Пояснительная записка к проекту Приказа Министерства промышленности и торговли РФ "Об утверждении порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок продукции судостроительной промышленности (за исключением продукции, закупка которой осуществляется в рамках государственного оборонного заказа)"
(подготовлен Минпромторгом России 15.09.2021 г.)
Проект приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации "Об утверждении порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок продукции судостроительной промышленности (за исключением продукции, закупка которой осуществляется в рамках государственного оборонного заказа)" (далее - проект приказа и Порядок) разработан Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Министерство) в целях реализации пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23 января 2005 г. N 34.
До настоящего времени государственные заказчики при закупке судов используют Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденные приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. N 567, которые не учитывают отраслевые особенности строительства судов, в части:
- приведения к сопоставимому виду с учетом различий характеристик судов, коммерческих и (или) финансовых условий поставок, при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
- индексации цен и затрат при периоде строительстве судна в двух и более календарных годах;
- применения затратного метода.
В результате на практике, как правило, начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) определяется лишь на основе ценовых предложений нескольких потенциальных поставщиков, а для определения цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - ЦКЕИ), фактически порядок не установлен.
Указанное положение дел негативно сказывается на достоверности определения цен судов, что снижает эффективность использования бюджетных средств, направляемых на их строительство. В этих условиях имели место несостоявшиеся конкурсы, когда не поступала ни одна заявка, а также случаи пересмотра цен и срыва сроков исполнения контрактов, в связи со значительным превышением фактических затрат по строительству судна над ценой контракта. В результате государственные заказчики судов вынуждены пересматривать государственные программы, а у судостроительных заводов снижается рентабельность или появляются убытки.
Порядок устанавливает единые правила определения государственными или муниципальными заказчиками, другими заказчиками, осуществляющими закупки в рамках законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - заказчики) НМЦК, ЦКЕИ, начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок продукции судостроительной промышленности.
Порядок, в части применения методов определения НМЦК, ЦКЕИ, начальной цены единицы товара, работы, услуги, предназначен также для использования потенциальными исполнителями при подготовке предложений о цене по запросам заказчиков и экспертными организациями, привлекаемыми заказчиками и (или) исполнителями к экспертизе расчетов цен.
В Порядке конкретизирована сфера применения данного приказа - путем установления закрытого перечня продукции судостроительной промышленности, на которую распространяются требования Порядка. В указанный перечень включены подлежащие регистрации морские суда, суда внутреннего плавания, суда смешанного (река-море) плавания и другие плавучие сооружения, в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) ОКПД 2 (далее - суда).
Порядок включает для определения цен строительства судов:
- особенности применения методов определения НМЦК, ЦКЕИ, в том числе, в отношении определения трудоемкости строительства судна при применении затратного метода;
- порядок определения НМЦК;
- порядок определения ЦКЕИ;
- формы плановой калькуляции и отчетной калькуляции;
- формы расшифровок по статьям калькуляции;
- типовой состав затрат, включаемых в цену строительства судна;
- типовой порядок индексации цен и затрат по статьям калькуляции.
Порядком устанавливается, что определение начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок продукции судостроительной промышленности, в случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг при осуществлении закупок невозможно определить, производится заказчиком в соответствии с требованиями части 24 статьи 22 Федерального закона N 44-ФЗ. При этом положения настоящего Порядка, касающиеся определения НМЦК и ЦКЕИ, применяются к определению начальной цены единицы товара, работы, услуги.
При разработке Порядка учтен опыт использования при определении цен строительства кораблей и судов нормативных правовых актов в области ценообразования на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также текущая практика определения цен на суда гражданского назначения.
Принятие Порядка будет способствовать созданию условий для обеспечения достоверности определения цен судов и рентабельности контрактов на их строительство, а также повышению эффективности использования бюджетных средств, направляемых на закупку судов.
Проект приказа соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Предложенные проектом приказа изменения окажут положительное влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации и не повлекут отрицательных социально-экономических последствий и иных последствий.
Проект приказа не содержит положений, вводящих или способствующих введению избыточных административных и иных ограничений и обязанностей для заинтересованных лиц.
Реализация положений, предусмотренных проектом приказа, не потребует дополнительных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и не предполагает увеличения численности работников федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.