Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О снятии оговорки в отношении применения подпунктов "d" и "е" пункта 1 статьи 2 Конвенции об ограничении ответственности по морским требованиям 1976 года"
(подготовлен Минтрансом России 20.09.2021 г.)
Проект федерального закона "О снятии оговорки в отношении применения подпунктов "d" и "е" пункта 1 статьи 2 Конвенции об ограничении ответственности по морским требованиям 1976 года" (далее - законопроект) разработан в связи с необходимостью гармонизации международных обязательств Российской Федерации, предусмотренных Конвенцией об ограничении ответственности по морским требованиям 1976 года (далее - Конвенция LLMC 1976 года), с положениями Найробийской международной конвенции об удалении затонувших судов 2007 года, присоединение Российской Федерации к которой предусмотрено проектом федерального закона N 1212908-7 "О присоединении Российской Федерации к Найробийской международной конвенции об удалении затонувших судов 2007 года" (разработан в целях устранения существующих пробелов в регулировании вопросов предоставления гарантий или финансового обеспечения от возможного ущерба, связанного с морским судоходством, в части удаления затонувших судов в внутренних морских водах, территориальном море Российской Федерации и исключительной экономической зоне Российской Федерации).
Основанием для разработки законопроекта является перечень федеральных законов, подлежащих принятию в связи с проектом федерального закона N 1212908-7 "О присоединении Российской Федерации к Найробийской международной конвенции об удалении затонувших судов 2007 года" (сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1212908-7, письмо Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина от 12 июля 2021 г. N 7218п-П11).
Пункты 1 и 2 статьи 12 Найробийской международной конвенции об удалении затонувших судов 2007 года предусматривают, что зарегистрированный собственник судна валовой вместимостью 300 и более должен для покрытия своей ответственности осуществить страхование или предоставить иное финансовое обеспечение, при этом свидетельство, удостоверяющее наличие страхования или иного финансового обеспечения, выдается каждому судну валовой вместимостью 300 и более соответствующими органами государства регистрации судна.
В целях ограничения размера заранее гарантированной страховщиками ответственности зарегистрированных собственников судов, в том числе эксплуатируемых на международном рынке морских грузоперевозок под флагом России, необходимо снять ранее сделанную Российской Федерацией при присоединении к Протоколу 1996 года об изменении Конвенции об ограничении ответственности по морским требованиям 1976 года (Федеральный закон от 6 января 1999 года N 9-ФЗ) оговорку в отношении исключения применения подпунктов "d" и "е" пункта 1 статьи 2 Конвенции LLMC 1976 года, которые предусматривают ограничение ответственности по требованиям в отношении подъема, удаления, уничтожения или обезвреживания судна, которое затонуло, превратилось в обломки, село на мель или покинуто, включая все, что находится или находилось на борту такого судна, а также по требованиям в отношении удаления, уничтожения или обезвреживания груза судна.
В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Конвенции LLMC 1976 года любое государство, которое сделало оговорку к Конвенции LLMC 1976 года, может снять ее в любое время посредством уведомления, направленного Генеральному секретарю. Такая отмена оговорки вступает в силу в день получения уведомления. Если в уведомлении указано, что отмена оговорки вступает в силу на определенную в нем дату, а эта дата являются более поздней, чем дата получения уведомления Генеральным секретарем, отмена оговорки вступает в силу на такую более позднюю дату.
В соответствии с пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" оговорки могут быть сняты в любое время (если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное) в том же порядке, в каком они были сделаны.
Так как оговорка в отношении применения подпунктов "d" и "е" пункта 1 статьи 2 Конвенции LLMC 1976 года сделана путем принятия Федерального закона от 6 января 1999 года N 9-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Протоколу 1996 года об изменении Конвенции об ограничении ответственности по морским требованиям 1976 года", то снятие упомянутой оговорки также должно быть осуществлено федеральным законом.
Реализация законопроекта не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета.
В законопроекте и проекте распоряжения Правительства Российской Федерации отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Законопроект и проект распоряжения Правительства Российской Федерации соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принимаемые законопроектом решения относятся к сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 г. N 1596.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.