Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия финансированию терроризма и (или) иных противоправных деяний"
(подготовлен Росфинмониторингом 11.10.2021 г.)
Проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия финансированию терроризма и (или) иных противоправных деяний" (далее также - проект, проект федерального закона) предлагается в законодательстве Российской Федерации предусмотреть внесудебный механизм принятия правоохранительными и иными государственными органами решения о приостановлении операций, связанных со списанием денежных средств с банковских счетов (вкладов) или с уменьшением остатка электронных денежных средств при использовании электронных средств платежа, в отношении которых имеются сведения об их использовании в целях финансирования террористической деятельности, финансирования экстремистской деятельности, в том числе массовых беспорядков экстремистской направленности, финансирования деятельности, направленной на организацию и (или) проведение публичных мероприятий с нарушением установленного порядка, что может привести к массовым беспорядкам, погромам, поджогам, нарушению функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, иным аналогичным негативным последствиям, а также для целей незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также растений (либо их частей), содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры.
При этом такое решение может быть принято только в нетерпящих отлагательства случаях, а являющиеся основанием для принятия указанного решения и имеющиеся в распоряжении уполномоченных государственных органов сведения должны быть "достаточными, предварительно подтвержденными и задокументированными".
Поскольку приостановление операций влечет ограничение прав граждан, связанных с пользованием и распоряжением принадлежащими им денежными средствами, проект предусматривает, что такое приостановление будет носить временный характер, а именно приниматься на срок до 10 рабочих дней. Само решение о приостановлении будет приниматься ограниченной категорией должностных лиц, в которую предлагается включить руководителей федеральных органов исполнительной власти и их заместителей (МВД России, ФСБ России, Росфинмониторинг), а также отдельных руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (МВД России, ФСБ России). Кроме того, проект предусматривает обязательное уведомление в течение 24 часов Генерального прокурора Российской Федерации, его заместителя или иного подчиненного ему соответствующего прокурора о принятом решении о приостановлении операций.
Одновременно, проект закрепляет за Генеральной прокуратурой Российской Федерации дополнительные полномочия, связанные с направлением в уполномоченные государственные органы протеста в отношении решения о приостановлении операций по списанию денежных средств с банковских счетов (вкладов) или уменьшению остатка электронных денежных средств, в случае, если такие решения были приняты с нарушением законодательства Российской Федерации. При этом срок рассмотрения такого протеста составляет 48 часов.
Проектом установлена возможность дальнейшего приостановления операций по банковским счетам (вкладам) и (или) с использованием электронных средств платежа после окончания срока приостановления операций по решению уполномоченных государственных органов только путем вынесения соответствующего судебного решения, полученного в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации. В этой связи названный Кодекс дополняется новой главой 273 "Производство по административным делам о приостановлении операций, связанных со списанием денежных средств с банковским счетов (вкладов) или с уменьшением остатка электронных денежных средств при использовании электронных средств платежа".
Для целей оперативного исполнения принятых решений о приостановлении операций или в случае отмены таких решений проект закрепляет механизм доведения информации до сведения кредитных организаций, являющихся эмитентами банковских карт, либо открывших банковский счет (вклад), либо с которыми заключен договор об использовании электронного средства платежа, а также исполнения принятых решений. Такой механизм основывается и по своей сути аналогичен действующему правовому механизму доведения до кредитных организаций перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в целях применения мер по замораживанию (блокированию) принадлежащих им денежных средств или иного имущества. Причем, в случае отмены решения о приостановлении операций предусматривается незамедлительное информирование Росфинмониторинга и последующее доведение информации об этом до кредитных организаций.
Также, для обеспечения защиты прав лиц, в отношении банковских счетов (вкладов) или электронных средств платежа которых приостановлены расходные операции, проект федерального закона предусматривает:
- информирование названных лиц кредитными организациями о приостановленных операциях;
- возможность назначения судом ежемесячной выплаты для обеспечения жизнедеятельности названных лиц и находящихся на их иждивении членов семьи (минимума имущества, необходимого для их существования);
- установления перечня операций, на которые не распространяется решение суда о приостановлении расходных операций (оплата труда, уплата налогов, сборов, штрафов, оплата коммунальных платежей и т.п.);
- общие нормы, гарантирующие судебную защиту прав названных лиц.
Принятие проекта позволит создать эффективный механизм обеспечения безопасности государства, защиты интересов общества и граждан в случае использования финансовых инструментов в противоправных целях.
При разработке проекта учитывалась информация правоохранительных органов, отражающая существующие схемы совершения противоправных деяний, пресечение которых невозможно с использованием действующих правовых механизмов. Это связано с тем, что для совершения преступлений (правонарушений) в рассматриваемой области в подавляющем большинстве случаев используются счета (вклады) или электронные средства платежа, открытые на небольшой промежуток времени на подставных лиц или с использованием процедур, не требующих идентификации владельцев таких счетов (вкладов или электронных средств платежа), что делает неэффективным их первоначальное блокирование путем получения судебного решения.
Предполагается, что в день по всей территории Российской Федерации уполномоченными должностными лицами правоохранительных органов будет приниматься порядка 17 решений о приостановлении операций, а в неделю - около 120. При расчете данного значения учитывались официальные статистические данные за 2019 и 2020 года о количестве выявленных (зарегистрированных) преступлений по статьям 205.1, 212, 212.1, 228.1, 228.4, 229.1 и 282.3 Уголовного кодекса Российской Федерации, возможность использования в рамках одного деяния до 3 банковских счетов/электронных средств платежа либо их не применение при совершении преступлений, а также вероятность практической реализации института приостановления операций исходя из устанавливаемых условий его применения (от 5% случаев по преступлениям в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, до 50% случаев по иным преступлениям).
Исходя из количества кредитных организаций (по состоянию на 14 сентября 2021 года - 757) в год в каждую такую организацию будет поступать до 10 решений уполномоченных должностных лиц о приостановлении операций. С учетом масштаба деятельности отдельных кредитных организаций приведенная цифра может варьироваться.
Предлагается установить отложенный срок (360 дней) вступления в силу предлагаемых проектом федерального закона изменений с целью обеспечения принятия необходимых для их реализации подзаконных нормативных правовых актов и организации эффективного взаимодействия всех участников запланированного информационного обмена, а в части изменений в составе межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, - сокращенный срок вступления в силу (со дня официального опубликования федерального закона), обусловленный необходимостью оперативного изменения порядка функционирования данного координационного органа.
Положения проекта не повлекут отрицательных социально-экономических и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку вводимый механизм приостановления расходных операций направлен на предотвращение/пресечение противоправной деятельности.
Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия финансированию терроризма и (или) иных противоправных деяний" окажет в целом положительное влияние на достижение целей государственной программы Российской Федерации "Обеспечение государственной безопасности".
Проект не содержит обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
На рассмотрении палат Федерального Собрания Российской Федерации отсутствуют законопроекты (федеральные законы) по вопросам, являющимся предметом правового регулирования проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия финансированию терроризма и (или) иных противоправных деяний".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.