Проект Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о государственной аккредитации организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, об установлении предельного (максимального) размера сумм, удерживаемых аккредитованной организацией на покрытие необходимых расходов по сбору, распределению и выплате вознаграждения, а также сумм, которые направляются в специальные фонды, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"
(подготовлен Минкультуры России 15.09.2021 г.)
В соответствии со статьей 1244 Гражданского кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет :
1. Утвердить прилагаемое Положение о государственной аккредитации организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами.
2. Установить, что типовой устав аккредитованной организации, осуществляющей коллективное управление авторскими и смежными правами, утверждается Министерством культуры Российской Федерации.
3. В соответствии со статьей 1243 Гражданского кодекса Российской Федерации установить, что предельный (максимальный) размер сумм, удерживаемых аккредитованной организацией, осуществляющей коллективное управление авторскими и (или) смежными правами, на покрытие необходимых расходов по сбору, распределению и выплате вознаграждения, а также сумм, которые направляются в специальные фонды, создаваемые этой организацией с согласия и в интересах представляемых ею правообладателей, составляет 45 процентов суммы собранного такой организацией вознаграждения, в том числе не более 20 процентов суммы собранного вознаграждения могут быть направлены в указанные специальные фонды.
4. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 992 "Об утверждении Положения о государственной аккредитации организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 2, ст. 114);
пункт 83 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 г. N 219 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 12, ст. 1429);
постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2018 г. N 1782 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 992" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 1, ст. 71).
5. Настоящее постановление вступает в силу с 1 марта 2022 г. и действует до 1 марта 2028 г.
Председатель Правительства |
М.Мишустин |
УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от "___" ___________г. N _______
ПОЛОЖЕНИЕ
о государственной аккредитации организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет условия и порядок проведения государственной аккредитации организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами (далее соответственно - аккредитация, организации), а также основания для отзыва такой аккредитации.
2. Целью аккредитации является наделение организаций полномочиями, предусмотренными статьями 1244 Гражданского кодекса Российской Федерации.
3. Аккредитацию проводит федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере авторского права и смежных прав (далее - уполномоченный орган).
II. Порядок проведения аккредитации
4. Аккредитация осуществляется на основе принципов открытости процедуры и учета мнения заинтересованных лиц, включая правообладателей.
Аккредитация проводится по каждой из сфер коллективного управления, предусмотренных пунктом 1 статьи 1244 Гражданского кодекса Российской Федерации, отдельно.
Рассмотрение заявления на получение аккредитации (далее - заявление) осуществляется на заседании аккредитационной комиссии (далее - комиссия) с участием представителей организации, подавшей заявление на аккредитацию (далее - заявитель).
Положение о комиссии и ее персональный состав утверждаются уполномоченным органом.
Комиссия формируется из представителей уполномоченного органа. С учетом мнения заинтересованных лиц, включая правообладателей, в состав комиссии могут включаться представители иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, пользователей объектов авторских и (или) смежных прав (далее - пользователи), иных лиц, на которые законом возлагается обязанность по уплате средств для выплаты вознаграждения (далее - плательщики), правообладателей, российских объединений профессиональных участников рынка творческих (креативных) индустрий, российских объединений промышленников и предпринимателей, а также заинтересованных организаций (количество указанных представителей не должно быть более одной трети общего числа членов комиссии).
Информация о дате проведения заседания комиссии размещается уполномоченным органом на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее чем за 50 календарных дней до даты проведения заседания комиссии.
5. Для получения аккредитации заявитель направляет в уполномоченный орган заявление в письменном виде. Заявление может быть направлено в течение 15 календарных дней после даты размещения информации о дате проведения заседания комиссии.
Заявитель имеет право на отзыв заявления в любой момент до даты проведения заседания комиссии.
6. В заявлении указываются:
а) наименование заявителя, его место нахождения;
б) сфера коллективного управления, предусмотренная пунктом 1 статьи 1244 Гражданского кодекса Российской Федерации, в которой заявитель намерен осуществлять управление правами, сбор вознаграждения за использование объектов авторских и (или) смежных прав (далее - вознаграждение), а также его распределение и выплату.
7. К заявлению прилагаются:
а) заверенные заявителем копии учредительных документов;
б) заверенная заявителем копия бухгалтерского баланса на последнюю отчетную дату, предшествующую подаче заявления, с приложением аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности заявителя;
в) заверенные заявителем сведения о договорах, заключенных с правообладателями, о передаче полномочий по управлению правами, срок действия которых истекает не ранее чем через год после подачи документов заявителем (фамилия, имя, отчество правообладателя, реквизиты договора, категория прав, переданных в управление, территория использования прав);
г) заверенные заявителем сведения о лицензионных договорах и (или) договорах о выплате вознаграждения, заключенных с пользователями и (или) плательщиками, по которым производится сбор и выплата вознаграждения (наименование пользователя, плательщика, реквизиты договора, категория прав, территория использования прав);
д) заверенные заявителем сведения о взаимном представительстве интересов заявителя с аналогичными иностранными и российскими организациями;
е) справка заявителя, содержащая сведения о:
возможности осуществления функций по сбору, распределению и выплате вознаграждения на всей или большей части территории Российской Федерации;
ставках, порядке сбора, распределения и выплаты вознаграждения, в том числе сведения о применяемых заявителем методиках сбора и распределения собранного вознаграждения;
информационных системах и иных технических средствах, которые используются для организации сбора, распределения и выплаты вознаграждения, их соответствия техническим требованиям к программно-аппаратным решениям, используемым при обороте прав на результаты творческой деятельности на базе цифровых технологий, в том числе при идентификации охраняемых результатов творческой деятельности;
сумме выплаченного правообладателям вознаграждения за 12 месяцев, предшествующих дате подачи заявления;
сумме, удерживаемой из вознаграждения на покрытие фактических расходов заявителя по сбору, распределению и выплате вознаграждения, а также о сумме, направляемой в специальные фонды, которые создаются организацией с согласия и в интересах представляемых ею правообладателей;
перспективном плане развития заявителя;
наличии реестра, формируемого организацией в соответствии с пунктом 5 статьи 1243 Гражданского кодекса Российской Федерации;
наличии у заявителя информационной системы "личный кабинет правообладателя", авторизованный доступ к которой предоставляется правообладателям посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
наличии у заявителя подключения к информационно-телекоммуникационной инфраструктуре управления правами на результаты творческой деятельности;
официальном сайте заявителя в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
ж) заверенная заявителем опись представленных документов.
8. Документы, указанные в пункте 7 настоящего Положения, представляются в уполномоченный орган в 2 экземплярах на бумажном носителе, а также в электронном виде (если это возможно).
9. Заявитель несет ответственность за достоверность сведений, представленных для получения аккредитации, в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.
10. Уполномоченный орган принимает заявления и ведет их учет в журнале регистрации заявлений с присвоением номера и указанием даты приема. При этом на экземпляре описи документов, который остается у заявителя, делается отметка о приеме заявления с указанием даты и присвоенного этому заявлению регистрационного номера.
11. Заявителю отказывается в приеме заявления, если заявление подается до начала или по истечении срока приема заявлений.
Отметка об отказе в приеме заявления делается на описи представленных заявителем документов.
Непринятое заявление с приложенными к нему документами возвращается заявителю в день его подачи вместе с описью документов путем вручения их заявителю под расписку либо путем отправления указанных документов заказным письмом.
12. Уполномоченный орган в течение 20 дней после даты окончания приема заявлений осуществляет проверку полноты и достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных в соответствии с пунктами 6 и 7 настоящего Положения, и составляет соответствующее заключение. При подготовке заключения уполномоченный орган вправе запросить у заявителя дополнительные материалы, подтверждающие указанные сведения, не позднее чем за 20 календарных дней до даты проведения заседания комиссии. Такие материалы должны быть представлены заявителем в уполномоченный орган не позднее чем за 10 календарных дней до даты проведения заседания комиссии.
13. В случае если уполномоченный орган устанавливает факты непредставления в установленные сроки запрошенных уполномоченным органом дополнительных материалов, указанных в пункте 12 настоящего Положения, представления заявителем недостоверных сведений и (или) подложных документов, а также несоответствия заявителя установленным Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Положением требованиям к организациям, уполномоченный орган подготавливает отрицательное заключение в отношении заявления и сопровождающих его документов и принимает решение об их возврате заявителю без рассмотрения на заседании комиссии.
Отрицательное заключение подписывается руководителем уполномоченного органа или его заместителем и направляется заявителю заказным письмом с уведомлением либо вручается заявителю под расписку не позднее чем за 5 календарных дней до даты проведения заседания комиссии с указанием причин отказа.
14. Положительное заключение подписывается руководителем уполномоченного органа или его заместителем и с приложением документов, указанных в пунктах 6 и 7 настоящего Положения, направляется для рассмотрения в комиссию не позднее чем за 5 календарных дней до даты проведения заседания комиссии. Копия указанного заключения направляется заявителю заказным письмом с уведомлением либо вручается заявителю под расписку не позднее чем за 5 календарных дней до даты проведения заседания комиссии.
15. При рассмотрении заявления комиссией учитываются в том числе следующие критерии:
а) возможность осуществления функций по сбору, распределению и выплате вознаграждения на всей или большей части территории Российской Федерации, а также представительство интересов российских обладателей авторского права и смежных прав на российском и мировом рынках;
б) оптимальность размера суммы, удерживаемой из вознаграждения на покрытие фактических расходов заявителя по сбору, распределению и выплате такого вознаграждения;
в) возможность предоставления всем заинтересованным лицам сведений о правообладателях, правах, переданных в управление организации, а также об объектах авторского права и смежных прав;
г) наличие информационной системы "личный кабинет правообладателя", авторизованный доступ к которой предоставляется правообладателям посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
д) наличие информационных систем и иных технических средств, используемых для сбора, распределения и выплаты вознаграждений, соответствующих техническим требованиям к программно-аппаратным решениям, используемым при обороте прав на результаты творческой деятельности на базе цифровых технологий, в том числе при идентификации охраняемых результатов творческой деятельности;
е) наличие у заявителя подключения к информационно-телекоммуникационной инфраструктуре управления правами на результаты творческой деятельности.
16. Комиссия правомочна принимать решения, если в заседании участвуют не менее половины ее членов. Решения комиссии принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. Если голоса разделились поровну, решающий голос имеет председатель комиссии.
Принятие решения членами комиссии путем проведения заочного голосования и делегирование своих полномочий иным лицам не допускается.
17. В случае если на заседание комиссии допущен только один заявитель, то его заявление подлежит рассмотрению комиссией.
18. По итогам заседания комиссии уполномоченный орган в 5-дневный срок принимает решение об аккредитации. Решение об аккредитации оформляется соответствующим приказом, на основании которого выдается свидетельство о государственной аккредитации (далее - свидетельство об аккредитации).
19. Свидетельство об аккредитации подписывается руководителем уполномоченного органа и заверяется печатью этого органа.
Свидетельство об аккредитации выдается в 10-дневный срок с даты подписания приказа уполномоченного органа.
20. Аккредитация предоставляется на 5 лет для организаций, аккредитуемых впервые, и на срок 10 лет для организаций, аккредитованных ранее и не имевших замечаний к своей деятельности со стороны федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление контроля (надзора) за соблюдением аккредитованными организациями требований законодательства Российской Федерации.
21. Если в течение срока действия аккредитации у аккредитованной организации изменилось наименование, в решение об аккредитации вносятся соответствующие изменения, а свидетельство об аккредитации подлежит переоформлению.
Для переоформления свидетельства об аккредитации аккредитованная организация направляет в уполномоченный орган заявление о переоформлении свидетельства об аккредитации, к которому должны быть приложены заверенные аккредитованной организацией копии учредительных документов.
Переоформленное свидетельство об аккредитации выдается на срок, не превышающий срока действия первоначального свидетельства об аккредитации.
22. При утрате (порче) свидетельства об аккредитации в период его действия аккредитованная организация имеет право на получение дубликата свидетельства, который предоставляется ей на основании заявления, направляемого в письменной форме в уполномоченный орган, с указанием обстоятельств, повлекших его утрату (порчу).
Дубликат свидетельства об аккредитации выдается на срок, не превышающий срока действия утраченного (испорченного) свидетельства.
23. Информация об аккредитованных организациях размещается уполномоченным органом на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в форме открытых данных.
24. Если по итогам заседания комиссией не определен заявитель, наиболее соответствующий критериям, необходимым для осуществления деятельности в качестве аккредитованной организации в заявленной сфере коллективного управления, комиссия вправе внести предложение в уполномоченный орган о проведении повторной аккредитации.
III. Основания для отзыва аккредитации
25. Аккредитация организации отзывается уполномоченным органом в случае:
а) неустранения аккредитованной организацией в установленный уполномоченным органом срок нарушений, по поводу которых уполномоченным органом давались предписания;
б) непредставления в уполномоченный орган в срок до 1 июня года, следующего за отчетным, ежегодного отчета о деятельности аккредитованной организации;
в) возникшего несоответствия аккредитованной организации требованиям, предъявляемым к ней Гражданским кодексом Российской Федерации;
г) представления аккредитованной организацией заявления о добровольном отказе от аккредитации;
д) выявления недостоверных сведений в документах, послуживших основанием для принятия решения об аккредитации;
е) представления в уполномоченный орган ежегодного отчета о деятельности аккредитованной организации, содержащего заведомо ложные сведения.
26. В случае отзыва аккредитации организация лишается полномочий на управление правами и сбор вознаграждения в сферах коллективного управления, предусмотренных пунктом 1 статьи 1244 Гражданского кодекса Российской Федерации, в отношении тех правообладателей, с которыми у нее не заключены договоры в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 1242 Гражданского кодекса Российской Федерации.
27. Информация об отзыве аккредитации размещается уполномоченным органом на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
IV. Обжалование решений и действий уполномоченного органа
28. Решения и действия уполномоченного органа могут быть обжалованы в судебном порядке.
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.