", органы федеральной службы безопасности", после слова "взносов", дополнить словами ", лицам, осуществляющим расчеты, операторам фискальных данных";
в) в пункте 2 после слов "следственных органов" дополнить словами ", органов федеральной службы безопасности";
17) пункт 1 статьи 82 дополнить абзацем следующего содержания:
"Особенности осуществления отдельных мероприятий налогового контроля за соблюдением правил применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, могут устанавливаться Федеральным законом "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации".";
18) дополнить статьей 87.1 следующего содержания:
"Статья. 87.1. Оперативный контроль
Для целей соблюдения правил применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации налоговые органы в рамках налогового контроля осуществляют оперативный контроль в соответствии с настоящим Кодексом.";
19) в статье 91:
а) в наименовании после слова "проверки" дополнить словами ", оперативного контроля";
б) дополнить пунктом 1.1 следующего содержания:
"1.1. Доступ на территорию или в помещение лица, осуществляющего расчеты, оператора фискальных данных должностных лиц налоговых органов, осуществляющих оперативный контроль, допускается только при предъявлении этими должностными лицами служебных удостоверений и утвержденного руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, производящего осмотр, постановления.";
в) в абзаце первом пункта 3 после слова "указанные" дополнить словами "в пункте 2 настоящей статьи";
г) в пункте 5 после слова "проверку" дополнить словами ", осуществляющих оперативный контроль";
20) в статье 92:
а) в пункте 1 дополнить абзацем следующего содержания:
"Должностные лица налоговых органов, осуществляющие оперативный контроль, могут производить осмотр контрольно-кассовой техники, фискального накопителя, в том числе с использованием технических средств, и документации на них.";
б) дополнить пунктами 1.1 и 1.2 следующего содержания:
"1.1. Осмотр контрольно-кассовой техники, фискального накопителя, документации на них может осуществляться с использованием технических средств, а также дистанционно. Осмотр может осуществляться в том числе со считыванием фискальных данных, хранящихся в фискальном накопителе контрольно-кассовой техники.
При указанном осмотре могут осуществляться фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации, в том числе аудиофиксация.
1.2. Осмотр контрольно-кассовой техники может осуществляться со снятием остатка (пересчета) наличных денежных средств (с учетом средств, предназначенных для размена), в целях оценки полноты учета выручки и наличных денежных средств.";
21) в статье 93:
а) наименование изложить в следующей редакции:
"Статья 93. Истребование документов, пояснений при проведении налоговой проверки, оперативного контроля";
б) пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.
Должностное лицо налогового органа, проводящее оперативный контроль, вправе истребовать у лица, осуществляющего расчеты, оператора фискальных данных необходимые для осуществления оперативного контроля документы, пояснения.
В случае нахождения должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку, на территории проверяемого лица требование о представлении документов передается руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку.
В случае нахождения должностного лица налогового органа, осуществляющего оперативный контроль, на территории лица, осуществляющего расчеты, оператора фискальных данных требование о представлении документов, пояснений передается руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку.
Если указанными способами требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется в порядке, установленном пунктом 4 статьи 31 настоящего Кодекса.";
в) дополнить пунктом 1.1 следующего содержания:
"1.1. При истребовании документов и пояснений через кабинет контрольно-кассовой техники датой истребования считается день размещения соответствующего запроса в кабинете контрольно-кассовой техники.";
г) в пункте 2:
абзац первый изложить в следующей редакции:
"2. Истребуемые документы могут быть представлены в налоговый орган проверяемым лицом, лицом, осуществляющим расчеты, оператором фискальных данных лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом либо переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, или через личный кабинет налогоплательщика (если документы представляются проверяемым лицом), через кабинет контроль-кассовой техники (если документы представляются лицом, осуществляющим расчеты, оператором фискальных данных).";
в абзаце втором после слова "лицом" дополнить словами ", лицом, осуществляющим расчеты, оператором фискальных данных,";
в абзаце третьем слово "или" исключить, дополнить словами "(если документы представляются проверяемым лицом), через кабинет контроль-кассовой техники (если документы представляются лицом, осуществляющим расчеты, оператором фискальных данных)";
в абзаце четвертом слово "или" исключить, дополнить словами "(если документы представляются проверяемым лицом), через кабинет контроль-кассовой техники (если документы представляются лицом, осуществляющим расчеты, оператором фискальных данных)";
абзац пятый после слова "лица" дополнить словами "(лица, осуществляющего расчеты, оператора фискальных данных)";
в абзаце шестом слово "или" исключить, после слова "налогоплательщика," дополнить словами "через кабинет контрольно-кассовой техники";
д) в пункте 3:
в абзаце первом после слова "проверки" дополнить словами "(проведения оперативного контроля)";
в абзаце втором после слова "если проверяемое лицо" дополнить словами "(лицо, осуществляющее расчеты, оператор фискальных данных)", после слова "органа" дополнить словами "(лиц, осуществляющих оперативный контроль)", слова "которых проверяемое" заменить словом "которых";
в абзаце третьем слово "проверяемым" исключить, слова "связи или" заменить словом "связи", после слова "налогоплательщика" дополнить словами "(если документы представляются проверяемым лицом), через кабинет контроль-кассовой техники (если документы представляются лицом, осуществляющим расчеты, оператором фискальных данных)";
в абзаце четвертом слово "или" исключить, после слова "налогоплательщика" дополнить словами "через кабинет контроль-кассовой техники";
е) в абзаце втором пункта 4 после слов "указанных документов" дополнить словами ", а также в случае отказа лица, осуществляющего расчеты, оператора фискальных данных от представления запрашиваемых при проведении оперативного контроля документов", после слова "проверку" дополнить словами "(осуществляющего оперативный контроль)";
ж) в пункте 5 после слова "лицу" дополнить словами "(лицу, осуществляющему расчеты, оператору фискальных данных)";
з) дополнить пунктами 6 и 7 следующего содержания:
"6. Действие настоящей статьи распространяется также на истребуемые у лица, осуществляющего расчеты, оператора фискальных данных при проведении оперативного контроля пояснения.
7. Федеральным законом "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" могут быть установлены особенности истребования документов и пояснений у отдельных лиц.";
22) в статье 94:
а) пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку.
Выемка документов и предметов у лица, осуществляющего расчеты, оператора фискальных данных производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего оперативный контроль.
Указанное постановление подлежит утверждению руководителем (его заместителем) налогового органа, вынесшего решение о проведении налоговой проверки (осуществляющего оперативный контроль).";
б) пункт 5 дополнить абзацем следующего содержания:
"У лиц, осуществляющих расчеты, операторов фискальных данных не подлежат изъятию документы и предметы, не имеющие отношения к предмету оперативного контроля.";
в) в абзаце первом пункта 8 после слова "лица" дополнить словами "(лица, осуществляющего расчеты, оператора фискальных данных)";
г) в абзаце втором пункта 9 после слова "взносов" дополнить словами "лица, осуществляющего расчеты, оператора фискальных данных";
23) в статье 95:
а) пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. Экспертиза назначается постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Для целей осуществления оперативного контроля экспертиза назначается постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего оперативный контроль.
В постановлении указываются основания для назначения экспертизы, фамилия эксперта, и наименование организации, в которой должна быть произведена экспертиза, инициалы физического лица, деятельность которого проверяется в рамках оперативного контроля, в рамках которого привлечен эксперт, вопросы, поставленные перед экспертом, и материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта.";
б) в пункте 4 после слова "проверки" дополнить словами ", материалами оперативного контроля";
в) в абзаце первом пункта 6 после слов "проверяемое лицо" дополнить словами "(лицо, осуществляющее расчеты, оператора фискальных данных)";
г) в абзаце первом пункта 7 после слова "лицо" дополнить словами "(лицо, осуществляющее расчеты, оператор фискальных данных)";
д) в пункте 9 после слова "лицу" дополнить словами "(лицу, осуществляющему расчеты, оператору фискальных данных)";
е) дополнить пунктом 11 следующего содержания:
"11. Особенности осуществления экспертизы, проводимой для целей оперативного контроля, могут устанавливаться Федеральным законом "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" и принятыми в соответствии с ним подзаконными актами".";
24) дополнить статьями 98.1 - 98.5 следующего содержания:
"Статья 98.1. Наблюдение
1. Под наблюдением в целях настоящего Кодекса понимается визуальное восприятие должностным лицом налогового органа, осуществляющего оперативный контроль, действий лица, осуществляющего расчеты, оператора фискальных данных с целью проверки соблюдения им правил применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации.
2. Наблюдение проводится должностными лицами налогового органа без уведомления лица, осуществляющего расчеты, оператора фискальных данных.
3. Наблюдение может осуществляться как в рамках комплексной оперативной проверки, так и в качестве самостоятельного мероприятия налогового контроля.
4. Наблюдение как самостоятельное мероприятие налогового контроля осуществляется на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, осуществляющего оперативный контроль, по месту фактического осуществления деятельности лица, осуществляющего расчеты, оператора фискальных данных.
5. В случае проведения наблюдения как самостоятельного мероприятия налогового контроля по итогам оформляется акт наблюдения не позднее одного рабочего дня, следующего за днем проведения указанного наблюдения.
Форма (формат) акта наблюдения, а также порядок заполнения формы акта наблюдения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Указанный в настоящем пункте акт лицу, осуществляющему расчеты, оператору фискальных данных не направляется.
Статья 98.2. Оперативный мониторинг
1. Под оперативным мониторингом в целях законодательства о налогах и сборах понимаются осуществляемые федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, с использованием автоматизированной информационной системы налоговых органов на постоянной основе сбор, обобщение, систематизация и оценка информации о соблюдении лицами, осуществляющими расчеты, операторами фискальных данных (далее в настоящей статье - проверяемые лица) правил применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации:
а) содержащейся в письмах и обращениях, поступающих в налоговые органы, от лиц, в том числе федеральных органов исполнительной власти, федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, граждан, организаций, общественных объединений;
б) содержащейся в иных открытых источниках;
в) содержащейся в ресурсах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
3. Оперативный мониторинг проводится без предварительного уведомления проверяемого лица.
4. Если при проведении оперативного мониторинга выявлены противоречия между сведениями, содержащимися в автоматизированной информационной системе налоговых органов, либо выявлены несоответствия сведений, представленных проверяемым лицом, сведениям, имеющимся у налогового органа, налоговый орган сообщает об этом проверяемому лицу с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения с одновременным представлением в налоговый орган документов (при их наличии), подтверждающих изложенные пояснения, и (или) внести соответствующие исправления в течение десяти дней.
В случае если после рассмотрения представленных проверяемым лицом пояснений и документов либо при их отсутствии налоговый орган установит факт нарушения правил применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации, налоговый орган направляет проверяемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений правил применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.
5. Предписание об устранении выявленных нарушений правил применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации направляется налоговым органом в адрес проверяемого лица через кабинет контрольно-кассовой техники в течение 10 дней с даты установления факта нарушения правил применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации.
Проверяемое лицо, получившее предписание об устранении выявленных нарушений правил применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации, вправе добровольно в указанный срок устранить выявленные нарушения и проинформировать налоговый орган через кабинет контрольно-кассовой техники в течение 2 дней с момента устранения указанных нарушений.
В случае неустранения проверяемым лицом выявленных в ходе оперативного мониторинга нарушений правил применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, осуществляющего оперативный контроль, назначается комплексная оперативная проверка соответствующего проверяемого лица.
Статья 98.3. Контрольная закупка
1. Под контрольной закупкой в целях законодательства о налогах и сборах понимается мероприятие налогового контроля, осуществляемое в рамках комплексной оперативной проверки в порядке, установленном настоящим Кодексом, в ходе которого налоговым органом совершаются действия по созданию ситуации по совершению расчета, в том числе путем приобретения товаров (работ, услуг, имущественных прав), оплаты этих товаров (работ, услуг, имущественных прав), совершения платежей (получения выплат) с использованием наличных денег и (или) в безналичной форме.
Контрольная закупка осуществляется налоговыми органами, проводящим оперативный контроль, самостоятельно.
2. Контрольная закупка проводится без предварительного уведомления лица, осуществляющего расчеты (далее в настоящей статье - проверяемое лицо).
3. Срок проведения контрольной закупки определяется периодом времени, в течение которого обычно осуществляется расчет, указанный в пункте 1 настоящей статьи.
4. После завершения контрольной закупки (за исключением дистанционной контрольной закупки) должностное лицо налогового органа, осуществляющего контрольную закупку, объявляет о проведении контрольной закупки, предъявляет проверяемому лицу служебное удостоверение, копию решения о проведении комплексной оперативной проверки на бумажном носителе либо в форме электронного документа.
5. Сведения о результатах контрольной закупки заносятся в протокол проведения контрольной закупки, который прилагается к акту комплексной оперативной проверки.
Форма (формат) протокола проведения контрольной закупки, а также порядок его заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
6. После объявления проверяемому лицу о проведении контрольной закупки и предъявления ему должностными лицами налогового органа служебных удостоверений и решения о проведении комплексной оперативной проверки денежные средства проверяемым лицом возвращаются (за исключением случаев утраты приобретенной продукцией (товарами) потребительских свойств, несения проверяемым лицом расходов в связи с выполнением работ или оказанием услуг в рамках контрольной закупки) должностному лицу налогового органа, которое проводило контрольную закупку, путем:
а) незамедлительного возвращения наличных денежных средств;
б) незамедлительного принятия проверяемым лицом необходимых действий по возврату денежных средств, перечисленных в ходе контрольной закупки в безналичной форме, на счет, с которого производилась оплата товара (работы, услуги, имущественных прав) при контрольной закупке.
7. Товары, приобретенные в ходе проведения контрольной закупки, возвращаются проверяемому лицу.
Результаты выполнения работ и оказания услуг, в отношении которых была проведена контрольная закупка, возвращаются проверяемому лицу, если это возможно по их характеру. Работы и услуги, которые не были выполнены (оказаны) к моменту завершения контрольной закупки, выполнению (оказанию) не подлежат.
8. Контрольная закупка может осуществляться дистанционно с использованием информационно-коммуникационных технологий (дистанционная контрольная закупка), в том числе с использованием почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе сети "Интернет", а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов. Порядок проведения дистанционной контрольной закупки устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Статья 98.4. Комплексная оперативная проверка
1. Под комплексной оперативной проверкой в целях законодательства о налогах и сборах понимается мероприятие налогового контроля, направленное на проверку соблюдения правил применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации, проводимое по месту фактического осуществления лицом, осуществляющим расчеты, оператором фискальных данных (далее в настоящей статье - проверяемое лицо) деятельности.
2. В случае если у проверяемого лица отсутствует возможность предоставить помещение для проведения комплексной оперативной проверки, комплексная оперативная проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа, осуществляющего оперативный контроль.
3. Комплексная оперативная проверка проводится на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, осуществляющего оперативный контроль, по месту фактического осуществления деятельности проверяемого лица, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Комплексная оперативная проверка филиала или представительства проверяемого лица проводится на основании решения налогового органа, осуществляющего оперативный контроль. по месту нахождения такого обособленного подразделения.
Комплексная оперативная проверка проверяемого лица, осуществляющего расчеты в безналичном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", проводится по месту нахождения (месту жительства) проверяемого лица.
4. Решение о проведении комплексной оперативной проверки должно содержать следующие сведения:
полное и сокращенное наименование организации либо фамилию, имя, отчество (при наличии) физического лица;
адрес (адреса) проведения комплексной оперативной проверки (при проведении комплексной оперативной проверки проверяемых лиц, осуществляющих расчеты в безналичном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", - в том числе адрес сайта (сайтов) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет");
предмет комплексной оперативной проверки;
периоды, за которые проводится комплексная оперативная проверка;
должности, фамилии и инициалы должностных лиц налогового органа, которым поручается проведение комплексной оперативной проверки.
Форма (формат) решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении комплексной оперативной проверки и порядок ее заполнения утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
5. Комплексная оперативная проверка (за исключением контрольной закупки, осуществляемой дистанционно с использованием информационно-коммуникационных технологий) проводится должностными лицами налогового органа (не менее двух должностных лиц налогового органа), осуществляющего оперативный контроль.
6. Перед началом комплексной оперативной проверки должностные лица налогового органа предъявляют проверяемому лицу решение о проведении комплексной оперативной проверки, а также предъявляют свои служебные удостоверения, за исключением случаев, если комплексная оперативная проверка начинается с осуществления контрольной закупки и (или) наблюдения.
В случае проведения при комплексной оперативной проверке контрольной закупки и (или) наблюдения предъявление должностными лицами налогового органа проверяемому лицу решения о проведении комплексной оперативной проверки и своих служебных удостоверений осуществляется по окончании проведения указанных мероприятий оперативного контроля.
7. В рамках комплексной оперативной проверки может быть проверен период, не превышающий одного календарного года, предшествующего дате вынесения решения о проведении комплексной оперативной проверки, а также период с даты начала до даты окончания проведения комплексной оперативной проверки, указанный в решении о проведении комплексной оперативной проверки, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В случае поступления в налоговый орган обращений лиц, равно как и по результатам проведения оперативного мониторинга, по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, осуществляющего оперативный контроль, может быть назначена комплексная оперативная проверка либо наблюдение независимо от времени проведения предыдущей комплексной оперативной проверки за тот же период.
При назначении комплексной оперативной проверки на основаниях, установленных абзацем вторым настоящего пункта, не подлежат повторной комплексной оперативной проверке расчеты, которые рассматривались налоговым органом, осуществляющим оперативный контроль, при ранее проведенной комплексной оперативной проверке и сведения о которых содержатся в ранее составленном акте комплексной оперативной проверки, и (или) расчеты, за осуществление которых проверяемое лицо привлекалось к ответственности за нарушения правил применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации.
Повторная комплексная оперативная проверка может проводиться вышестоящим налоговым органом, осуществляющим оперативный контроль, в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего комплексную оперативную проверку. Если при проведении указанной повторной комплексной оперативной проверки выявлен факт совершения проверяемым лицом правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной комплексной оперативной проверки, проверяемое лицо считается невиновным в совершении установленного правонарушения, за исключением случаев, когда невыявление факта правонарушения при проведении первоначальной комплексной оперативной проверки явилось результатом сговора между проверяемым лицом и должностным лицом налогового органа.
8. Срок проведения комплексной оперативной проверки не может превышать 20 дней.
Срок проведения комплексной оперативной проверки исчисляется со дня вынесения решения о проведении комплексной оперативной проверки и до дня составления акта комплексной оперативной проверки.
9. Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, осуществляющего оперативный контроль, вправе приостановить проведение комплексной оперативной проверки в случае отсутствия проверяемого лица, обособленного подразделения проверяемого лица по месту нахождения (месту жительства) и (или) месту осуществления деятельности на основании акта, составленного должностными лицами налогового органа, осуществляющего оперативный контроль, которым поручалось проведение комплексной оперативной проверки.
Приостановление и возобновление проведения комплексной оперативной проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку.
Общий срок приостановления проведения комплексной оперативной проверки не может превышать 20 дней.
10. В случае если при проведении контрольной закупки должностными лицами налогового органа не установлено фактов нарушения правил применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации, комплексная оперативная проверка незамедлительно завершается и не позднее рабочего дня, следующего за днем проведения контрольной закупки, составляется акт комплексной оперативной проверки, который направляется проверяемому лицу в порядке, установленном настоящим Кодексом, за исключением случая, указанного в пункте 11 настоящей статьи.
11. В случае если при проведении контрольной закупки должностными лицами налогового органа не установлено фактов нарушения правил применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации, проведение комплексной оперативной проверки может быть продолжено, если должностными лицами налогового органа, проводящими комплексную оперативную проверку, не осуществлена проверка периода, указанного в решении о проведении комплексной оперативной проверки.
12. По результатам комплексной оперативной проверки составляется акт комплексной оперативной проверки.
Статья 98.5. Акт комплексной оперативной проверки
1. Акт комплексной оперативной проверки составляется не позднее последнего дня проведения комплексной оперативной проверки.
Форма (формат) акта комплексной оперативной проверки, а также порядок его заполнения, включая порядок подписания акта комплексной оперативной проверки лицом, осуществляющим расчеты, оператором фискальных данных (далее в настоящей статье - проверяемое лицо) (в том числе путем проставления на экране компьютерного устройства должностного лица налогового органа собственной подписи), утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
2. Акт комплексной оперативной проверки вместе с материалами комплексной оперативной проверки (при наличии) в течение пяти дней с даты составления этого акта направляется проверяемому лицу через кабинет контрольно-кассовой техники.
3. По выявленным налоговым органом нарушениям правил применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации уполномоченное должностное лицо налогового органа, проводившее комплексную оперативную проверку, составляет протокол об административном правонарушении в пределах своей компетенции, если иное не предусмотрено законодательством об административных правонарушениях.
4. Рассмотрение дел по выявленным налоговым органом нарушениям правил применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации и привлечение к ответственности лиц, виновных в их совершении, производится в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.";
25) в пункт 1 статьи 103 после слова "лицам" дополнить словами ", лицам, осуществляющим расчеты, операторам фискальных данных (далее в настоящей статье - проверяемые лица)".
Статья 2
В статье 214.7 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 49, ст. 7326; 2019, N 39, ст. 5375; N 39, ст. 5375) слова "законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники" заменить словами "Федеральным законом от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации"".
Статья 3
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2023 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на доходы физических лиц.
Президент |
|
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.