Проект Федерального закона "О химической безопасности в Российской Федерации"
(подготовлен Минздравом России 11.10.2021 г.)
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О химической безопасности в Российской Федерации
Настоящий Федеральный закон устанавливает основы государственного регулирования в области обеспечения химической безопасности в Российской Федерации и определяет комплекс мер, направленных на защиту населения и охрану окружающей среды от воздействия опасных химических факторов, на предотвращение химических угроз (опасностей), создание и развитие системы мониторинга химических рисков.
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) химическая безопасность - состояние защищенности населения и окружающей среды от воздействия опасных химических факторов, при котором обеспечивается допустимый уровень химического риска;
2) опасный химический фактор - событие, условие, свойство, процесс или их комбинация, являющиеся причиной возможного воздействия потенциально опасных химических веществ, которое способно нанести вред здоровью человека и вред окружающей среде;
3) химический риск - вероятность причинения вреда здоровью человека (с учетом его тяжести) и (или) окружающей среде (с учетом его размера) в результате воздействия опасных химических факторов;
4) допустимый уровень химического риска - уровень химического риска, при котором обеспечиваются условия для защиты населения и окружающей среды от воздействия опасных химических факторов;
5) химическая угроза (опасность) - наличие опасных химических факторов, способных привести к превышению допустимого уровня химического риска, ухудшению ситуации в области химической безопасности и (или) перерастанию ее в чрезвычайную ситуацию;
6) химическая защита - комплекс мер по обеспечению химической безопасности, осуществляемых в целях предотвращения или ослабления неблагоприятного воздействия опасных химических факторов на человека и окружающую среду;
7) потенциально опасное химическое вещество - индивидуальное химическое вещество (соединение) природного или искусственного происхождения, способное в условиях производства, применения, транспортировки, переработки, а также в бытовых условиях оказывать неблагоприятное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду;
8) опасные стойкие химические соединения - группа химических соединений, в том числе стойкие органические загрязнители (СОЗ), которые обладают токсическими свойствами, проявляют устойчивость к разложению, характеризуются способностью к биоаккумуляции и являются объектами любых видов межсредовых переходов и трансграничных переносов;
9) биоаккумуляция - способность химических веществ накапливаться в биологических объектах;
10) токсичность - способность химической продукции вызывать повреждение или гибель организма, воздействуя на него немеханическим путем;
11) нормативы химической безопасности - показатели, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации для обеспечения химической безопасности, в том числе предельно допустимая концентрация (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений, в воздухе рабочей зоны, химических веществ в воде питьевой систем централизованного и нецентрализованного водоснабжения, воде подземных и поверхностных водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования, воде плавательных бассейнов и аквапарков, отравляющих веществ и продуктов их деструкции в почве, ориентировочный безопасный уровень воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений и воздухе рабочей зоны, ориентировочные допустимые уровни (ОДУ) химических веществ в воде питьевой систем централизованного и нецентрализованного водоснабжения, воде подземных и поверхностных водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования, воде плавательных бассейнов и аквапарков, предельно допустимые уровни (ПДУ) загрязнения химическими веществами кожных покровов работающих, веществ на поверхности средств индивидуальной защиты, технологического оборудования и строительных конструкций производственных помещений, допустимая суточная доза (ДСД) в организме человека, а также технологические нормативы, которые устанавливаются для объектов, оказывающих воздействие на окружающую среду, с применением технологических показателей, в том числе показателей концентрации загрязняющих веществ, объема и (или) массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образования отходов производства и потребления;
12) химически опасные отходы - отходы производства и потребления, содержащие химические вещества в количествах и формах, при которых они могут поступать в окружающую среду и наносить вред здоровью человека и окружающей среде, а также в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации установлен класс опасности;
13) источник химической опасности - антропогенный, природноантропогенный объект и (или) компонент природной среды, содержащий потенциально опасные химические вещества в количествах,, не соответствующих нормативам химической безопасности, в том числе потенциально опасный химический объект, химически загрязненная территория, зона химического заражения или средство, созданное или возникшее в результате осуществления отдельных видов деятельности или бесконтрольного использования технологии химического синтеза, либо завезенное и (или) занесенное на территорию Российской Федерации;
14) потенциально опасный химический объект - объект, используемый для производства, хранения, переработки, использования или транспортировки потенциально опасных химических веществ, повреждение или разрушение которого, в том числе в случае аварии, может создать опасность для жизни или здоровья человека, либо нанести вред окружающей среде;
15) химически загрязненная территория - территория или акватория, в пределах которой превышены нормативы химической безопасности;
16) зона химического заражения - территория или акватория, в пределах которой, распространены или привнесены потенциально опасные химические вещества вследствие природных и техногенных катастроф, применения химического оружия, осуществления террористического акта или диверсии, а также иных природных явлений или антропогенного воздействия;
17) мониторинг химических рисков - выявление, анализ, прогнозирование химических рисков, их оценка и ранжирование на основе единых критериев;
18) оценка химического риска - процесс определения вероятности развития и степени выраженности неблагоприятных последствий для здоровья человека, животных и растений, а также окружающей среды, связанных с опасными химическими факторами;
19) план реагирования на химические угрозы (опасности) - порядок действий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при возникновении химических угроз (опасностей), включая принятие административных, организационно-технических и иных мер по обеспечению готовности к таким угрозам (опасностям) и реагированию на них, по поддержанию допустимого уровня химического риска.
2. Иные понятия в настоящем Федеральном законе используются в значениях, определенных законодательством Российской Федерации.
Статья 2. Правовая основа обеспечения химической безопасности
Правовую основу обеспечения химической безопасности составляют Конституция Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации в области обеспечения химической безопасности, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Статья 3. Основные принципы обеспечения химической безопасности
Обеспечение химической безопасности осуществляется на основе следующих принципов:
1) охрана здоровья граждан и окружающей среды от воздействия опасных химических факторов;
2) сочетание интересов и ответственности личности, общества и государства в области обеспечения химической безопасности;
3) соответствие мер государственного регулирования в области обеспечения химической безопасности существующим химическим угрозам (опасностям), а также системный подход при реализации мероприятий, направленных на обеспечение химической безопасности;
4) обеспечение доступности информации и повышение осведомленности населения в вопросах обеспечения химической безопасности;
5) охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения химической безопасности;
6) презумпция химической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности на потенциально опасных химических объектах;
7) своевременное реагирование на возникающие химические угрозы (опасности), включая создание производственных мощностей и резервов, в том числе государственного материального резерва продукции (товаров), необходимых для обеспечения химической безопасности населения;
8) совершенствование национальной системы химической безопасности с учетом интересов национальной безопасности, общепринятых норм международного права, международных договоров Российской Федерации в целях решения глобальных, национальных и региональных проблем, связанных с химическими угрозами.
Статья 4. Деятельность по обеспечению химической безопасности
Для целей настоящего Федерального закона основными задачами деятельности по обеспечению химической безопасности являются:
1) определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование в области обеспечения химической безопасности;
2) прогнозирование, выявление, анализ, оценка химических рисков;
3) разработка и применение мер по выявлению, предупреждению и устранению химических угроз (опасностей), в том числе выявленных в результате мониторинга химических рисков, локализации и нейтрализации последствий их проявления;
4) применение специальных экономических мер, в том числе экономики замкнутого цикла, в целях обеспечения химической безопасности;
5) обеспечение защищенности потенциально опасных химических объектов;
6) разработка, производство и внедрение ресурсоэффективных технологий, в том числе наилучших доступных технологий, и методов ведения деятельности, связанной с использованием потенциально опасных химических веществ, а также стандартизация методов их исследований;
7) организация научной деятельности в области обеспечения химической безопасности, а также укрепление кадрового потенциала и совершенствование системы подготовки специалистов в области токсикологии и профессиональной патологии;
8) обеспечение государственной регистрации химической продукции и проведения нотификации в отношении новых химических веществ, регистрации потенциально опасных химических веществ;
9) координация действий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при обеспечении химической безопасности;
10) информационно-аналитическое и экспертное обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти при обеспечении химической безопасности;
11) международное сотрудничество в целях обеспечения химической безопасности.
Статья 5. Полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения химической безопасности
1. К полномочиям Правительства Российской Федерации в области обеспечения химической безопасности относятся:
1) выработка и реализация единой государственной политики в области обеспечения химической безопасности, в том числе утверждение плана реагирования на химические угрозы (опасности);
2) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организация их взаимодействия при обеспечении химической безопасности;
3) осуществление иных полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
2. К полномочиям федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения химической безопасности относятся:
1) участие в выработке и реализации единой государственной политики;
2) осуществление нормативного правового регулирования в области обеспечения химической безопасности;
3) организация и проведение государственной регистрации химической продукции и нотификации новых химических веществ, формирование и ведение федерального реестра химических веществ и смесей, а также создание государственных стандартных образцов потенциально опасных химических веществ;
4) осуществление мониторинга химических рисков и оценка эффективности реализации мероприятий, направленных на достижение и поддержание допустимого уровня химического риска;
5) формирование и ведение реестра продукции (товаров), необходимой для обеспечения химической безопасности населения и организации оказания медицинской помощи населению, а также формирование и ведение реестра предприятий, имеющих резерв мощностей для производства указанной продукции (товаров).
3. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения химической безопасности относятся:
1) координация деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения химической безопасности;
2) участие в планировании и реализации мероприятий, направленных на обеспечение химической безопасности на территории субъекта Российской Федерации;
3) участие в проведении мониторинга химических рисков и в осуществлении оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на обеспечение химической безопасности на территории субъекта Российской Федерации;
4) информирование органов местного самоуправления и населения о реализуемых на территории субъекта Российской Федерации мероприятиях, направленных на обеспечение химической безопасности.
4. К полномочиям органов местного самоуправления в области обеспечения химической безопасности относится участие в реализации мероприятий, направленных на обеспечение химической безопасности на территориях муниципальных образований.
Статья 6. Права и обязанности граждан в области обеспечения химической безопасности
1. В области обеспечения химической безопасности граждане имеют право:
1) на охрану здоровья и охрану окружающей среды от опасных химических факторов;
2) на получение в соответствии с законодательством Российской Федерации от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также от соответствующих организаций информации о состоянии защищенности населения и окружающей среды от воздействия опасных химических факторов, о принимаемых мерах, направленных на защиту населения и охрану окружающей среды от воздействия опасных химических факторов, на предотвращение химических угроз (опасностей);
3) на внесение в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления предложений о мерах по обеспечению химической безопасности.
2. В области обеспечения химической безопасности граждане обязаны:
1) соблюдать нормы законодательства Российской Федерации по обеспечению химической безопасности, установленные, в том числе, законодательством в сфере охраны здоровья, законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательством в области охраны окружающей среды и с нормативно-правовыми актами Совета Евразийской экономической комиссии Евразийского экономического союза;
2) не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение права других граждан на охрану здоровья и охрану окружающей среды от воздействия опасных химических факторов.
Статья 7. Права и обязанности организаций в области обеспечения химической безопасности
1. В области обеспечения химической безопасности организации имеют право:
1) на получение в соответствии с законодательством Российской Федерации от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также от соответствующих организаций информации о состоянии защищенности населения и окружающей среды от воздействия опасных химических факторов, о принимаемых мерах, направленных на защиту населения и охрану окружающей среды от воздействия опасных химических факторов, на предотвращение химических угроз (опасностей);
2) на участие в разработке и реализации мероприятий, направленных на обеспечение химической безопасности.
2. В области обеспечения химической безопасности организации обязаны:
1) соблюдать нормы законодательства Российской Федерации по обеспечению химической безопасности, установленные, в том числе, законодательством в сфере охраны здоровья, законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательством в области охраны окружающей среды и нормативно-правовыми актами Совета Евразийской экономической комиссии Евразийского экономического союза;
2) предоставлять в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, информацию (сведения) о реализуемых научных исследованиях в области химической безопасности.
Статья 8. Основные химические угрозы (опасности)
К основным химическим угрозам (опасностям) относятся:
1) разработка и внедрение в производство принципиально новых классов химических веществ с недостаточно изученным воздействием на здоровье человека и окружающую среду;
2) широкое использование новых химических веществ, химических веществ с высокой токсичностью, опасных стойких химических соединений и их накопление в окружающей среде;
3) трансграничный перенос потенциально опасных химических веществ с территорий других государств;
4) глобализация торговли и возможность ввоза потенциально опасных химических веществ и продукции, полученной с их применением;
5) многосредовое воздействие на здоровье человека опасных химических факторов, связанное с химическим загрязнением пищевых продуктов, питьевой воды, воды водоемов, атмосферного воздуха и почвы;
6) наличие большого количества выведенных из эксплуатации потенциально опасных химических объектов с близкими к предельным либо полностью исчерпанными техническими и технологическими ресурсами, а также химически загрязненных территорий в результате прошлой экономической и иной деятельности;
7) использование технологий, не обеспечивающих надлежащую химическую безопасность;
8) отсутствие эффективных технических решений, касающихся обезвреживания и утилизации химически опасных отходов;
9) увеличение риска возникновения аварийных ситуаций на производственных объектах из-за нарастающей изношенности оборудования и снижения уровня квалификации персонала;
10) сохранение угроз террористических актов и (или) диверсий в отношении потенциально опасных химических объектов или с применением потенциально опасных химических веществ.
Статья 9. Организация комплекса мер, направленных на защиту населения и охрану окружающей среды от воздействия опасных химических факторов, на предотвращение химических угроз (опасностей), создание и развитие системы мониторинга химических рисков
Для защиты населения и охраны окружающей среды от воздействия опасных химических факторов и для предотвращения химических угроз (опасностей) осуществляется комплекс следующих мер:
1) борьба с распространением неинфекционных болезней (отравлений), связанных с воздействием опасных химических факторов, в том числе:
а) осуществление мониторинга распространения неинфекционных болезней (отравлений), связанных с воздействием опасных химических факторов (включая токсины растительного происхождения), а также уровня отдельных неинфекционных болезней животных и растений, причиняющих ущерб сельскому хозяйству и вред окружающей среде;
б) сохранение и восстановление гомеостаза и адаптивных резервов организма для обеспечения устойчивости его физиологических функций;
в) применение средств и технологий защиты окружающей среды от опасных химических факторов;
2) внедрение и применение согласованной на глобальном уровне системы классификации опасности и маркировки химических веществ и смесей (химической продукции) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а также обеспечение доступа заинтересованных сторон к сведениям об опасности химических веществ и смесей (химической продукции);
3) предупреждение и предотвращение возникновения химических угроз, исходящих от источников химической опасности;
4) предотвращение, в том числе на потенциально опасных химических объектах аварий, террористических актов и (или) диверсий, а также террористических актов и диверсий, осуществляемых с применением потенциально опасных химических веществ;
5) создание, развитие и функционирование единой сети мониторинга химических рисков;
6) проведение фундаментальных и прикладных научных исследований в области химической безопасности;
7) планирование создания производственных мощностей и резервов, в том числе государственного материального резерва продукции (товаров), необходимых для обеспечения химической безопасности населения и оказания медицинской помощи населению.
Статья 10. Борьба с распространением неинфекционных заболеваний (отравлений), связанных с воздействием опасных химических факторов
В целях предотвращения возникновения и распространения нарушений здоровья, обусловленных опасными химическими факторами:
1) осуществляется изучение свойств потенциально опасных химических веществ, создающих угрозу возникновения неинфекционных заболеваний (отравлений);
2) разрабатываются и внедряются средства и методы индикации и идентификации потенциально опасных химических веществ, в том числе определение их содержания в объектах окружающей среды и биологических материалах;
3) осуществляются меры по сохранению и восстановлению гомеостаза, регуляторных функций и адаптивных резервов организма для снижения неблагоприятного влияния химических факторов среды обитания в целях профилактики экологически обусловленных заболеваний в порядке, утвержденном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения;
4) разрабатываются и применяются средства и технологии диагностики, лечения, профилактики нарушений здоровья, связанных с опасными химическими факторами, а также контроль за нежелательными и побочными эффектами воздействия лекарственных препаратов;
5) разрабатываются и реализуются медико-профилактические мероприятия в отношении лиц, подверженных химическому риску;
6) развивается уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти сеть центров индикации и диагностики неинфекционных заболеваний (отравлений), обусловленных опасными химическими факторами, центров проведения исследований химических веществ;
7) разрабатываются и внедряются современные методы, средства и технологии, направленные на защиту населения и окружающей среды от воздействия опасных химических факторов;
8) осуществляется производство, пополнение и обновление запасов средств защиты населения от негативного воздействия опасных химических факторов;
9) осуществляется повышение общей культуры граждан Российской Федерации в области обеспечения химической безопасности, включая повышение уровня и качества информированности населения о химических угрозах, в том числе способах защиты от опасных химических факторов, мерах по ликвидации последствий их воздействия.
Статья 11. Предупреждение и предотвращение возникновения химических угроз, исходящих от источников химической опасности
В целях предупреждения и предотвращения возникновения химических угроз, исходящих от источников химической опасности:
1) осуществляется оценка потенциально опасных химических объектов и загрязненных территорий с учетом данных о свойствах химических веществ, о заболеваемости и смертности населения, об уровне и динамике нарушений здоровья, связанных с опасными химическими факторами, уровне рассчитываемых интегральных показателей здоровья, о состоянии среды обитания человека и качестве компонентов природной среды (в том числе атмосферного воздуха, воздуха рабочей зоны, питьевой воды, поверхностных и подземных водных источников, степени загрязнения почв и пищевой продукции), при проведении мониторинга химических рисков в соответствии с порядком и критериями, установленными Правительством Российской Федерации;
2) проводится обследование потенциально опасных химических объектов и загрязненных территорий, в том числе проведение инвентаризации выведенных из эксплуатации предприятий, ранее производивших потенциально опасные химические вещества, а также территорий, загрязненных в результате прошлой экономической и иной деятельности, подготовку медико-санитарных паспортов территорий, на которых расположены потенциально опасные химические объекты и разработку мероприятий по их ликвидации (обезвреживанию) и (или) снижению уровня химического риска;
3) предусматривается развитие механизмов гарантированного государственного обеспечения и социальной защиты специалистов в области химической безопасности, контактирующих с потенциально опасными химическими веществами, работников организаций, а также лиц, проживающих в зонах, подверженных воздействию опасных химических производств, и лиц, пострадавших в результате аварий на них;
4) предусматриваются меры по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных химических объектах, в том числе:
а) совершенствование системы контроля и управления, включая систему автоматической противоаварийной защиты технологических процессов, обеспечение эффективного функционирования дежурно-диспетчерской службы организаций;
б) повышение надежности функционирования и уровня безопасности потенциально опасных химических объектов, модернизация систем контроля и управления рисками при чрезвычайных ситуациях и ликвидации их последствий;
в) развитие технологий предотвращения несанкционированного доступа к потенциально опасным химическим веществам;
г) обеспечение персонала потенциально опасных химических объектов и населения, находящегося в зоне химического заражения, средствами индивидуальной и коллективной защиты;
д) ликвидацию (обезвреживание) выведенных из эксплуатации потенциально опасных химических объектов, а также рекультивацию земель, загрязненных в результате прошлой экономической и иной деятельности;
5) обеспечивается развитие и внедрение безопасных технологий обращения с химически опасными отходами;
6) предусматривается ликвидация или утилизация запасов (в том числе бесхозяйных) пестицидов и агрохимикатов, непригодных к дальнейшему использованию по назначению (в том числе с истекшими сроками хранения), имущества гражданской обороны с истекшим сроком хранения и утратившего защитные свойства, стойких органических веществ в соответствии с международными договорами, участницей которых является Российская Федерация;
7) осуществляется внедрение импортозамещающих, ресурсосберегающих, экологически безопасных технологий, обеспечивающих допустимые уровни рисков негативного воздействия на здоровье человека и окружающую среду химических факторов производства на различных стадиях жизненного цикла выпускаемой продукции;
8) осуществляется внедрение эффективных средств индивидуальной защиты, обеззараживания и контроля качества окружающей среды, систем жизнеобеспечения, разрабатываемых и поставляемых предприятиями обеспечения полного жизненного цикла продукции, а также ликвидация источников химической опасности ранее выведенных из эксплуатации объектов промышленной инфраструктуры, рекультивация и возвращение в хозяйственный оборот загрязненных земель;
9) обеспечивается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, предоставление субъектами деятельности в сфере промышленности федеральным органам исполнительной власти информации о производстве и обращении потенциально опасных химических веществ, за исключением информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законом Российской Федерации.
Статья 12. Предупреждение и предотвращение аварий и (или) диверсий на потенциально опасных химических объектах, иных преднамеренных химических угроз (опасностей), бесконтрольного осуществления опасной техногенной деятельности в области химии, террористических актов и (или) диверсий с использованием потенциально опасных химических веществ
1. Для предупреждения и предотвращения аварий и (или) диверсий на потенциально опасных химических объектах осуществляются следующие меры:
1) обеспечение соблюдения установленных законодательством Российской Федерации норм и правил, определяющих порядок работы на потенциально опасных химических объектах;
2) использование строительных, конструкторских и технологических решений, препятствующих выходу потенциально опасных химических веществ из рабочей зоны и их циркуляции вне этой зоны, а также исключающих их попадание в окружающую среду;
3) обеспечение физической защиты потенциально опасных химических объектов от несанкционированного доступа;
4) проведение профилактических мероприятий организациями, эксплуатирующими потенциально опасные химические объекты.
2. Перечень потенциально опасных химических объектов, порядок осуществления мер по предотвращению аварий и (или) диверсий на таких объектах, а также порядок осуществления мер по локализации и ликвидации зон химического заражения, возникших вследствие аварий и (или) диверсий, утверждается Правительством Российской Федерации.
3. Для предупреждения и предотвращения опасной техногенной деятельности, связанной с использованием потенциально опасных химических веществ осуществляются следующие меры:
1) разработка современных методов идентификации новых химических веществ и смесей для их последующей классификации и маркировки;
2) разработка и внедрение современных методов индикации (количественного анализа) наиболее значимых потенциально опасных химических веществ в окружающей среде и биологических материалах согласно перечню и в соответствии с критериями отнесения потенциально опасных химических веществ к наиболее значимым, установленными Правительством Российской Федерации;
3) проведение исследований наиболее значимых потенциально опасных химических веществ и оценка их опасности;
4) отнесение наиболее значимых потенциально опасных химических веществ к ограниченным в применении, запрещенным к применению, а также замещение их на более безопасные аналоги в случае наличия научного обоснования в соответствии с нормативно-правовыми актами Совета Евразийской экономической комиссии Евразийского экономического союза;
5) создание государственных стандартных образцов потенциально опасных химических веществ, в том числе стойких органических загрязнителей.
4. Для предупреждения и предотвращения террористических актов и (или) диверсий с использованием потенциально опасных химических веществ, а также иных преднамеренных химических угроз (опасностей) осуществляются:
1) анализ угроз совершения террористических актов и (или) диверсий с использованием потенциально опасных химических и иных преднамеренных химических угроз (опасностей);
2) разработка и внедрение мер по повышению защищенности мест массового скопления людей;
3) разработка специальных мер по обеспечению химической защиты, включая создание и применение средств химической защиты, химической разведки, индивидуальной и коллективной защиты, индивидуальных и групповых средств специальной обработки, средств медицинской защиты, а также иных мер по обеспечению химической безопасности.
Статья 13. Мониторинг химических рисков
1. Мониторинг химических рисков включает в себя выявление, анализ, прогнозирование, оценку и ранжирование химических рисков на основе единых критериев.
2. Порядок проведения мониторинга химических рисков, включая установление единых критериев, утверждается Правительством Российской Федерации.
3. Данные мониторинга химических рисков вносятся в государственную информационную систему в области обеспечения химической безопасности.
4. Данные мониторинга химических рисков применяются в том числе для оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на обеспечение химической безопасности, для разработки мероприятий по нейтрализации химических угроз (опасностей), предупреждению и снижению химических рисков, повышению защищенности населения и окружающей среды от воздействия опасных химических факторов, в том числе включаемых в план реагирования на химические угрозы (опасности).
Статья 14. Государственная информационная система в области обеспечения химической безопасности
1. В целях управления химическими рисками, обеспечения обмена информацией между федеральными государственными органами, государственными органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при осуществлении их взаимодействия в области обеспечения химической безопасности формируется государственная информационная система в области обеспечения химической безопасности.
2. Формирование государственной информационной системы в области обеспечения химической безопасности осуществляется на основе статистических и иных сведений, предоставляемых государственными органами и (или) находящимися в их ведении организациями.
3. Положение о государственной информационной системе в области химической безопасности утверждается Правительством Российской Федерации.
4. Создание, развитие, ввод в эксплуатацию, эксплуатация и вывод из эксплуатации государственной информационной системы в области обеспечения химической безопасности и дальнейшее хранение содержащейся в ее базе данных информации, а также защита обрабатываемой информации в указанной государственной информационной системе осуществляется в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации требованиями к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации.
Статья 15. Международное сотрудничество в области обеспечения химической безопасности
В целях предотвращения, нейтрализации и устранения химических угроз (опасностей) уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, а также организации, уполномоченные в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляют в пределах своей компетенции международное сотрудничество по следующим направлениям:
1) укрепление режима "Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов химического оружия и об его уничтожении", ратифицированной Федеральным законом от 5 ноября 1997 г.N 138-ФЗ "О ратификации Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов химического оружия и об его уничтожении" в целях обеспечения полного запрета химического оружия, а также расследование случаев предполагаемого применения химического оружия и развитие лабораторий, имеющих международную аккредитацию ОЗХО;
2) предотвращение террористических актов и (или) диверсий с использованием химических веществ и ликвидация последствий их совершения;
3) обеспечение безопасности при обращении химических веществ на протяжении всего их жизненного цикла;
4) интеграция Российской Федерации в межгосударственные и международные системы обеспечения химической безопасности и в иные международные интеграционные объединения, участие в международном научном обмене в указанной сфере;
5) представление интересов Российской Федерации в международных организациях, а также в организациях и структурах регионального и национального уровней в области обеспечения химической безопасности российскими экспертами и представителями уполномоченных специализированных организаций;
6) предотвращение, локализация и ликвидация чрезвычайных ситуаций в области обеспечения химической безопасности международного характера;
7) гармонизация законодательства в области обеспечения химической безопасности с наилучшими международными практиками и подходами в данной области.
Статья 16. Ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения химической безопасности
За нарушение законодательства Российской Федерации по обеспечению химической безопасности устанавливается ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 17. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
2. Пункт 2 части 2 статьи 7, пункт 2 статьи 9, пункт 3 статьи 10, пункт 9 статьи 11, часть 2 и пункт 2 части 3 статьи 12, часть 2 статьи 13, часть 3 статьи 14 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2023 года.
Президент |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.