Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
(подготовлен Минтрудом России 01.10.2021 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в соответствии Планом мероприятий по инкорпорации правовых актов СССР и РСФСР или их отдельных положений в законодательство Российской Федерации и (или) по признанию указанных актов не действующими на территории Российской Федерации на 2021 год, утвержденным приказом Минюста России от 17 марта 2021 г. N 39, согласно которому федеральные органы исполнительной власти обязаны в течении года разработать и сопровождать проекты правовых актов Российской Федерации, направленных на инкорпорацию правовых актов СССР и РСФСР или их отдельных положений в законодательство Российской Федерации.
Согласно части первой статьи 423 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств" применяются постольку, поскольку они не противоречат Кодексу.
Таким образом, правовые акты СССР, в том числе Правила об очередных и дополнительных отпусках, утвержденные НКТ СССР 30 апреля 1930 г. N 169 (далее - Правила), Декрет СНК РСФСР от 29 октября 1917 г. "О восьмичасовом рабочем дне" (далее - Декрет) применяться в части не противоречащей Кодексу.
Пунктами 28- 29 раздела V Правил закреплен порядок выплаты денежной компенсации за неиспользованные отпуска при увольнении работника, проработавшего у работодателя не менее 11 месяцев, в том числе правила расчета полной и пропорциональной компенсации.
Пунктом 35 раздела VI Правил установлен порядок округления излишков сроков работы, дающих право на пропорциональный дополнительный отпуск или на компенсацию за отпуск при увольнении, не регламентированный иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
При этом они являются актуальными и применяются при подсчете дней к отпуску и при расчете денежной компенсации, о чем также свидетельствует судебная практика.
Так, решением Верховного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N ГКПИ04-1294 (далее - решение Верховного Суда РФ) и Определением Верховного Суда Российской Федерации от 15 февраля 2005 г. N КАС05-14 пункт 29 Правил был признан действующим и соответствующим нормам Кодекса.
Как отмечено Верховным Судом Российской Федерации, то обстоятельство, что пункт 28 Правил предусматривает право проработавшего не менее 11 месяцев работника при его увольнении на получение полной (а не пропорциональной, соответствующей 11 месяцам работы) компенсации за неиспользованный отпуск, само по себе не может свидетельствовать о наличии каких-либо противоречий между пунктом 29 Правил и положениями статей 3, 114 и 127 Кодекса. Принцип пропорционального расчета компенсации за неиспользованный отпуск, предусмотренный пунктом 29 Правил, полностью соответствует аналогичному принципу, содержащемуся в статье 291 Кодекса.
Таким образом, применение Правил на практике указывают на необходимость инкорпорации закрепленного Правилами принципа пропорциональности выплаты компенсации за неиспользованные дни отпуска при увольнении работника, а также исчисление сроков работы.
Законопроектом предлагается инкорпорировать нормы пунктов 28, 29, 35 Правил, в том числе признанные решением Верховного Суда РФ действующими, в статью 127 Кодекса путем ее дополнения соответствующими положениями.
Такая конкретизация в Кодексе подсчета дней отпуска и начисления денежной компенсации за неиспользованные дни отпуска, выступая в качестве одного из необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, обеспечит баланс прав и законных интересов работников и работодателей.
Остальные нормы Правил урегулированы действующим законодательством, в которых закреплены более расширенные гарантии и права работников при предоставлении им ежегодного оплачиваемого отпуска.
Кроме того, законопроектом предлагается закрепить в статье 120 Кодекса механизм подсчета количества дней ежегодного оплачиваемого отпуска.
Законопроектом предусматривается дополнить статью 91 Кодекса нормой, определяющей нормальную продолжительность рабочего дня (смены), инкорпорируя в указанную статью пункт 2 Декрета СНК РСФСР от 29 октября 1917 г. "О восьмичасовом рабочем дне" (далее - Декрет).
В настоящее время продолжительность рабочего дня (смены) при пятидневной рабочей недели регулируется Декретом, который устанавливает продолжительность рабочего дня и рабочей недели (8 и 48 часов соответственно).
При этом положение устанавливающие нормальную продолжительность рабочего дня на уровне федерального законодательства не предусмотрено.
Вместе с тем в Минтруд России поступают обращения как от граждан, так и от организаций о необходимости сохранения в рамках проводимой инкорпорации, в соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации, нормы о 8 часовом рабочем дне в целях недопущения нарушения трудовых прав работников.
Таким образом, принятие законопроекта, подготовленного в рамках инкорпорации отдельных действующих положений актов СССР и РСФСР, позволит исключить на практике различные методики подсчёта дней к отпуску, а также установит правовое регулирование нормальной продолжительности ежедневной работы (смены), что позволит исключить риски трудовых споров.
Принятие законопроекта не потребует дополнительных финансовых средств из федерального бюджета, иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и работодателей реального сектора экономики.
Законопроект не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.