Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статьи 251 и 262 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Минэкономразвития России 05.10.2021 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в статьи 251 и 262 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан во исполнение пункта 2 плана мероприятий ("дорожной карты") реализации механизма управления системными изменениями нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности "Трансформация делового климата" "Интеллектуальная собственность", утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 августа 2020 г. N 2027-р (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 августа 2021 г. N 2360-р) (далее - "дорожная карта")
Законопроект направлен на возобновление на 3 года (для субъектов малого и среднего предпринимательства - на 5 лет) льготы по налогу на прибыль организаций в отношении доходов в виде РИД, выявленных в ходе инвентаризации. Сроки действия льготы установлены в соответствии с зарубежным опытом.
Льгота, действующая в период с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2019 г. и предусматривающая, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде имущественных прав на РИД, выявленных в ходе проведенной налогоплательщиком инвентаризации имущества и имущественных прав (далее - льгота), установленная Федеральным законом от 18 июля 2017 г. N 166-ФЗ "О внесении изменений в статьи 251 и 262 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 166-ФЗ), являлась стимулом для выявления и постановки на баланс прав на РИД, что способствовало увеличению количества находящихся в управлении у компаний объектов интеллектуальной собственности, обеспеченных правовой охраной, способствуя большей правовой защищенности продукции компаний за счет надлежащего оформления прав на РИД, повышая объем капитала за счет нематериальных активов (далее - НМА) и обеспечивая для компаний более легкий доступ к кредитным ресурсам. У компаний присутствует высокий интерес к льготе.
Применение предлагаемой льготы позволит:
1. Вывести из "серой зоны рынка" РИД посредством предоставления возможности организациям-правообладателям избежать дополнительных затрат, связанных с уплатой подоходных налогов. Вывод из "серой зоны" РИД посредством их регистрации в реестрах Роспатента позволит улучшить в первую очередь статистические показатели по патентованию охраноспособных объектов, а во вторую очередь - привлечь потенциальных лицензиатов или приобретателей исключительных прав, поскольку сведения о РИД будут внесены в информационные базы и будут доступны неопределенному кругу лиц, в том числе вышеназванные объекты будут высвечиваться в рамках поиска при проведении патентных исследований, что поспособствует получению новых более чистых РИД;
2. Привлечь лицензиатов или приобретателей исключительных прав, что позволит нарастить объем производства товаров и тем самым посредством получения дополнительного налога на добавленную стоимость компенсировать потери бюджетной системы Российской Федерации по предоставлению предлагаемой льготы;
3. Для российских компаний использование льготы позволит обеспечить рост прибыли, повышение конкурентоспособности продукции и капитализации.
Отмена освобождения от уплаты налога на прибыль организаций в отношении доходов в виде имущественных прав на РИД с 1 января 2020 г. стала сдерживающим фактором при оформлении прав на интеллектуальную собственность. Без налоговой льготы предприятия вовсе не заинтересованы в выявлении прав на РИД, используемых в их хозяйственной деятельности, что приводит к ряду негативных последствий для экономики:
1. Низкая инвестиционная привлекательность российских компаний и объем инвестиций в экономику;
2. Организации не получают дополнительные доходы от своей интеллектуальной собственности, передавая третьим лицам лицензии на нее;
3. Ущерб от неправомерного использования третьими лицами интеллектуальной собственности, который наносится организациям, не компенсирует реальных потерь, так как не оценен по рыночной стоимости;
4. Уменьшение объемов сделок и доходов, получаемых от введения этих прав на РИД в хозяйственный оборот, которые в свою очередь формируют налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.
При этом предусмотренный льготой двухлетний срок оказался недостаточным, принимая во внимание длительность и трудоемкость проведения процедуры инвентаризации прав на РИД (общий период работ по проведению инвентаризации и оформлению прав на выявленные в ходе инвентаризации охраноспособные РИД составляет более 1 года (особенно в сфере оборонно-промышленного комплекса), в том числе с учетом процедур, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2002 г. N 7 "О порядке инвентаризации и стоимостной оценке прав на результаты научно-технической деятельности" (в случае, если НИОКР проводились с участием бюджетных средств). Более того, проведение параллельно нескольких инвентаризаций на одном предприятии, а инвентаризации проводятся пообъектно, затруднительно, ввиду участия в разработках сложных объектов вооружения, военной специальной техники (ВВСТ) большой кооперации предприятий. Результаты инвентаризации должны быть согласованы членами инвентаризационного комиссии от государственного заказчика (преимущественно это Минобороны России). В среднем сроки только согласования составляют более 12 месяцев (процедуры согласования проведенных инвентаризаций составляют в среднем более 60% от общего времени, требуемого для оформления полного пакета отчетных материалов, формируемых при проведении инвентаризации), что превращает процесс инвентаризации в серьезный длительный процесс формирования портфеля прав на РИД. Требует времени также оформление прав на выявленные в ходе указанной инвентаризации охраноспособные РИД (получение патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец). Льгота не привела к достижению Правительством Российской Федерации заявленных при принятии льготы целей.
Налоговое стимулирование имеет большое значение для наращивания малыми и средними предприятиями своей базы НМА, более активного вовлечения ими прав на РИД в экономический и гражданско-правовой оборот.
Продление (возобновление) действия льготы не приведет к выпадающим доходам, поскольку текущее регулирование (отсутствие льготы) делает для организаций невыгодными проведение инвентаризации и постановку на баланс прав на созданные в прошлые периоды РИД. Указанное связано с возможными дополнительными затратами организации, в том числе в части расходов в виде налога на прибыль на вновь выявленные РИД.
Увеличение периода действия льготы не будет иметь рисков в части возникновения выпадающих доходов, с учетом изложенных выше оснований. Предприятия выявляют НМА в результате инвентаризации по затратам, произведенным в прошлые периоды, по которым отчетность уже сдана. Указанные затраты практически не поддаются контролю налоговых органов, если предприятие не ведет постоянный их мониторинг и не учитывает на отдельных счетах. Ведение учета этих затрат требует большой организационной квалифицированной работы, что проблематично для малых предприятий. Таким образом, выявление указанных активов не приведет к выпадению доходов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, но создаст предпосылки для роста ВВП и инновационной трансформации экономики.
В отсутствие льготы предприятия не будут заниматься инвентаризацией и постановкой на баланс созданной в прошлые периоды интеллектуальной собственности. Это обусловлено сложившейся практикой, предприятия скорее откажутся от учета используемых прав на РИД (что практически не подлежит проверке со стороны проверяющих органов), чем понесут существенные расходы в виде налога на прибыль на вновь выявленные РИД. Отсутствие безналоговой инвентаризации будет иметь негативные последствия для технологического бизнеса, решившего наладить качественный бухгалтерский учет интеллектуальной собственности, так как не позволит повысить за счет этого инструмента собственный капитал.
Кроме того, у 95% российских компаний НМА учитываются на балансе по стоимости уплаченной государственной пошлины, их переоценка по рыночной стоимости позволит увеличить стоимость активов и собственный капитал.
Проведенный анализ правоприменительной практики обуславливает потребность в принятии законопроекта, поскольку предлагаемые законопроектом изменения позволят большему количеству компаний привести собственные системы бухгалтерского и налогового учета в надлежащий порядок без налоговых последствий, а также обеспечить большее количество создаваемых РИД правовой охраной.
Принятие законопроекта не влияет на реализацию основных мероприятий и достижение показателей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект не содержит требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), сведения о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Принятие законопроекта не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности. Единственный возможный информационный риск - возможны сетования бизнеса о том, что срок действия льготы составит 3 года, а не 5 лет, однако соответствующий срок предусмотрен "дорожной картой".
Принятие законопроекта не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований и не окажет влияние на доходы или расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В связи с необходимостью скорейшей реализации положений законопроекта предусмотрено вступление федерального закона в силу со дня его официального опубликования.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.