Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (в части привлечения к труду осужденных к принудительным работам, расширения периодов времени, подлежащих зачету в срок отбывания наказания, применения мер поощрения)"
(подготовлен Минюстом России 20.09.2021 г.)
Разработка проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (в части привлечения к труду осужденных к принудительным работам, расширения периодов времени, подлежащих зачету в срок отбывания наказания, применения мер поощрения)" (далее - законопроект) предусмотрена пунктом 147 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2021 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 3683-р.
Законопроект разработан в целях:
привлечения к труду осужденных к принудительным работам не только в организациях любой организационно-правовой формы, но и у индивидуальных предпринимателей;
повышения эффективности защиты прав осужденных при направлении их к месту отбывания наказания;
дополнения системы поощрений осужденных иными стимулами к правопослушному поведению, развития социальной активности и последующей успешной адаптации в обществе, установления дополнительного основания (активное участие конкурсах), учитываемого при составлении администрацией учреждения, исполняющего наказание, характеристики на осужденного при решении вопроса об условно-досрочном освобождении.
Согласно части первой статьи 60.7 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) каждый осужденный к принудительным работам обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных центров. Администрация исправительных центров обязана, исходя из наличия рабочих мест, привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и (по возможности) специальности.
Осужденные к принудительным работам привлекаются к труду в организациях любой организационно-правовой формы.
Таким образом, в настоящее время при исполнении наказания в виде принудительных работ имеется возможность трудоустройства осужденных только в организациях.
Однако, по информации ФСИН России, осужденные к принудительным работам могут быть также трудоустроены у индивидуальных предпринимателей, от которых поступают предложения о возможности такого трудоустройства на должностях разнорабочих, грузчиков, дворников и подсобных рабочих, а также при наличии специальных навыков или образования - на должностях парикмахеров, швей, водителей, поваров, слесарей, маляров, сварщиков, каменщиков, плотников, менеджеров, кладовщиков.
В связи с этим законопроектом предлагается внесение соответствующих изменений в статьи 60.1, 60.7, 60.8, 60.9 УИК РФ.
Кроме того, законопроектом предлагается внести изменения в статью 75 УИК РФ, предусматривающие, что время следования осужденного под конвоем к месту отбывания наказания засчитывается в срок лишения свободы из расчета один день за полтора дня отбывания наказания в тюрьме либо исправительной колонии строгого или особого режима и за два дня отбывания наказания в воспитательной колонии либо исправительной колонии общего режима либо колонии-поселении.
Европейским Судом по правам человека (далее - ЕСПЧ) неоднократно рассматривались жалобы на ненадлежащие и негуманные условия конвоирования осужденных в Российской Федерации и признавалось допущение нарушения статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Постановление ЕСПЧ от 10.07.2008 по делу "Сударков против Российской Федерации", Постановление ЕСПЧ от 11.12.2018 по делу "Юдин против Российской Федерации", Постановление ЕСПЧ от 09.04.2019 по делу "Томов и другие против Российской Федерации" и др.).
Принимая во внимание практику ЕСПЧ, условия содержания осужденных при перевозках, а также продолжительные периоды времени следования осужденных к месту отбывания наказания под конвоем, законопроектом предлагается установление льготного коэффициента зачета в зависимости от назначенного судом вида учреждения без учета тяжести совершенного преступления.
Следование под конвоем в исправительный центр согласно части третьей статьи 60.2 УИК РФ предусмотрено только в отношении осужденных, находящихся к моменту вступления приговора в законную силу под стражей. Ответственность за неприбытие осужденных в исправительный центр самостоятельно установлена законодательством Российской Федерации, в связи с чем в целях улучшения правового положения осужденных к принудительным работам законопроектом предлагается исключение из УИК РФ положений, регламентирующих следование под конвоем к месту отбывания наказания указанной категории лиц.
Одновременно законопроектом предусматривается новый вид поощрения - предоставление права посещения культурно-зрелищных и спортивных мероприятий за пределами исправительной колонии осужденным, отбывающим наказание в облегченных условиях в исправительной колонии общего или строгого режима, в сопровождении сотрудников данной колонии.
В качестве одного из оснований поощрения осужденных законопроектом предлагается определить занятие ими призовых мест по итогам участия в различного рода конкурсах.
Для призеров конкурсов наряду с видами поощрений, указанных в части первой статьи 113 УИК РФ, устанавливается поощрение в виде просмотра дополнительных кинофильма и видеофильма не реже двух раз в неделю в течение месяца с учетом особенностей, предусмотренных частью первой статьи 94 УИК РФ.
Так, в настоящее время в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы организовано проведение следующих мероприятий:
всероссийского конкурса на лучшее исполнение песен среди осужденных "Калина красная";
всероссийского фестиваля "Амнистия души", посвященного творчеству осужденных воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы, совместно с Московским экспериментальным театром под руководством В.С. Спесивцева;
всероссийского конкурса "В зоне талантов", проводимого среди осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы (аналогичного российской адаптации "Удивительные люди" всемирно известного шоу "The Brain", выходящего на телеканале "Россия-1");
всероссийского конкурса среди осужденных женщин, отбывающих наказание в виде лишения свободы "А ну-ка девушки!";
всероссийского ежегодного конкурса творческих выступлений, подготовленных осужденными, отбывающими наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы "Конкурс веселых и находчивых".
На протяжении нескольких лет ФСИН России проводятся международные шахматные турниры в режиме видеоконференц-связи между осужденными, содержащимися в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, и осужденными, содержащимися в пенитенциарных учреждениях других стран.
В ФСИН России организовано привлечение к участию в культурно-массовых мероприятиях, спартакиадах, соревнованиях и конкурсах максимально возможного количества осужденных.
Расширение поощрительных норм в уголовно-исполнительном законодательстве будет являться существенным стимулом в процессе исправительного воздействия, а также будет способствовать укреплению социально-полезных связей.
Вместе с этим законопроектом предлагается внести изменение в статью 175 УИК РФ, предусматривающее, что вместе с данными о поведении осужденного к лишению свободы, его отношении к учебе и труду в течение всего периода отбывания наказания, об отношении осужденного к совершенному деянию, о возмещении причиненного преступлением вреда, в характеристике, направляемой администрацией учреждения, исполняющего наказание в суд для решения вопроса об условно-досрочном освобождении, указывается такое основание, как активное участие в конкурсах.
Кроме того, в целях повышения гарантий прав осужденных законопроектом предлагается внесение изменений в УИК РФ, предусматривающих возможность их незамедлительного освобождения из-под стражи (отбывания наказания) после получения администрацией места содержания под стражей, места отбывания наказания копии апелляционного приговора, постановления, определения, кассационного определения (выписки), изготовленной в форме электронного документа, подписанной судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, в части освобождения осужденного из-под стражи или от отбывания наказания.
Учитывая, что в связи с принятием законопроекта потребуется внесение изменений в нормативные правовые акты, законопроектом предусмотрена отлагательная норма вступления его в силу.
Принятие законопроекта не потребует увеличения штатной численности работников уголовно-исполнительной системы и выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Законопроект не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.