Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
(подготовлен Следственным комитетом Российской Федерации 23.09.2021 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" подготовлен в целях совершенствования норм Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ), предусматривающих уголовную ответственность за преступления против правосудия.
Законопроектом предлагается распространить действие статей 294-296 и 310 УК РФ на досудебное производство в целом, т.е. как на стадию предварительного расследования (производства по уголовному делу), так и на стадию возбуждения уголовного дела (рассмотрения сообщения о преступлении), поскольку факты воспрепятствования деятельности следственных органов и органов дознания, посягательства на жизнь сотрудников следственных органов и органов дознания, угроз и насильственных действий в отношении руководителей следственных органов, следователей и должностных лиц органов дознания, разглашения данных досудебного производства могут иметь место и до возбуждения уголовного дела - во время проведения проверки сообщения о преступлении, в том числе с целью повлиять на принимаемое по ее результатам процессуальное решение.
Для обеспечения единства применяемой в уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве терминологии законопроектом предусматривается использование в УК РФ содержащихся в УПК РФ понятий "досудебное производство", "руководитель следственного органа", "начальник органа дознания", "начальник подразделения дознания" и "дознаватель".
При этом в целях обеспечения защиты от вмешательства в деятельность прокурора, руководителя следственного органа, начальника органа дознания и начальника подразделения дознания, уполномоченных изучать материалы проверок сообщений о преступлениях, давать письменные указания следователю или дознавателю, проверять законность принимаемых по результатам рассмотрения сообщений о преступлениях решений и, как следствие, влиять на принимаемые следователем и дознавателем процессуальные решения, законопроектом предлагается расширить диспозиции статей 294, 295, 296, 2981 УК РФ, предусмотрев в них ответственность за воспрепятствование осуществлению указанными лицами полномочий в ходе досудебного производства.
Внесение предлагаемых законопроектом изменений в статьи 57-60, часть 1 1 статьи 144 и статью 161 УПК РФ обусловлено необходимостью приведения их положений в соответствие с проектируемой редакцией статьи 310 УК РФ и устранения имеющихся внутренних противоречий.
Так, согласно действующей редакции части 1 1 статьи 144 УПК РФ участники проверки сообщения о преступлении могут быть предупреждены о неразглашении данных досудебного производства в порядке, установленном статьей 161 УПК РФ, т.е. с составлением подписки о предупреждении об ответственности в соответствии со статьей 310 УК РФ. При этом уголовная ответственность за неразглашение данных досудебного производства в настоящее время статьей 310 УК РФ не предусмотрена, запрета разглашения данных досудебного производства статьи 57-60 и часть 1 1 статьи 144 УПК РФ, определяющие статус участников проверки сообщения о преступлении, в том числе адвокатов, специалистов, экспертов, переводчиков и понятых, не содержат. Предлагаемые законопроектом изменения будут способствовать обеспечению защиты конфиденциальных данных досудебного производства и предупреждению их разглашения участниками уголовного судопроизводства.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Предлагаемые проектом федерального закона изменения не окажут влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" не окажет влияния на доходы или расходы федерального бюджета, так как не потребует дополнительного выделения ассигнований из федерального бюджета.
ПЕРЕЧЕНЬ
федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.