Проект Федерального закона "Об особенностях регулирования отдельных отношений, связанных с объектами обороны и безопасности государства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(подготовлен Минобороны России 27.09.2021 г.)
Вносится Правительством
Российской Федерации
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
Об особенностях регулирования отдельных отношений, связанных с объектами обороны и безопасности государства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон устанавливает особенности регулирования градостроительных, земельных и иных отношений в целях установления особенностей правового режима создания, размещения, строительства (реконструкции) и эксплуатации объектов обороны и безопасности государства, имеющих приоритетное значение для обороноспособности Российской Федерации.
Статья 2. Объекты обороны и безопасности государства
1. Под объектами обороны и безопасности государства понимаются здания и сооружения, предназначенные для управления войсками, размещения и хранения военной техники, военного имущества и оборудования, испытания вооружения, а также жилые помещения, общественные и производственные здания, сооружения, объекты коммунальной инфраструктуры, размещенные на территории воинских частей, военных городков либо вне данных территорий, необходимые для обеспечения их функционирования (далее - объекты обороны и безопасности государства).
2. Для целей настоящего Федерального закона на земельные участки, на которых расположены объекты обороны и безопасности государства или на которых предполагается размещение таких объектов, распространяются особенности правового режима объектов обороны и безопасности, установленные настоящим Федеральным законом.
3. Создание объектов обороны и безопасности государства осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и органов государственной власти, в рамках реализации государственного оборонного заказа, государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
4. Создание объектов обороны и безопасности государства осуществляется в целях:
проведения мероприятий по оперативному оборудованию территории Российской Федерации и подготовке коммуникаций в целях обороны;
создания новых, модернизации и развития имеющихся объектов военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и органов, а также отбора объектов инфраструктуры двойного назначения для использования войсками (силами) в целях обороны;
обеспечения функционирования объектов организаций ядерного оружейного комплекса Российской Федерации и объектов по хранению и уничтожению химического и других видов оружия массового поражения
обеспечения необходимых условий для оснащения Вооруженных Сил Российской Федерации современным вооружением, поддержания военно-технического потенциала на достаточном уровне;
совершенствования системы дислокации (базирования) Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и органов, в том числе за пределами территории Российской Федерации, в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральным законодательством;
обеспечения проведения воинских учений и других мероприятий, направленных на обеспечение боевой готовности воинских частей,
создания эшелонированной по стратегическим и операционным направлениям системы военной инфраструктуры;
обеспечения расквартирования и обустройства войск (сил), управление и распоряжение жилищным фондом;
проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
решения задач международного военного сотрудничества и военно-технического сотрудничества;
обеспечения размещения, строительства и реконструкции объектов для нужд государственных органов и организаций;
иных целей, направленных на обеспечение обороноспособности страны и безопасности государства.
5. Правовое регулирование отношений, связанных с созданием, размещением, строительством (реконструкцией) и эксплуатацией объектов обороны и безопасности государства, имеющих приоритетное значение для обороноспособности Российской Федерации, осуществляется нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими строительство, эксплуатацию и жизненный цикл объектов обороны и безопасности с учетом особенностей, установленных в настоящем Федеральном законе.
Статья 3. Содержание и эксплуатация объектов обороны и безопасности государства
1. Содержание и эксплуатация объектов обороны и безопасности осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации в рамках реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны.
2. Особенности предоставления коммунальных услуг в отношении объектов обороны и безопасности государства определяются Правительством Российской Федерации.
Статья 4. Правовой режим отдельных объектов обороны и безопасности государства
1. Объекты обороны и безопасности государства, сведения о которых включены в перечни, предусмотренные в части 2 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются режимными объектами.
2. Режимные объекты, включенные в реестр режимных объектов, признаются ограниченными в обороте и не подлежат отчуждению из федеральной собственности.
3. Режимные объекты, исключенные из реестра режимных объектов, могут быть переданы в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность.
Статья 5. Перечни режимных объектов, которые могут быть включены в Реестр режимных объектов.
1. Президент Российской Федерации утверждает перечень видов (типов) режимных объектов, а также земельных участков на которых предполагается размещение таких объектов.
2. Руководители федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в ведении которых находятся режимные объекты, формируют и утверждают перечни режимных объектов, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
3. Объекты обороны и безопасности подлежат включению в перечни, предусмотренные в части 2 настоящей статьи, в случае если сведения о них отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну либо служебную тайну в области обороны, и (или) такие объекты соответствуют видам (типам) режимных объектов недвижимого имущества, указанным в перечне видов (типов) режимных объектов, указанном в части 1 настоящей статьи.
Статья 6. Реестры режимных объектов, специальный учет объектов обороны и безопасности государства
1. Реестр режимных объектов является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с законодательством Российской Федерации недвижимом имуществе, отнесенном к категории режимных объектов, земельных участках, занятых такими объектами, об имеющихся правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации сведений.
2. Специальный учет объектов, указанных в части 1 настоящей статьи, внесение сведений о таких объектах в реестр режимных объектов, ведение реестра режимных объектов, а также исключение режимных объектов из реестра режимных объектов осуществляется федеральными министерствами, федеральными службами и агентствами, в ведении которых находятся указанные объекты.
3. Порядок ведения и формы записей реестра режимных объектов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
4. Межведомственный обмен информацией, содержащейся в реестрах режимных объектов, осуществляется в порядке, установленном Президентом Российской Федерации.
Статья 7. Особенности осуществления специального учета объектов обороны и безопасности государства
1. Объекты обороны и безопасности государства, включенные в Реестр режимных объектов, являются собственностью Российской Федерации.
2. Сведения о режимных объектах, а также о правах на режимные объекты, возникновении и прекращении прав на них подлежат отображению исключительно в Реестре режимных объектов.
3. Право собственности Российской Федерации на режимные объекты считается возникшим в силу закона с момента включения в Реестр режимных объектов.
4. Право хозяйственного ведения, оперативного управления и иные вещные права на недвижимое имущество, сведения о котором включены в Реестр режимных объектов, возникают с момента передачи имущества подведомственному унитарному предприятию или учреждению.
5. Требования к документам, являющимся основанием возникновения и прекращения прав на режимные объекты, а также особенности осуществления специального учета определяются нормативными актами федеральных министерств, федеральных служб и агентств, в ведении которых находятся указанные объекты.
6. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация недвижимого имущества, включенного в Реестр режимных объектов, в Едином государственном реестре недвижимости не осуществляется.
7. Федеральный орган исполнительной власти и его территориальные органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости, снимает с государственного кадастрового учета и осуществляет погашение записей о государственной регистрации права (ограничении права) на здание, сооружение, объект незавершенного строительства, помещение, единый недвижимый комплекс, земельный участок, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, в случае отнесения такого здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, единого недвижимого комплекса, земельного участка к объектам обороны и безопасности государства на основании уведомления федерального органа государственной власти, утвердившего перечень, предусмотренный частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона, к которому должна быть приложена заверенная копия указанного перечня или выписка из него. Предоставление дополнительных заявлений о снятии с кадастрового учета и погашении записей о государственной регистрации права (ограничении права) Единого государственного реестра недвижимости в отношении указанных объектов не требуется.
8. Сведения о снятых с государственного кадастрового учета зданиях, сооружениях, помещениях, единых недвижимых комплексах, земельных участках и погашенных записях о государственной регистрации права (ограничении права), содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, а также сведения, содержащиеся в Реестре режимных объектов, предоставляются только лицам, указанным в пунктах 1, 6, 9 части 13 статьи 62 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Статья 8. Особенности подготовки и утверждения документации по планировке территории для строительства, реконструкции объектов обороны и безопасности государства
1. Отсутствие в утвержденных документах территориального планирования Российской Федерации сведений об объектах обороны и безопасности государства не препятствует подготовке и утверждению документации по планировке территории, разрабатываемой в целях размещения таких объектов.
2. Виды разрешенного использования земельных участков, предоставленных для размещения объектов обороны и безопасности государства, определяются утвержденной документацией по планировке территории.
3. Документация по планировке территории, которой предусматривается размещение объектов обороны и безопасности государства, до ее утверждения подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляются строительство, реконструкция таких объектов.
4. Публичные слушания при подготовке документации по планировке в отношении объектов обороны и безопасности государства не проводятся.
5.В случае если документацией по планировке территории предусмотрено размещение объектов обороны и безопасности государства на земельных участках, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий регионального значения (за исключением государственных природных заказников, природных парков, памятников природы, ботанических садов и дендрологических парков) или местного значения документация по планировке территории до ее утверждения подлежит согласованию с уполномоченными органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления.
6. На основании утвержденной документации по планировке территории, указанной в части 1 настоящей статьи, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления принимают решение об изменении границ особо охраняемых природных территорий регионального или местного значения в части исключения из границ таких территорий земель и земельных участков, предназначенных для строительства, реконструкции объектов обороны и безопасности государства в порядке, установленным законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, а также для перевода указанных земель в земли иных категорий.
7. Предметом указанного в частях 3 и 4 настоящей статьи согласования документации по планировке территории являются границы зон планируемого размещения объектов обороны и безопасности государства. Срок такого согласования не может превышать двадцать дней со дня поступления указанной документации в орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные в частях 3 и 4 настоящей статьи. В случае, если по истечении указанного срока такими органом государственной власти или органом местного самоуправления не представлены в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, возражения относительно проекта планировки территории, проект планировки территории считается согласованным.
Статья 9. Особенности отнесения земель или земельных участков в составе таких земель к определенной категории земель, установления публичных сервитутов, изъятия земельных участков в целях размещения, строительства и (или) реконструкции объектов обороны и безопасности государства
1. Сведения об отнесении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения (за исключением случая, если такой земельный участок отнесен к категории земель населенных пунктов) в целях строительства, реконструкции объекта обороны и безопасности вносятся в Единый государственный реестр недвижимости по заявлениям указанных в части 2 настоящей статьи лиц на основании утвержденной документации по планировке территории. При этом принятие решения о переводе земельного участка из одной категории земель в другую или об отнесении земельного участка к определенной категории земель не требуется.
2. С заявлением о внесении в Единый государственный реестр недвижимости предусмотренных частью 1 настоящей статьи сведений вправе обратиться:
1) лицо, которому земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен для целей размещения объекта обороны и безопасности государства;
2) федеральный орган исполнительной власти, принявший решение об утверждении документации по планировке территории объекта обороны и безопасности государства;
3) иное, не указанное в пунктах 1 - 2 настоящей части лицо при наличии решения о предварительном согласовании предоставления такому лицу земельного участка для целей размещения объекта обороны и безопасности государства.
3. Лицо, указанное в пункте 2 части 2 настоящей статьи, вправе обратиться с заявлением о внесении в Единый государственный реестр недвижимости предусмотренных частью 1 настоящей статьи сведений с даты утверждения документации по планировке территории в отношении земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной либо муниципальной собственности, либо земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при условии, что такие земли и (или) земельные участки не обременены правами третьих лиц (за исключением сервитута, публичного сервитута).
4. Публичные сервитуты для целей строительства, реконструкции, ремонта объектов обороны и безопасности государства устанавливаются в соответствии с земельным законодательством на срок строительства, реконструкции, ремонта таких объектов.
5. Изъятие земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости для государственных нужд в целях строительства, реконструкции объектов обороны и безопасности государства проводится в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации и утвержденным проектом планировки территории, при этом отсутствие в утвержденных документах территориального планирования сведений о размещении таких объектов не является препятствием для проведения процедуры изъятия для государственных нужд.
Статья 10. О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации
Внести в Земельный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4147; 2014, N 26, ст. 3377; N 30, ст. 4218, 4225; 2015, N 10, ст. 1418; N 29, ст. 4339, 4350; 2016, N 18, ст. 2495; N 26, ст. 3890; N 27, ст. 4269, 4282, 4298, 4306; 2017, N 27, ст. 3938; N 31, ст. 4765, 4766; 2018, N 1, ст. 90; N 27, ст. 3947, 3954; N 28, ст. 4139; N 32, ст. 5133; N 53, ст. 8411; 2019, N 31, ст. 4442; N 52, ст. 7820; 2020, N 29, ст. 4504, 4512; N 42, ст. 6505; N 52, ст. 8581; 2021, N 1, ст. 33; N 17, ст. 2878) следующие изменения:
1) пункт 1.1 статьи 39.1 после слов "Единый заказчик в сфере строительства" дополнить словами "и публично-правовой компании "Военно-строительная компания";
2) в статье 39.6:
а) дополнить подпунктом 42 пункта 2 следующего содержания:
"42) земельного участка для строительства объектов электросетевого хозяйства в целях технологического присоединения объектов обороны и безопасности государства.";
б) дополнить подпунктом 43 пункта 2 следующего содержания:
"43) земельного участка, предназначенного для выполнения работ для создания объектов обороны и безопасности государства, объектов публично-правовой компании "Военно-строительная компания", а также земельных участков, используемых ей для достижения установленных задач и целей";
3) пункт 2 статьи 39.10 дополнить подпунктом 22 следующего содержания:
"22) публично-правовой компании "Военно-строительная компания" для создания объектов обороны и безопасности государства, объектов публично-правовой компании "Военно-строительная компания", а также земельных участков, используемых ей для достижения установленных задач и целей.";
4) пункт 7 статьи 39.14 дополнить подпунктом 8 следующего содержания:
"8) предоставления земельных участков для строительства объектов электросетевого хозяйства в целях технологического присоединения объектов обороны и безопасности государства".
Статья 11. О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации
Внести в Градостроительный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; 2006, N 1, ст. 21; N 52, ст. 5498; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 48, ст. 5711; 2010, N 48, ст. 6246; 2011, N 13, ст. 1688; N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4563, 4572, 4591; N 49, ст. 7015, 7042; 2012, N 31, ст. 4322; N 53, ст. 7614, 7619, 7643; 2013, N 9, ст. 873; N 52, ст. 6983; 2014, N 14, ст. 1557; N 26, ст. 3377; N 43, ст. 5799; 2015, N 1, ст. 86; N 29, ст. 4342; N 48, ст. 6705; 2016, N 1, ст. 79; N 27, ст. 4248, 4294, 4301, 4303, 4306; N 52, ст. 7494; 2017, N 27, ст. 3932; N 31, ст. 4766, 4767; 2018, N 1, ст. 91; N 32, ст. 5105, 5123, 5133, 5134, 5135; 2019, N 26, ст. 3317; N 31, ст. 4442; N 52, ст. 7790; 2020, N 29, ст. 4512; N 31, ст. 5013, 5023; 2021, N 1, ст. 33, 44, N 27 (часть I), ст. 5126,) следующие изменения:
1) в статье 8.3:
а) дополнить частью 2.2 следующего содержания:
"2.2. Сметная стоимость строительства в отношении объектов обороны и безопасности государства, финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации составляет более 50 процентов, определяется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны.";
б) часть 3 после слов "в установленном им порядке" дополнить словами " за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи.";
в) дополнить частью 3.1 следующего содержания:
"3.1. Сметные нормативы в отношении объектов обороны и безопасности государства утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, в случае наделения его указанным полномочием указом Президента Российской Федерации.".
г) дополнить частью 12 следующего содержания:
"12. Укрупненные нормативы цены строительства объектов обороны и безопасности государства, могут разрабатываться и применяться в соответствии с методиками, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, в случае наделения его указанным полномочием указом Президента Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.";
2) статью 8.4. дополнить частью 4 следующего содержания:
"4. Реестр сметных нормативов объектов обороны и безопасности государства является самостоятельной структурной частью Федерального реестра сметных нормативов.
Формирование, ведение реестра сметных нормативов объектов обороны и безопасности государства, а также предоставление сведений, включенных в реестр может осуществляться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, в случае наделения его указанным полномочием указом Президента Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.";
3) в части 7 статьи 9 слова "частью 2.1. статьи 12" заменить словами "частями 2.1 или 2.2. статьи 12";
4) в статье 12:
а) дополнить частью 2.2. следующего содержания:
"2.2. Срок согласования проектов документов схемы территориального планирования Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, а также срок согласования изменений в утвержденную схему территориального планирования Российской Федерации в области обороны и безопасности государства не может превышать тридцать дней со дня поступления уведомления об обеспечении доступа к проекту схемы территориального планирования Российской Федерации в области обороны и безопасности государства и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования в высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых планируется размещение объектов обороны и безопасности или на окружающую среду на территориях которых могут оказать негативное воздействие планируемые для размещения объекты обороны и безопасности.";
б) в части 3 слова "частью 2 или 2.1" заменить словами "частями 2, 2.1 или 2.2";
в) в части 4 слова "частью 2 или 2.1" заменить словами "частями 2, 2.1 или 2.2";
г) дополнить частью 6.1. следующего содержания:
"6.1. Максимальный срок рассмотрения проекта схемы территориального планирования Российской Федерации в области обороны и безопасности государства и подготовки заключений на такой проект органами местного самоуправления не может превышать десять дней со дня получения уведомления, указанного в части 2.2 настоящей статьи. При не поступлении заключений органов местного самоуправления в установленный срок проект схемы территориального планирования Российской Федерации в области обороны и безопасности государства считается согласованным.";
5) статью 24 дополнить частью 2.2 следующего содержания:
"2.2. В случае, если для строительства или реконструкции объектов обороны и безопасности государства требуется внесение изменений в генеральный план поселения, генеральный план городского округа, для подготовки предложений о внесении таких изменений предусмотренное частью 2 настоящей статьи решение не требуется. Такие изменения должны быть внесены в срок не позднее чем шестьдесят дней со дня утверждения проекта планировки территории в целях размещения объектов обороны и безопасности государства.";
6) статью 33 дополнить частью 3.5 следующего содержания:
"3.5. В случае необходимости внесения изменений в правила землепользования и застройки для целей строительства или реконструкции объектов обороны и безопасности государства такие изменения должны быть внесены в срок не позднее шестидесяти дней со дня утверждения проекта планировки территории в целях размещения таких объектов.";
7) часть 4 статьи 36 дополнить словами пунктом 5 следующего содержания:
"5) предназначенные для размещения объектов обороны и безопасности государства и (или) занятые объектами обороны и безопасности государства.".
8) часть 13 статьи 48 дополнить пунктом 6 следующего содержания:
"6) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, вправе устанавливать и уточнять отдельные требования к составу и содержанию разделов проектной документации в отношении проектной документации на строительство и реконструкцию объектов обороны и безопасности государства.";
9) в статье 49:
а) дополнить часть 3 после слов "разрешения на строительство" словами "за исключением объектов обороны и безопасности государства".;
б) часть 12 изложить в следующей редакции:
"12. В случае несогласия с заключением экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий застройщик, технический заказчик или их представитель в течение трех лет со дня утверждения такого заключения вправе обжаловать его в экспертной комиссии, созданной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры и градостроительства, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обороны, в отношении объектов обороны и безопасности государства порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, создавшим соответствующую экспертную комиссию. Решение такой экспертной комиссии о подтверждении или не подтверждении заключения государственной экспертизы или негосударственной экспертизы является обязательным для органа или организации, которые провели соответствующие экспертизу проектной документации и (или) экспертизу результатов инженерных изысканий, застройщика, технического заказчика.";
10) в статье 49.1:
а) часть 2 изложить в следующей редакции:
"2. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, проводит аттестацию физических лиц на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, за исключением физических лиц, которые осуществляют подготовку заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обороны, в отношении объектов обороны и безопасности государства, и по итогам этой аттестации выдает квалификационные аттестаты на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий либо принимает решение об отказе в выдаче таких квалификационных аттестатов с указанием причин принятого решения.";
б) дополнить частью 21 следующего содержания:
"21. Допуск физических лиц и аннулирование допуска к подготовке заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий в отношении объектов обороны и безопасности государства осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обороны";
11) в статье 50.1:
а) дополнить частью 1.2. следующего содержания:
"1.2. Сведения о заключениях государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий объектов обороны и безопасности государства , о представленных для проведения такой экспертизы проектной документации и (или) результатах инженерных изысканий, о типовой проектной документации, а также о заключениях экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий и представленная для проведения такой экспертизы проектная документация, включаются в соответствующий реестр заключений государственной экспертизы, выданных федеральным органом исполнительной власти, который указом Президента Российской Федерации наделен полномочием на проведение государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий указанных объектов (далее - реестр заключений государственной экспертизы объектов обороны и безопасности государства). Реестр заключений государственной экспертизы объектов обороны и безопасности государства является самостоятельной структурной частью единого государственного реестра заключений. Формирование, ведение реестра заключений государственной экспертизы объектов обороны и безопасности государства, а также предоставление сведений, включенных в этот реестр, осуществляются в соответствии с законодательством о государственной и служебной тайне.";
б) дополнить частью 2.1. следующего содержания:
"2.1. Ведение реестра заключений государственной экспертизы объектов обороны и безопасности государства, осуществляет федеральный орган исполнительной власти, наделенный указом Президента Российской Федерации этим полномочием, с использованием ведомственной информационной системы, создание и эксплуатация которой обеспечиваются указанным федеральным органом исполнительной власти.";
в) дополнить частью 4.1. следующего содержания:
"4.1. Порядок ведения реестра заключений государственной экспертизы объектов обороны и безопасности государства и предоставления, содержащихся в нем сведений и документов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, наделенным указом Президента Российской Федерации полномочием на ведение указанного реестра.";
11) в статье 51:
а) часть 16 после слов "федеральным органом исполнительной власти" дополнить словами " или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, в отношении объектов обороны и безопасности государства.";
б) часть 17 дополнить пунктом 4.6. следующего содержания:
"4.6) Строительства, реконструкции объектов капитального строительства, проведения работ по сохранению объектов культурного наследия в отношении объектов обороны и безопасности государства, включенных в перечень режимных объектов в соответствии с законодательством об особенностях регулирования отдельных отношений, связанных с объектами обороны и безопасности государства.";
12) статью 52 дополнить частью 1.4 следующего содержания:
"1.4 До выдачи разрешения на строительство объекта в отношении объектов обороны и безопасности государства могут выполняться работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, перечень которых утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны.";
13) пункт 2 части 3 статьи 54 изложить в следующей редакции:
"2) требования наличия разрешения на строительство, за исключением режимных объектов обороны и безопасности государства, включенных в перечень режимных объектов в соответствии с законодательством об особенностях регулирования отдельных отношений, связанных с объектами обороны и безопасности государства";
14) часть 12 статьи 55 дополнить словами "или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, в отношении объектов обороны и безопасности государства"
Статья 12. О внесении изменений в Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации"
Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 17) дополнить статьей 10.18 следующего содержания:
"Статья 10.18.
Особенности осуществления градостроительной деятельности в отношении объектов обороны и безопасности государства устанавливаются законодательством об особенностях регулирования отдельных отношений, связанных с объектами обороны и безопасности государства.".
Статья 13. О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации
Внести в Лесной кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2008, N 30, ст. 3599; 2013, N 52, ст. 6980; 2016, N 1, ст. 75; 2018, N 1, ст. 55; N 30, ст. 4547; 2021, N 27 (часть I), ст. 5130,) следующие изменения:
1) в статье 21:
а) часть 1 дополнить пунктом 8 следующего содержания:
"8. обороны и безопасности государства.";
б) часть 5 изложить в следующей редакции:
"В целях, предусмотренных пунктами 1 - 4, 8 части 1 настоящей статьи (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных, изыскательских работ, обеспечения функционирования объектов обороны и безопасности государства) допускаются выборочные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.";
в) в части 5.1 после слов "пунктами 1-4" дополнить словами ", 8";
2) в части 1 статьи 25:
а) дополнить пунктом 16 следующего содержания:
"16) строительство, реконструкция, эксплуатация объектов обороны и безопасности государства";
б) пункт 16 считать пунктом 17;
3) в статье 114:
а) пункте 5 части 2 после слов "гидротехнических сооружений," дополнить словами "объектов обороны и безопасности государства.".
б) в пункте 3 части 4 после слов "гидротехнических сооружений," дополнить словами "объектов обороны и безопасности государства,";
4) в пункте 5 части 2 статьи 116 после слов "гидротехнических сооружений" дополнить словами ", объектов обороны и безопасности государства.";
5) статью 121 дополнить частью 2.1 следующего содержания:
"2.1. Размещение объектов капитального строительства и некапитальных строений, сооружений в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством о градостроительной деятельности, земельным законодательством, законодательством в сфере обороны и безопасности с учетом требований, установленных настоящим Кодексом."
Статья 14. О внесении изменений в Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
Внести в Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4344; 2016, N 26, ст. 3890; N 27, ст. 4237, 4248, 4294; 2017, N 31, ст. 4766, 4767, 4796, 4829; 2018, N 1, ст. 90; N 10, ст. 1437; N 27, ст. 3954; N 28, ст. 4139; N 32, ст. 5133, 5134, 5135; N 53, ст. 8404, 8464; 2019, N 25, ст. 3170; N 31, ст. 4426; 2020, N 29, ст. 4512; N 50, ст. 8049; 2021, N 1, ст. 33; N 15, ст. 2446; N 18, ст. 3064; N 27 (часть I), ст. 5103,) следующие изменения:
1) часть 8 статьи 1 изложить в следующей редакции:
"Положения настоящего Федерального закона не применяются к государственному учету и государственной регистрации прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, участки недр, объекты обороны и безопасности государства, земельные участки, на которых расположены такие объекты, включенные в Реестр режимных объектов".
Статья 15. О внесении изменений в Федеральный закон от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"
Внести в Федеральный закон от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52, ст. 5276; 2006, N 52, ст. 5498; 2008, N 20, ст. 2251; 2011, N 13, ст. 1688; N 30, ст. 4594; 2016, N 18, ст. 2495; N 27, ст. 4294; 2017, N 31, ст. 4829; 2021, N 27 (часть I), ст. 5054) следующие изменения:
1) в пункте 5 части 4 статьи 2 после слов "в отношении такого земельного участка" дополнить словами ", а также, в случае если ходатайство направлено от правообладателя земельного участка".
2) статью 14 дополнить частью 16 следующего содержания:
"16. Отнесение земельного участка (под площадные объекты в том числе) к категории земель промышленности и иного специального назначения в целях создания объектов обороны и безопасности осуществляется на основании утвержденной документации по планировки территории по заявлению лица, обладающего правом на земельный участок, для целей размещения такого объекта, либо федерального органа власти, принявшего решение об утверждении документации по планировке территории."
Статья 16. О внесении изменений в Федеральный закон от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике"
Дополнить абзац 1 пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 13, ст. 1177; 2007, N 45, ст. 5427; 2008, N 29, ст. 3418; N 52, ст. 6236; 2010, N 31, ст. 4156, 4157, 4158, 4160; 2011, N 1, ст. 13; N 7, ст. 905; N 11, ст. 1502; N 30, ст. 4590, 4596; N 50, ст. 7336, 7343; 2012, N 26, ст. 3446; N 53, ст. 7616; 2013, N 45, ст. 5797; 2014, N 42, ст. 5615; 2015, N 1, ст. 19; N 29, ст. 4350, 4359; N 45, ст. 6208; 2016, N 14, ст. 1904; N 18, ст. 2508; N 26, ст. 3865; N 27, ст. 4201; 2017, N 1, ст. 49; N 30, ст. 4456; 2018, N 1, ст. 35; N 27, ст. 3955; N 30, ст. 4543; N 31, ст. 4860; N 53, ст. 8448; 2019, N 31, ст. 4421; N 52, ст. 7789, 7796; 2020, N 17, ст. 2719; N 31, ст. 5040; N 50, ст. 8047; 2021, N 1, ст. 19, 73, N 24 (Часть I), ст. 4188,) следующие изменения:
1) после слов "и носит однократный характер" дополнить словами "за исключением договоров на технологическое присоединение объектов обороны и безопасности государства".
Статья 17. О внесении изменений в Федеральный закон от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
Внести в Федеральный закон от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3434; 2008, N 27, ст. 3126; 2009, N 29, ст. 3610; 2010, N 15, ст. 1736; N 19, ст. 2291; 2011, N 10, ст. 1281; N 29, ст. 4291; N 50, ст. 7343; 2013, N 27, ст. 3477; N 52, ст. 6961; 2015, N 29, ст. 4350; 2017, N 31, ст. 4828; 2018, N 24, ст. 3402; N 53, ст. 8498; 2019, N 49, ст. 6962; 2020, N 17, ст. 2718; N 52, ст. 8581, N 24 (Часть I), ст. 4184,) следующие изменения:
1) пункт 17 части 1 статьи 17.1 после слов "Единый заказчик в сфере строительства" дополнить словами "и публично-правовой компании "Военно-строительная компания".
Статья 18. О внесении изменений в Федеральный закон от 5 апреля 2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Внести в Федеральный закон от 5 апреля 2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Собрание законодательства РФ", 08.04.2013, N 14, ст. 1652; 2015, N 29, ст. 4342; 2020, N 17, ст. 2702; N 50, ст. 8074) следующие изменения:
1) часть 2 статьи 34 изложить в следующей редакции:
"2. При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются предварительный размер платы, ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона. В случае, если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения, цена каждого этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается контракт."
2) часть 15 статьи 34 изложить в следующей редакции:
"15. При заключении контракта в случаях, предусмотренных пунктом 1, пунктами 4 и 5 (за исключением контрактов, заключенных в соответствии с частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), пунктами 6, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44, 45, 46, 51 - 53 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, требования частей 4 - 9, 11 - 13 настоящей статьи заказчиком могут не применяться к указанному контракту. В этих случаях контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации для совершения сделок."
3) пункт 6 части 1 статьи 93 после слов "сто процентов акций которого принадлежит Российской Федерации" дополнить словами "или публично-правовой компанией, осуществляющей свою деятельность в интересах государства, общества, обеспечения обороны и безопасности государства";
4) пункт 19 части 1 статьи 93 изложить в следующей редакции:
"19) заключение контракта на оказание услуг по осуществлению авторского контроля за разработкой проектной документации объекта капитального строительства, проведению авторского надзора за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объекта капитального строительства соответствующими авторами, на проведение технического и авторского надзора за выполнением работ по сохранению объекта культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации авторами проектов. При отсутствии возможности заключения договора с автором, договор при наличии согласия автора может быть заключен с лицом (лицами), разработавшим проектную документацию (часть проектной документации) на основании договора(ов) на проектирование, заключенного с генеральным проектировщиком, являющимся автором проекта".
5) часть 1 статьи 95 дополнить пунктом 1.4 следующего содержания:
"1.4) при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, заключенному для нужд федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия. При этом допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта не более чем на тридцать процентов цены контракта, а также изменение срока выполнения работ по контракту и срока исполнения контракта по решению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны.";
6) часть 2 статьи 96 изложить в следующей редакции:
"2. Заказчик вправе установить в извещении об осуществлении закупки, проекте контракта требование обеспечения исполнения контракта при осуществлении закупок путем проведения электронного запроса котировок (за исключением случая, предусмотренного подпунктом "б" пункта 2 части 10 статьи 24 настоящего Федерального закона), а также закупок, предусмотренных пунктами 1,2 (если правовыми актами, предусмотренными указанным пунктом, не предусмотрена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта), 4 - 11, 13 - 15, 17, 19 - 23, 26, 28 - 34, 40 - 42, 44, 45, 46, 47 - 48 (если контрактами, заключаемыми в соответствии с пунктами 47 - 48, не предусмотрена выплата аванса), 51-53, 55-58, 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.";
7) часть 5 и 6 статьи 110.2 изложить соответственно в следующей редакции:
"5. Контракт, предметом которого являются строительство и (или) реконструкция объектов капитального строительства, за исключением контрактов на строительство, реконструкцию объектов обороны и безопасности, должен содержать условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта;
6. Объем, содержание работ по контрактам, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, определяются проектной документацией объектов капитального строительства, а также иной технической документацией, предусмотренной такими контрактами. При этом выполнение работ по таким контрактам, за исключением контрактов на строительство, реконструкцию объектов обороны и безопасности, осуществляется в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ, являющимся обязательным приложением к таким контрактам.".
Статья 19. О внесении изменений в Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Внести в Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 30, ст. 4571; 2012, N 53, ст. 7649; 2013, N 52, ст. 6961; 2014, N 11, ст. 1091; 2015, N 27, ст. 3947; 2016, N 15, ст. 2066; N 27, ст. 4169; 2018, N 1, ст. 65, 89; 2019, N 31, ст. 4422; 2020, N 17, ст. 2702; N 52, ст. 8598; 2021 N 27 (часть I), ст. 5105,) следующие изменения:
1) абзац 1 пункта 15 статьи 4 после слов "сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и специальной техники" дополнить словами "на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг в отношении объектов обороны и безопасности государства".
Статья 20. О внесении изменений в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе"
Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7600; 2015, N 27, ст. 3950; 2016, N 27, ст. 4250; 2017, N 31, ст. 4786; 2018, N 31, ст. 4852; 2019, N 52, ст. 7835; 2020, N 8, ст. 914; 2021, N 18, ст. 3077) следующие изменения:
1) подпункт "з" пункта 2 части 1 статьи 8.3 изложить в следующей редакции:
"з) оплаты головным исполнителем расходов на сумму не более десяти миллионов рублей в месяц и оплаты исполнителем расходов на сумму не более пяти миллионов рублей".";
2) в статье 8.4:
а) подпункт "в" пункта 9 изложить в следующей редакции:
"в) взыскание денежных средств в доход Российской Федерации по требованиям государственного заказчика в рамках государственного контракта, в соответствии с которым открыт отдельный счет, а также в случаях, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 части 1 статьи 8.3 настоящего Федерального закона.";
б) пункт 10 после слов "по истечении срока депозитного договора" дополнить словами "а также операций, по перечислению денежных средств на депозитные счета судов Российской Федерации.";
в) пункт 12 после слов "исполнение договора об уступке (переуступке) права требования" дополнить словами "за исключением случаев, когда такая уступка (переуступка) прав требований осуществляется в рамках кооперации и при условии предварительного письменного одобрения такой уступки (переуступки) государственным заказчиком.";
г) пункт 13 после слов "осуществление взаимозачетов" дополнить словами "за исключением случаев, когда такой взаимозачет осуществляется в рамках кооперации и при условии предварительного письменного одобрения такого взаимозачета государственным заказчиком.".
Статья 21. О внесении изменений в Федеральный закон от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"
Внести в Федеральный закон от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 43, ст. 4190; 2005, N 1, ст. 18; 2006, N 52, ст. 5497; 2009, N 1, ст. 4; N 18, ст. 2153; N 29, ст. 3632; 2011, N 7, ст. 905; N 29, ст. 4301; N 48, ст. 6728; N 49, ст. 7015; 2012, N 31, ст. 4333; N 53, ст. 7607; 2014, N 52, ст. 7543; 2015, N 1, ст. 29, 35; N 27, ст. 3945, 3977; N 29, ст. 4355; 2016, N 1, ст. 11; N 26, ст. 3891; N 27, ст. 4225, 4305; 2017, N 31, ст. 4761, 4815; 2018, N 47, ст. 7140; 2019, N 27, ст. 3538; N 52, ст. 7825; 2020, N 29, ст. 4512, N 31, ст. 5018, 5048; N 52, ст. 8593; 2021, N 27 (часть I), ст. 5181,) следующее изменение:
1) абзац 7 пункта 1 статьи 63 изложить в следующей редакции:
"не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается установленная пунктом 4 статьи 134 настоящего Федерального закона очередность удовлетворения требований кредиторов. При этом обязательства могут быть прекращены новацией. При прекращении обязательств из финансовых договоров и определении нетто-обязательства в порядке, предусмотренном статьей 4.1 настоящего Федерального закона, указанный запрет не применяется".
Статья 22. Заключительные положения
1.Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования за исключением статьи 7.
2.Положения статьи 7 настоящего Федерального закона вступают в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования.
Президент |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.