Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О ратификации Протоколов о внесении изменений в российско-кубинские межправительственные кредитные соглашения"
(подготовлен Минфином России 21.09.2021 г.)
В период с 2006 по 2019 год Российская Федерация предоставила Республике Куба государственные экспортные кредиты на общую сумму, эквивалентную 2,3 млрд. долл. США. Кредиты были предоставлены на цели финансирования важнейших проектов в области энергетики, металлургии, транспортной инфраструктуры, а также поставок энергоресурсов и иной продукции в Республику для поддержки жизнеобеспечения кубинской экономики.
С начала 2020 года Куба фактически прекратила выплаты по предоставленным Россией государственным кредитам, одновременно накапливая просроченные обязательства и перед российскими коммерческими банками, государственной корпорацией развития "ВЭБ.РФ", российскими экспортерами.
В сентябре 2020 года Заместитель Премьер-министра Республики Куба Р. Кабрисас обратился к Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Ю.И. Борисову с просьбой о пересмотре условий погашения задолженности по российским государственным кредитам.
В обоснование своей просьбы кубинская сторона сослалась на беспрецедентные за последние десятилетия объективные трудности, с которыми столкнулась Республика: распространение пандемии новой коронавирусной инфекции, ужесточение блокады со стороны США, сокращение энергетического сотрудничества с Венесуэлой, снижение валютных поступлений от туризма и экспорта медицинских услуг, падение мировых цен на основные экспортируемые товары, сокращение лимитов на денежные переводы из США. Фактически кубинская сторона в значительной степени утратила источники валютных поступлений в бюджет, в результате чего серьезно подорвана способность Гаваны исполнять долговые обязательства перед внешними кредиторами, включая Россию.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации "О подписании протоколов о внесении изменений в Российско-Кубинские межправительственные кредитные соглашения" от 2 июня 2021 г. N 1479-р 7 августа 2021 г. подписаны соответствующие межправительственные протоколы (далее - Протоколы), предусматривающие следующие основные условия реструктуризации кубинских обязательств:
а) все непогашенные платежи кубинской стороны в погашение основного долга и уплату процентов по российским государственным кредитам, срочные к погашению с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2020 г. включительно, а также начисленные на них до 31 декабря 2020 г. проценты консолидируются и погашаются 6 (шестью) полугодовыми платежами, причем первый платеж производится с 15 июня 2022 г., а последний платеж - 15 декабря 2024 г.;
б) все платежи кубинской стороны в погашение основного долга и уплату процентов по российским государственным кредитам, срочные к погашению с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2021 г. включительно, а также начисленные на них до 31 декабря 2021 г. проценты консолидируются и погашаются 10 (десятью) равными полугодовыми платежами, причем первый платеж производится 15 июня 2023 г., а последний платеж - 15 декабря 2027 г.;
в) на все консолидированные суммы начисляются проценты по ставкам действующих Соглашений и уплачиваются в даты погашения соответствующих консолидированных сумм.
При подготовке проектов Протоколов Минфин России следовал подходу, одобренному Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 20 июля 2020 г., о распространении на Кубу многосторонней Инициативы по облегчению долговой нагрузки бедных стран, принятой в апреле 2020 года и продленной в октябре 2020 года и апреле 2021 года странами "Группы 20".
В целях защиты интересов Российской Федерации как кредитора, с одной стороны, и формирования заинтересованности кубинской стороны в недопущении накопления просроченных обязательств, с другой, действующие российско-кубинские межправительственные кредитные Соглашения дополняются положениями, предусматривающими право российской стороны приостановить использование кредита или объявить всю задолженность по Соглашениям срочной к погашению в случае длительного (более 60/180 календарных дней соответственно) сохранения просроченной задолженности по любому из перечисленных ниже обязательств:
а) по обязательствам кубинской стороны по предоставленным Российской Стороной государственным кредитам;
б) по обязательствам, обеспеченным государственными гарантиями Республики Куба, обеспеченными государственными гарантиями Российской Федерации;
в) по обязательствам по предоставленным кубинским юридическим лицам российскими банками кредитам, обеспеченным страховым покрытием российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций "ЭКСАР".
Протоколы имеют положения о временном применении со следующего дня после их подписания.
Межправительственный Протокол от 7 августа 2021 г. о внесении изменений в российско-кубинское межправительственное Соглашение от 22 октября 2015 г. о предоставлении государственного экспортного кредита для финансирования модернизации и расширения металлургического завода "Антильяна де Асеро им. Хосе Марти" на территории Республики Куба (далее - Соглашение от 22 октября 2015 г.) помимо упомянутых выше изменений также предусматривает:
продление периода использования кредита на 3 года до 31 декабря 2022 г. в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2020 г. N ЮБ-П9-13137;
уплату кубинской стороной не позднее 30 января 2023 г. комиссии в размере 1 процента от неиспользованной по состоянию на 31 декабря 2022 г. суммы кредита;
погашение сумм кредита, использованного в период 2020-2022 гг. в течение 7 лет, начиная с 1 февраля 2023 года, то есть в пределах периода погашения кредита, предусмотренного Соглашением от 22 октября 2015 г. (до 2029 года).
По состоянию на 1 сентября 2021 г. общая сумма задолженности Республики перед Российской Федерацией по предоставленным государственным кредитам составила эквивалент 454,18 млн. долл. США.
Бюджетные ассигнования для финансирования в 2021 и 2022 гг. поставок и выполнения работ в рамках Соглашения от 22 октября 2015 г. предусмотрены Федеральным законом от 8 декабря 2020 г. N 385-ФЗ "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов".
Протоколы предусматривают изменение условий погашения задолженности кубинской стороны перед Россией и в соответствии со статьей 127 Бюджетного кодекса Российской Федерации подлежат ратификации.
Проекты постановления Правительства Российской Федерации и федерального закона о ратификации Протоколов (далее - НПА) не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация предлагаемых проектами НПА решений не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
НПА не окажут влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Реализация Протоколов не потребует дополнительных расходов федерального бюджета, однако повлечет финансовые последствия для Российской Федерации в виде выпадающих в 2020-2021 гг. поступлений в федеральный бюджет в общей сумме, составляющей эквивалент порядка 57 млн. долл. США, которые будут восполнены в 2022 - 2027 годах в большем объеме примерно на 11 млн. долл. США.
В проектах постановления Правительства Российской Федерации и федерального закона о ратификации отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, а также обязательные требования о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.