Проект Федерального закона "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Минфином России 23.09.2021 г.)
Вносится Правительством
Российской Федерации
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации
Статья 1
Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2001, N 1, ст. 18; N 23, ст. 2289; N 33, ст. 3413, 3421, 3429; 2002, N 22, ст. 2026; N 30, ст. 3021, 3027; 2003, N 1, ст. 2, 6; N 21, ст. 1958; N 28, ст. 2886; N 46, ст. 4443; N 50, ст. 4849; N 52, ст. 5030; 2004, N 27, ст. 2711, 2715; N 31, ст. 3222, 3231; N 34, ст. 3518, 3520, 3522, 3525; N 45, ст. 4377; 2005, N 1, ст. 30, 38; N 24, ст. 2312; N 27, ст. 2710, 2713, 2717; N 30, ст. 3101, 3104, 3112, 3117, 3118, 3128, 3129, 3130; N 52, ст. 5581; 2006, N 1, ст. 12; N 23, ст. 2382; N 27, ст. 2881; N 31, ст. 3433, 3436, 3452; N 43, ст. 4412; N 45, ст. 4627; N 50, ст. 5279, 5286; 2007, N 1, ст. 7, 20, 31, 39; N 13, ст. 1465; N 21, ст. 2461, 2462; N 22, ст. 2563; N 23, ст. 2691; N 31, ст. 3991, 4013; N 45, ст. 5416, 5417; N 46, ст. 5553; N 49, ст. 6045, 6071; N 50, ст. 6237, 6245; 2008, N 18, ст. 1942; N 27, ст. 3126; N 30, ст. 3591, 3596, 3614; N 42, ст. 4697; N 48, ст. 5519; N 49, ст. 5723; N 52, ст. 6218, 6227, 6237; 2009, N 1, ст. 21, 22, 31; N 11, ст. 1265; N 18, ст. 2147; N 23, ст. 2772; N 29, ст. 3598, 3625, 3639; N 30, ст. 3735, 3739; N 39, ст. 4534; N 45, ст. 5271; N 48, ст. 5726, 5731, 5732, 5733; N 51, ст. 6153, 6155; N 52, ст. 6444, 6450, 6455; 2010, N 15, ст. 1737; N 19, ст. 2291; N 28, ст. 3553; N 31, ст. 4176, 4186, 4198; N 32, ст. 4298; N 40, ст. 4969; N 47, ст. 6034; N 48, ст. 6247; N 49, ст. 6409; 2011, N 1, ст. 7, 9, 21, 37; N 11, ст. 1492; N 24, ст. 3357; N 26, ст. 3652; N 27, ст. 3881; N 29, ст. 4291; N 30, ст. 4566, 4575, 4583, 4587, 4593, 4596, 4597; N 45, ст. 6335; N 47, ст. 6610, 6611; N 48, ст. 6729, 6731; N 49, ст. 7014, 7016, 7017, 7037, 7043, 7063; N 50, ст. 7359; 2012, N 10, ст. 1164; N 14, ст. 1545; N 18, ст. 2128; N 19, ст. 2281; N 24, ст. 3066; N 25, ст. 3268; N 26, ст. 3447; N 27, ст. 3588; N 31, ст. 4319; N 41, ст. 5526, 5527; N 49, ст. 6748, 6750, 6751; N 53, ст. 7578, 7584, 7596, 7604, 7607, 7619; 2013, N 9, ст. 874; N 14, ст. 1647; N 19, ст. 2321; N 23, ст. 2866, 2889; N 26, ст. 3207; N 27, ст. 3444; N 30, ст. 4048, 4049, 4081, 4084; N 40, ст. 5037, 5038, 5039; N 44, ст. 5645, 5646; N 48, ст. 6165; N 51, ст. 6699; N 52, ст. 6985; 2014, N 8, ст. 737; N 14, ст. 1544; N 16, ст. 1835; 1838; N 19, ст. 2313, 2321; N 26, ст. 3373, 3404; N 30, ст. 4220, 4239; N 40, ст. 5315, 5316; N 45, ст. 6157; N 48, ст. 6647, 6657, 6660, 6663, 6689; 2015, N 1, ст. 13, 15, 16, 17, 18, 30, 32; N 10, ст. 1393, 1402; N 18, ст. 2615, 2616; N 24, ст. 3373, 3377; N 27, ст. 3968; N 29, ст. 4340; N 41, ст. 5632; N 48, ст. 6686, 6688, 6689 6692, 6694; 2016, N 1, ст. 16, 18; N 7, ст. 920; N 9, ст. 1169; N 14, ст. 1902; N 15, ст. 2063; N 18, ст. 2504; N 22, ст. 3092; N 24, ст. 3377; N 27, ст. 4158, 4175, 4176, 4180, 4182, 4184; N 49, ст. 6841, 6843, 6844, 6849; 2017, N 1, ст. 4, 5, 16; N 11, ст. 1534; N 15, ст. 2131, 2133; N 27, ст. 3942; N 30, ст. 4441, 4446, 4448, 4449; N 31, ст. 4802, 4803; N 40, ст. 5753; N 45, ст. 6577, 6578, 6579; N 49, ст. 7307, 7314, 7316, 7318, 7320, 7324, 7326; 2018, N 1, ст. 20, 50; N 9, ст. 1289, 1291; N 18, ст. 2558, 2568, 2575; N 28, ст. 4143; N 30, ст. 4535; N 32, ст. 5087, 5090, 5093, 5094, 5095, 5127; N 45 ст. 6836, 6844; N 49, ст. 7496, 7497, 7499; N 53 ст. 8416, 8419; 2019, N 18, ст. 2225; N 22, ст. 2664, 2667; N 23, ст. 2908; N 25, ст. 3167; N 27, ст. 3523; N 30, ст. 4112; N 39, ст. 5371, 5373, 5375, 5376, 5377; N 52, ст. 7777, 7778; 2020, N 13, ст. 1857; N 14 ст. 2023; N 17, ст. 2699 N 24, ст. 3746) следующие изменения:
1) абзац шестой подпункта 1 пункта 1 статьи 164 признать утратившим силу;
2) в статье 165:
а) пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. При реализации товаров, предусмотренных подпунктом 1 и (или) подпунктом 8 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения), а также налоговых вычетов в отношении операций по реализации сырьевых товаров, указанных в абзаце третьем пункта 10 настоящей статьи, в налоговые органы, если иное не предусмотрено настоящей статьей, представляются следующие реестры (документы):
1) в случае вывоза в таможенной процедуре экспорта товаров, указанных в абзаце втором подпункта 1 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, в налоговые органы представляется реестр в электронной форме, содержащий сведения из декларации на товары, по которой осуществлен выпуск товаров в таможенной процедуре экспорта и товар был вывезен за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, в том числе через территорию государства-члена Евразийского экономического союза, а также сведения из контракта налогоплательщика с иностранным лицом на реализацию товаров, вывозимых за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза либо сведения из контракта налогоплательщика с российской организацией на поставку товара ее филиалу, представительству, отделению, бюро, конторе, агентству либо другому обособленному подразделению, находящемуся за пределами таможенной территории Евразийского экономического союза, с учетом следующих особенностей:
при вывозе товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи представляются сведения из полной декларации на товары, по которой осуществлен выпуск товаров в таможенной процедуре экспорта;
при вывозе реализуемых товаров в пункт назначения, находящийся на континентальном шельфе Российской Федерации и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации либо в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря, в целях использования их в деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на морском месторождении углеводородного сырья, представляются сведения из контракта налогоплательщика с налогоплательщиком, осуществляющим деятельность по поиску, оценке, разведке и (или) разработке указанного месторождения, на поставку (реализацию) товаров за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза.
2) при вывозе из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза припасов представляется реестр в электронной форме, содержащий сведения из декларации на товары, используемой при таможенном декларировании припасов, вывезенных с территории российского порта (аэропорта), открытого для международного сообщения, за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, а также сведения из контракта налогоплательщика с иностранным лицом на поставку таких припасов за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза.
При вывозе из Российской Федерации в государство - член Евразийского экономического союза припасов представляется реестр в электронной форме, содержащий сведения из транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, включающих в том числе сведения о количестве припасов, подтверждающих вывоз припасов из Российской Федерации воздушными и морскими судами, судами смешанного (река - море) плавания, а также сведения из контракта налогоплательщика с иностранным лицом на поставку припасов за пределы территории Российской Федерации.
При вывозе реализуемых припасов в целях использования их в деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на морском месторождении углеводородного сырья, представляется реестр в электронной форме, содержащий сведения из контракта налогоплательщика с налогоплательщиком, осуществляющим деятельность по поиску, оценке, разведке и (или) разработке указанного месторождения, на поставку припасов за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, сведения из транспортных, товаросопроводительных или иных документов, подтверждающих вывоз припасов в пункт назначения, находящийся на континентальном шельфе Российской Федерации и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации либо в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря, а также сведения из декларации на товары, используемой при таможенном декларировании припасов.
3) в случае, если товары помещены под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, представляются:
контракт (копия контракта), заключенный с резидентом особой экономической зоны, территории опережающего социально-экономического развития, свободного порта Владивосток или с участником свободной экономической зоны;
копия свидетельства о регистрации лица в качестве резидента особой экономической зоны, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по управлению особыми экономическими зонами, или копия свидетельства о регистрации лица в качестве резидента территории опережающего социально-экономического развития, выданного управляющей компанией, определенной Правительством Российской Федерации в целях осуществления функций по управлению территориями опережающего социально-экономического развития, или копия свидетельства о регистрации лица в качестве резидента свободного порта Владивосток, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим на территории Дальневосточного федерального округа функции по координации деятельности по реализации государственных программ и федеральных целевых программ, или копия свидетельства о включении участника в реестр участников свободной экономической зоны, выданного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
декларация на товары (ее копия) с отметками таможенного органа о выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой свободной таможенной зоны либо при ввозе в портовую особую экономическую зону российских товаров, помещенных за пределами портовой особой экономической зоны под таможенную процедуру экспорта, или при вывозе припасов декларация на товары (ее копия) с отметками таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, и таможенного органа, который уполномочен на совершение таможенных процедур и таможенных операций при таможенном оформлении товаров в соответствии с таможенной процедурой свободной таможенной зоны и в регионе деятельности которого расположена портовая особая экономическая зона.
В случае ввоза в портовую особую экономическую зону товаров, помещенных за пределами портовой особой экономической зоны под таможенную процедуру экспорта или при вывозе представляется контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара (припасов) за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза и (или) припасов за пределы территории Российской Федерации либо контракт (копия контракта) с российской организацией на поставку товара ее филиалу, представительству, отделению, бюро, конторе, агентству либо другому обособленному подразделению, находящемуся за пределами таможенной территории Евразийского экономического союза. Если контракт содержит сведения, составляющие государственную тайну, вместо копии полного текста контракта представляется выписка из него, содержащая информацию, необходимую для проведения налогового контроля (в частности, информацию об условиях поставки, о сроках, цене, виде продукции);
4) в случае вывоза в таможенной процедуре реэкспорта товаров, указанных в абзацах четвертом и пятом подпункта 1 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, в налоговые органы представляется реестр в электронной форме, содержащий сведения из деклараций на товары, свидетельствующих о помещении товаров, ранее ввезенных в Российскую Федерацию, под таможенные процедуры свободной таможенной зоны, свободного склада или переработки на таможенной территории, и (или) сведения из деклараций на товары, свидетельствующих о помещении под таможенную процедуру реэкспорта указанных товаров и (или) товаров, которые изготовлены (получены) из товаров, помещенных под таможенные процедуры свободной таможенной зоны, свободного склада, или которые являются продуктами переработки, отходами и (или) остатками, полученными (образовавшимися) в результате переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, а также сведения из контракта на реализацию товаров для вывоза за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза;
5) в случае, если товары пересылаются в международных почтовых отправлениях, в налоговые органы представляется реестр в электронной форме, содержащий сведения из деклараций на товары либо из таможенных деклараций CN 23;
6) в случае, если товары, при таможенном декларировании которых используется декларация на товары для экспресс-грузов, доставляются перевозчиком в качестве экспресс-груза, в налоговые органы представляется реестр в электронной форме, содержащий сведения из декларации на товары для экспресс-грузов.";
б) в пункте 1.2:
абзац первый изложить в следующей редакции:
"1.2. При обнаружении несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, имеющимся у налогового органа, либо при отсутствии у налогового органа сведений, получаемых в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи, налоговый орган вправе истребовать копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров, предусмотренных абзацами вторым, четвертым и пятым подпункта 1 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, в том числе в случае, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, а также подтверждающих вывоз припасов в случае, предусмотренном абзацем первым подпункта 2 пункта 1 настоящей статьи, за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза. При этом налогоплательщик представляет любой из перечисленных документов в течение 30 календарных дней с даты получения соответствующего требования налогового органа с учетом следующих особенностей.";
дополнить абзацем седьмым следующего содержания:
"При вывозе реализуемых товаров в целях использования их в деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на морском месторождении углеводородного сырья, в налоговые органы налогоплательщиком представляются копии транспортных, товаросопроводительных или иных документов, подтверждающих вывоз товаров в пункт назначения, находящийся на континентальном шельфе Российской Федерации и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации либо в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря.";
в) абзац второй пункта 1.3 изложить в следующей редакции:
"Транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, подтверждающие перемещение товаров с территории Российской Федерации на территорию государства - члена Евразийского экономического союза, а также договоры (контракты), заключенные с налогоплательщиком другого государства - члена Евразийского экономического союза или с налогоплательщиком государства, не являющегося членом Евразийского экономического союза, на основании которых осуществляется экспорт товаров, могут не представляться одновременно с налоговой декларацией в случае представления налогоплательщиком в налоговый орган в электронной форме перечня заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленных по форме, предусмотренной международным межведомственным договором (далее в настоящем Кодексе - заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов).";
г) пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. При реализации товаров, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса (за исключением товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны), через комиссионера, поверенного или агента по договору комиссии, договору поручения либо агентскому договору для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения), а также налоговых вычетов в отношении операций по реализации сырьевых товаров, указанных в абзаце третьем пункта 10 настоящей статьи, в налоговые органы представляется реестр в электронной форме, содержащий сведения из договора комиссии, договора поручения либо агентского договора налогоплательщика с комиссионером, поверенным или агентом, а также сведения из контракта лица, осуществляющего поставку товаров по поручению налогоплательщика (в соответствии с договором комиссии, договором поручения либо агентским договором), с иностранным лицом на поставку товаров за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза и сведения из контракта лица, осуществляющего поставку товаров за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза по поручению налогоплательщика (в соответствии с договором комиссии, договором поручения либо агентским договором), с российской организацией на поставку товаров ее филиалу, представительству, отделению, бюро, конторе, агентству либо другому обособленному подразделению, находящемуся за пределами таможенной территории Евразийского экономического союза, а также сведения из деклараций на товары, предусмотренных в реестре, указанном в подпунктах 1 и (или) 4 пункта 1 настоящей статьи.";
д) дополнить пунктом 2.1 следующего содержания:
"2.1. При реализации припасов, предусмотренных подпунктом 8 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, через комиссионера, поверенного или агента по договору комиссии, договору поручения либо агентскому договору для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов в налоговые органы представляется реестр в электронной форме, содержащий в том числе сведения из договора комиссии, договора поручения либо агентского договора налогоплательщика с комиссионером, поверенным или агентом, а также сведения из контракта лица, осуществляющего поставку припасов по поручению налогоплательщика (в соответствии с договором комиссии, договором поручения либо агентским договором), с иностранным лицом на поставку припасов за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза или за пределы Российской Федерации либо с налогоплательщиком, осуществляющим деятельность по поиску, оценке, разведке и (или) разработке морского месторождения углеводородного сырья, на поставку припасов за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, а также сведения из деклараций на товары (указываются для случая вывоза реализуемых припасов, предусмотренного абзацем первым и (или) третьим подпункта 2 пункта 1 настоящей статьи).";
е) дополнить пунктом 2.2 следующего содержания:
"2.2. При реализации товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, через комиссионера, поверенного или агента по договору комиссии, договору поручения либо агентскому договору для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения), а также налоговых вычетов в отношении операций по реализации сырьевых товаров, указанных в абзаце третьем пункта 10 настоящей статьи, в налоговые органы, если иное не предусмотрено настоящей статьей, представляются:
1) договор комиссии, договор поручения либо агентский договор (копии договоров) налогоплательщика с комиссионером, поверенным или агентом;
2) документы, предусмотренные подпунктом 3 пункта 1 настоящей статьи.";
ж) подпункт 4 пункта 3 изложить в следующей редакции:
"4) декларация на товары (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с территории Российской Федерации и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией (далее в настоящей статье - российский таможенный орган места убытия), с учетом следующих особенностей:
при вывозе товаров в таможенной процедуре экспорта трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи представляется полная декларация на товары (ее копия) с отметками российского таможенного органа, подтверждающими факт помещения товаров под таможенную процедуру экспорта;
при вывозе товаров в таможенной процедуре экспорта через границу Российской Федерации с государством - членом Евразийского экономического союза, на которой таможенное оформление отменено, в третьи страны представляется декларация на товары (ее копия) с отметками таможенного органа Российской Федерации, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров.
В случае, если товары помещены под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, предоставляются документы, предусмотренные подпунктом 3 пункта 1 настоящей статьи.";
з) в пункте 5:
абзац третий изложить в следующей редакции:
"реестр перевозочных документов, оформляемых при перевозках товаров в международном сообщении, с указанием в нем номеров перевозочных документов, наименований или кодов входных и выходных пограничных и (или) припортовых железнодорожных станций, стоимости работ (услуг), а также номеров деклараций на товары, по которым товары помещались под таможенную процедуру экспорта, реэкспорта или таможенного транзита.";
абзац четвертый изложить в следующей редакции:
"В случае выборочного истребования налоговым органом отдельных перевозочных документов, включенных в реестры, копии указанных документов представляются указанными в абзаце первом настоящего пункта перевозчиками в течение 30 календарных дней с даты получения соответствующего требования налогового органа. Перевозочные документы, включенные в реестр, должны содержать сведения, свидетельствующие о перевозке товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, реэкспорта или таможенного транзита.";
и) в пункте 9:
абзац первый изложить в следующей редакции:
"9. Документы (их копии) либо реестры, указанные в пункте 1 (за исключением реестра, указанного в подпункте 2), пунктах 2 и 3 настоящей статьи, представляются налогоплательщиками для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при реализации товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, в срок не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенные процедуры экспорта, реэкспорта, свободной таможенной зоны. Реестры, указанные в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи, представляются налогоплательщиками для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при реализации припасов, указанных в подпункте 8 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, в срок не позднее 180 календарных дней с даты вывоза припасов из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза либо с даты составления транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз припасов из Российской Федерации в государство - член Евразийского экономического союза.";
абзац второй изложить в следующей редакции:
"Если по истечении 180 календарных дней, указанных в абзаце первом настоящего пункта, налогоплательщик не представил указанные документы (их копии) либо реестры, операции по реализации товаров, предусмотренные подпунктами 1 и 8 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, подлежат налогообложению по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 164 настоящего Кодекса. Если впоследствии налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии) либо реестры, обосновывающие применение налоговой ставки в размере 0 процентов, уплаченные суммы налога подлежат вычету в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьями 171 и 172 настоящего Кодекса.";
в абзаце третьем слова "со дня проставления на перевозочных документах отметки таможенных органов, свидетельствующей о помещении" заменить словами "с даты помещения";
к) абзац второй пункта 10 изложить в следующей редакции:
"В случае, если контракты (договоры), в том числе истребованные налоговым органом, ранее были представлены налогоплательщиками в налоговый орган для обоснования применения налоговой ставки 0 процентов в соответствии с настоящей статьей за предыдущие налоговые периоды или обоснования освобождения от уплаты акциза (возмещения сумм акциза) в соответствии с пунктом 7 статьи 198 настоящего Кодекса, их повторное представление не требуется. Вместо представления указанных в настоящем абзаце документов налогоплательщик представляет в налоговые органы уведомление с указанием реквизитов документа, которым (приложением к которому) были представлены указанные документы, и наименования налогового органа, в который они были представлены.";
л) пункт 15 изложить в следующей редакции:
"15. Для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 2.1 - 2.3, 2.5 - 2.8, 2.10, 3, 3.1, 4, 4.1, 4.2, 4.3, 9, 9.1, 9.3, 12 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, налогоплательщик может представить в налоговый орган:
реестры деклараций на товары (полных деклараций на товары), предусмотренных абзацем пятым подпункта 3 пункта 1, подпунктом 4 пункта 3, подпунктом 3 пункта 3.2, подпунктом 3 пункта 3.3, подпунктом 3 пункта 3.6, подпунктом 3 пункта 4 настоящей статьи, с указанием в них регистрационных номеров соответствующих деклараций вместо копий указанных деклараций;
реестры документов, подтверждающих факт оказания услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов трубопроводным транспортом, предусмотренных подпунктом 3 пункта 3.2 настоящей статьи, документов, подтверждающих факт оказания услуг по организации транспортировки (услуг по транспортировке в случае ввоза в Российскую Федерацию) природного газа трубопроводным транспортом, предусмотренных подпунктом 3 пункта 3.3 настоящей статьи (в случае, если таможенное декларирование не предусмотрено правом Евразийского экономического союза или не производится), вместо копий указанных документов;
реестр полных деклараций на товары либо документов, подтверждающих факт оказания услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов трубопроводным транспортом, а также транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, предусмотренных подпунктами 3 и 4 пункта 3.2 настоящей статьи, вместо копий указанных документов;
реестры деклараций на товары (полных деклараций на товары), а также транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, предусмотренных подпунктами 3 и 4 пункта 3.6, подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи, вместо копий указанных документов;
реестры транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, предусмотренных подпунктом 3 пункта 3.1, подпунктом 3 пункта 3.5, подпунктом 3 пункта 3.7, подпунктом 3 пункта 3.8, подпунктом 2 пункта 14 настоящей статьи, вместо копий указанных документов;
реестр перевозочных документов, предусмотренных пунктом 4.1 настоящей статьи, вместо копий указанных документов;
реестр перевозочных, товаросопроводительных или иных документов, предусмотренных пунктом 3.9 настоящей статьи, в электронной форме вместо реестра указанных документов на бумажном носителе;
реестры перевозочных документов, предусмотренных пунктами 5, 5.1, 5.3, 6, 6.1, 6.2, 6.4 настоящей статьи, в электронной форме вместо реестров указанных документов на бумажном носителе.
Указанные в настоящем пункте реестры, а также реестры, предусмотренные подпунктами 1, 2, 4 - 6 пункта 1, пунктами 2, 2.1 настоящей статьи представляются в налоговый орган по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов.
Налоговый орган, проводящий камеральную налоговую проверку (налоговый мониторинг), вправе истребовать у налогоплательщика документы, сведения из которых включены в реестры, указанные в настоящем пункте, а также в реестры, предусмотренные подпунктами 1, 2, 4 - 6 пункта 1, пунктами 2, 2.1 настоящей статьи, с учетом следующих особенностей.
Налоговый орган вправе выборочно истребовать у налогоплательщика, представившего в электронной форме реестры перевозочных документов, предусмотренных абзацем пятым пункта 5, пунктами 5.1, 5.3, 6, 6.1, 6.2, 6.4 настоящей статьи, документы, сведения из которых включены в указанные реестры.
В случае представления налогоплательщиком реестров, указанных в абзацах втором - восьмом настоящего пункта, реестров, предусмотренных подпунктами 1, 2, 4 - 6 пункта 1, пунктами 2, 2.1 настоящей статьи, в электронной форме реестра перевозочных документов, предусмотренного абзацем третьим пункта 5 настоящей статьи, которые содержат сведения, не включенные в указанный в пункте 18 настоящей статьи перечень сведений, передаваемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, сведения из которых включены в указанные реестры.
В случае выявления несоответствия сведений, полученных налоговым органом в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи, сведениям, содержащимся в реестрах, предусмотренных абзацами вторым - восьмым настоящего пункта, а также в реестрах, предусмотренных подпунктами 1, 2, 4 - 6 пункта 1, пунктами 2, 2.1 настоящей статьи, в представленном налогоплательщиком в электронной форме реестре перевозочных документов, предусмотренном абзацем третьим пункта 5 настоящей статьи, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие сведения, по которым выявлены несоответствия.
В случае истребования налоговым органом документов, сведения из которых включены в реестры, предусмотренные настоящим пунктом, а также в реестры, предусмотренные подпунктами 1, 2, 4 - 6 пункта 1, пунктами 2, 2.1 настоящей статьи, копии указанных документов представляются налогоплательщиком в течение 30 календарных дней с даты получения соответствующего требования налогового органа. Представленные документы должны соответствовать требованиям, указанным в настоящей статье, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если истребуемый контракт, сведения о котором указаны в реестре, предусмотренном подпунктами 1, 2, 4 пункта 1, пунктами 2, 2.1 настоящей статьи, содержит сведения, составляющие государственную тайну, вместо копии полного текста контракта представляется выписка из него, содержащая информацию, необходимую для проведения налогового контроля (в частности, информацию об условиях поставки, о сроках, цене, виде продукции).
В случае, если по требованию налогового органа налогоплательщиком не представлены указанные в настоящей статье документы, сведения из которых включены в реестры, предусмотренные настоящим пунктом, в реестры, предусмотренные подпунктами 1, 2, 4 - 6 пункта 1, пунктами 2, 2.1 настоящей статьи, обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов в соответствующей части считается неподтвержденной.
При реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта (реэкспорта) за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, копии истребуемых деклараций на товары, сведения из которых включены в представленные в налоговый орган соответствующие реестры в электронной форме, могут представляться в налоговые органы без соответствующих отметок российских таможенных органов места убытия.
В случае, если вывоз товаров в таможенной процедуре экспорта (реэкспорта) за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза по документам, представленным налогоплательщиком, не подтверждается сведениями, полученными от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области таможенного дела, в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи, об этом сообщается налогоплательщику. Налогоплательщик вправе в течение 15 календарных дней со дня получения сообщения налогового органа представить необходимые пояснения и любые имеющиеся у налогоплательщика документы, подтверждающие вывоз указанного товара.
Если вывоз товаров в таможенной процедуре экспорта (реэкспорта) за пределы территории Евразийского экономического союза не подтверждается сведениями (информацией), полученными от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области таможенного дела, по запросу федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов в отношении операций по реализации товаров в соответствующей части считается неподтвержденной. Запрос федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, должен содержать пояснения и документы, если они были представлены налогоплательщиком в налоговый орган в соответствии с абзацем девятнадцатым настоящего пункта.";
м) в пункте 16:
абзац первый изложить в следующей редакции:
"16. Перечень сведений из документов (в том числе об отметках и о другой информации, проставленных (внесенных) российскими таможенными органами на этих документах в соответствии с правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании), представляемых в налоговый орган в соответствии с настоящей статьей, которые указываются в предусмотренных абзацами вторым - седьмым настоящей статьи реестрах, а также в реестрах, предусмотренных подпунктами 1, 2, 4 - 6 пункта 1, пунктами 2, 2.1 настоящей статьи, формы и порядок заполнения реестров, предусмотренных подпунктами 1, 2, 4 - 6 пункта 1, пунктами 2, 2.1, 15 настоящей статьи, а также форматы и порядок представления в электронной форме этих реестров утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.";
в абзаце втором слова "настоящим пунктом" заменить словами "настоящей статьей";
в абзаце третьем слова "в реестрах, предусмотренных абзацем десятым пункта 15" заменить словами "в реестре, предусмотренном подпунктом 6 пункта 1".
3) в статье 167:
а) в пункте 9:
абзац первый изложить в следующей редакции:
"9. При реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1, 2.1 - 2.8-1, 2.10, 2.13, 3, 3.1, 8, 9, 9.1 и 12 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последнее число квартала, в котором собраны документы, предусмотренные статьей 165 настоящего Кодекса. При этом налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется в порядке, предусмотренном статьей 153 настоящего Кодекса.";
абзац второй изложить в следующей редакции:
"В случае, если документы, предусмотренные статьей 165 настоящего Кодекса, не собраны в течение сроков, указанных в пункте 9 статьи 165 настоящего Кодекса, то моментом определения налоговой базы является последнее число квартала, на который приходится истечение срока, указанного в пункте 9 статьи 165 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. В случае, если документы, предусмотренные пунктом 5 статьи 165 настоящего Кодекса, не собраны на 181-й календарный день с даты помещения товаров под таможенную процедуру экспорта, реэкспорта или таможенного транзита, то моментом определения налоговой базы является последнее число квартала, на который приходится указанный 181-й календарный день. В случае реорганизации организации, если 181-й календарный день совпадает с датой завершения реорганизации или наступает после указанной даты, момент определения налоговой базы определяется правопреемником (правопреемниками) как дата завершения реорганизации (дата государственной регистрации каждой вновь возникшей организации, а в случае реорганизации в форме присоединения - дата внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности каждой присоединяемой организации).";
в абзаце третьем слова "Таможенного союза" заменить словами "Евразийского экономического союза".
Статья 2
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 октября 2023 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на добавленную стоимость, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
2. Подпункт "м" пункта 2 статьи 1 настоящего Федерального закона вступает в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.
Президент |
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) направлен на совершенствование процедуры подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) при совершении экспортных операций.
Согласно текущему регулированию для подтверждения обоснованности применения ставки 0 процентов по НДС налогоплательщики, осуществляющие экспорт товаров, обязаны представить пакет документов на бумажном носителе, включая декларацию на товары, контракт, копии указанных документов. Порядок представления подтверждающих документов на бумажном носителе существует с 2000 года и к настоящему моменту с развитием цифровых технологий утратил свою эффективность.
С 2015 года у налогоплательщиков появилась возможность представления сведений посредством реестра, однако в соответствии с действующим регулированием такой реестр включает исключительно сведения из деклараций.
Предлагаемые изменения направлены на упрощение процесса подтверждения ставки 0 процентов по НДС при экспорте товаров путем расширения возможности представления налогоплательщиками необходимых сведений в электронной форме. Законопроект предусматривает отказ от представления экспортером подтверждающих ставку 0 процентов по НДС документов, включая контракт, на бумажном носителе. Вместо этого для экспортеров товаров будет установлена обязанность по представлению в налоговые органы реестров в электронной форме, которые будут включать как сведения из декларации, так и сведения из контракта.
Кроме того, предлагается сделать единообразным момент определения налоговой базы по подтвержденному и неподтвержденному экспорту товаров.
Указанные изменения позволят налоговым органам обрабатывать представленные налогоплательщиком в составе реестров сведения в автоматическом режиме и упростят процесс сопоставления представленных данных со сведениями, получаемыми в электронном виде от ФТС России в рамках информационного обмена.
Таким образом, предлагаемые изменения будут способствовать снижению административной нагрузки на налогоплательщиков и упрощению процесса проверки и подтверждения ставки 0 процентов по НДС для налоговых органов.
В проекте федерального закона отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Проект федерального закона не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Проект федерального закона не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Аналогичные по содержанию проекты федеральных законов и федеральные законы на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отсутствуют.
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.